Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Зима в Простоквашино
18 декабря 2008 года, 14:43
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Елена ПОПОВА
Вопрос, где провести десять дней зимних каникул, для норильчанки Надежды Селуковой не стоит. Вопрос даже не обговаривается – новогодние праздники пройдут на даче. «Вот эту березку, – показывает она на покрытое инеем деревце, – мы с Егорычем украсим, подключим иллюминацию – красота будет неописуемая!..» Надежда Ивановна радуется как ребенок.
День не успевает набрать силу, как его тут же сменяют сумерки. Норильские дачи, где летом обычно кипит жизнь, с безнадежной тоской брошенного пса смотрят из-под козырьков крыш на проезжающие по талнахской трассе машины. Отличить один заснеженный домик от другого сложно. Немудрено, что нас с фотокором Николаем выходит встречать Егорыч. На даче он живет уже девять лет, выбираясь в Норильск лишь раз в месяц – за пенсией.
– Не скучно вам тут? – округляет глаза Коля.
– Да некогда скучать, – улыбается Егорыч и показывает на домик, над крышей которого вьется дымок: – Зимой тут тоже работы хватает. Да и гости постоянно приезжают…
 
Лошадь, гусь и петухи
– Замерзли? – хозяйка небольшого, по-деревенски уютного домика с сочувствием рассматривает вконец околевших журналистов. Ее подруга Стэла, только взглянув на мои сапоги на рыбьем меху, качает головой и достает теплые валенки: «На-ка, переобуйся!»
На улице почти минус сорок и ветер пять метров в секунду.
– Жесткость погоды – пятьдесят градусов по Цельсию, – поясняет разрумянившийся Коля, дуя на обжигающе горячий чай.
Рядом с ним на лавке нежно обнимаются два кота размером с теленка. «Леопольд и Кузя – дядя с племянником», – предваряет всякие крамольные мысли Надежда Ивановна. Коля чешет за ушами «родственников», а я рассматриваю фотографии, периодически ахая: такого размера помидоры и огурцы, выращенные на норильской земле, представить трудно. А летом была даже клубника…
В печке танцуют языки пламени. Пахнет дровами. Пахнет детством – вот так же гудел огонь в русской печи в бабушкином доме… Поверить, что мы находимся в пределах Норильска, почти невозможно. Однако это – реальность. Хозяйка показывает мне чашку с домашними яйцами.
– Сегодня шесть штук у несушек забрала…
Я потрясенно молчу. Мало того что куры – в Норильске. Мало того что – зимой. Так еще и несутся?!  Хорошо бы своими глазами увидеть известное по рассказам коллег «деревенское» хозяйство. Надежда Ивановна соглашается и ведет нас в птичник. Под навесом неожиданно вскидывается чья-то тень…
– Не бойтесь, Пират не укусит! – хозяйка протягивает руку к огромной собаке и добавляет: – Даже не верится – еще недавно такой маленький щенок был, а теперь целая лошадь вымахала…
«Лошадь» радостно тычется в руки Надежды Ивановны, машет хвостом. Норильчанка смеется, отгоняя собаку, и заводит нас в теплое помещение с низеньким потолком. В клетках горделиво прохаживаются перед курицами немыслимой красоты петухи, склоняют набок красные гребни, а гусь Ваня, вытягивая шею, смотрит на всех пытливым взглядом.
 
После проруби – на Красное море
Где еще можно испытать такое спокойствие и умиротворение  в полярную ночь? Понятно теперь, почему норильский медик Надежда Селукова старается проводить на даче каждую свободную минуту.  Хотя это не единственная причина.
– Мы со Стэлой в баньке сейчас попаримся и в проруби искупаемся, – обозначает она программу-минимум и объясняет: – Любителей такого отдыха у нас вообще-то человек пятнадцать наберется, просто сегодня никто не смог приехать. Если хотите – присоединяйтесь к нам.
От одной только мысли о том, что надо выйти на пронизывающий до костей холод, не по себе. Немыслимо представить себя не только в купальнике, но хотя бы без шапки, варежек или обретенных полчаса назад валенок. Хотя кому-то ведь удается жить в гармонии с природой даже на Крайнем Севере!
– Я всю зиму хожу в легкой паутинке. Без варежек, – говорит мне Надежда Ивановна и добавляет: – Зря не хочешь купаться в проруби. Здоровый человек – счастливый человек. Вот Стэла, например, от проблем с давлением полностью избавилась. Теперь из Волгограда, куда несколько лет назад уехала жить, каждую зиму в Норильск возвращается и уезжает обратно только весной.
– Страшно только первый раз в воду залезть, – в свою очередь пытается убедить меня Стэла. – Когда из проруби выходишь, ощущение, будто тело в легком скафандре…
– Будто его тысячи комаров искусали, – блестит глазами Надежда Ивановна. – Потрясающий эффект!
Обе дамы выходят из дома в купальниках и – о, ужас! – топают по снегу босиком. За ними топает фотокор. Под его валенками скрипит снег. Хозяйка сразу направляется к проруби, Стэла –  в баню. Поеживаясь от ветра, Коля щелкает затвором в опускающихся на землю сумерках. Норильчанки позируют на снегу и снова идут в баню. После этого – опять в прорубь. Процесс цикличный.
– Норильск – природный холодильник, в нем не постареешь никогда, – раскрасневшаяся Надежда Ивановна заходит наконец в домик и, хитро прищурившись, спрашивает меня: – Вот сколько мне лет дашь?
– Все время об этом и думаю, – признаюсь я жизнерадостной хозяйке.
Надежда Ивановна смущенно косится в сторону Коли, и я машу ему: сгинь! Тайну возраста обещаю унести с собой, хотя, признаться, цифра шокирует. Вот это да!
– Когда с сыном ездили в Египет, – рассказывает довольная произведенным эффектом норильчанка, – нужно было каждый вечер спускаться к ужину. Сын смотрел на всю эту разряженную публику, смотрел, а потом говорит: «Мама, а ведь ты здесь самая красивая!»
Услышав от Надежды Ивановны, что весной она собирается заняться дайвингом на Красном море,  мы с Колей в ступоре переглядываемся. Если столько энергии – от холодной воды, может, все же и нам попробовать?
За “бортом” минус сорок и ветер...
Несушки с работой справляются
Егорыч, Кузя и Леопольд
“Яичко не простое, а северное”
Пират нрава доброго
0

Читайте также в этом номере:

Проездной подорожает (Инна ШИМОЛИНА)
FORD пришел (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Чемодан редиски (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Такие уникальные (Виктор КИМ)
Родитель, учись! (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск