Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Живет такой парень
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
27 июля 2010 года, 14:39
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Александр СЕМЧЕНКОВ
Говорят, раньше на Севере жилось ощутимо лучше, чем на материке, потому и ехали  сюда со всех уголков Советского Союза. А сейчас время совсем иное, и многие живут  здесь якобы исключительно потому, что не знают, как вырваться. Предположим.  Однако как объяснить то, что каждый третий представитель трудящейся молодежи  вовсе не норильчанин, а приезжий… Противоречие?
Слесарь производственного объединения “Норильскремонт” Вячеслав ЗОЗИН, пример которого и навел меня на эти размышления, родился и вырос в Абазе, что на юге Хакасии. Юношеские годы провел в Новосибирске, где окончил командное речное училище по профессии техник-судоводитель.
– Город, с которым связаны веселые студенческие годы, навсегда останется в памяти лучшими днями моей жизни, – говорит Вячеслав. – Я настолько полюбил Новосибирск, что даже мысли допустить не мог, что однажды придется с ним проститься. Придумывал варианты, как устроиться в этом городе, и мне казалось, что я почти определился и знаю, чего хочу от жизни.  
 
Наказать, чтобы научить
Четыре месяца практики Зозин провел на трехпалубном теплоходе “Ротмир Соколовский”. Часть пути, пройденного на судне, он был рулевым мотористом, причем с обязанностями проворно справлялся и без присмотра со стороны “речных волков”, которые, как заведено, выступали в роли наставников. Вячеслав говорит, что профессию освоил влет. И не мудрено: в мужском обществе, как правило, царит строгая дисциплина и существует излюбленный метод воспитания – поставить провинившемуся невыполнимую задачу. Молодежь ежедневно решает по паре подобных задач, и неумение ей прощают (какой капитан не был курсантом?), но наказание в такой полезной форме для того и существует, чтобы научить. Причем сложность поставленной задачи была прямо пропорциональна серьезности нарушения. Курсант Зозин сообразил сразу, что знания озорству не помеха, и в перерывах между короткими самоходами (теплоход обычно на причалах долго не задерживался) не ленился ради эксперимента разобрать-собрать генератор или детально изучить устройство теплового двигателя, а на досуге почитать техническую литературу. Если кто-то из однокурсников сутки ломал голову, пытаясь угадать конструкцию того или иного агрегата, искренне ругая себя за вольнодумство, то Зозин больше делал вид, что чрезвычайно растерян и удручен, а на самом деле справлялся с задачей в два счета. Разве это наказание, когда знаешь, что и как делать, да еще получаешь от этого удовольствие.
 
Образование продолжается
Несколько морских миль Вячеслав Зозин записал на свой счет и в качестве капитана – программа практических занятий подразумевала и такое задание. Управлять внушительным трехпалубным теплоходом Вячеславу понравилось. Особенно в ночную вахту. Ответственность за жизни тех, кто находится на борту, он прочувствовал в полной мере. Но вовсе не от ответственности уходил Зозин, когда прошел мимо открытых дверей Новосибирской морской академии, куда планировал поступить по окончании речного училища, и неожиданно для самого себя растворился в полумраке местного военкомата. Повестка прибыть для освидетельствования призывной медицинской комиссией была условностью. Стоило только поступить в вуз и продолжить обучение, Вооруженные силы обошлись бы теми, кто либо уже получил диплом, либо решил, что наличие образования не имеет отношения к счастью и ограничился школьной программой. Но взгляды нашего героя на жизнь неожиданно изменились.
– Все, что связано с водой, конечно, романтично, – вспоминает Зозин свое настроение. – Но я решил, что осваиваться надо все же на суше. Буду честным, не привлекла именно финансовая составляющая. Речной флот у нас живет, как говорится, на подсосе. По крайней мере, пароходство, в которое попал я.
Небольшой зарплате судомеханика Вячеслав предпочел армейский паек и полтора года относительной свободы в кирзовых сапогах. В дембельском альбоме об этом времени сослуживец писал: “Я отправился обучаться хитрому искусству стирать об асфальт каблуки. Не вышло, но хотелось с юмором”. А Вячеслав, засыпая в казарме первым, еще нечутким сном, отметил про себя иное: образование продолжается.
 
Строить жизнь
Предложения попытать счастья на Севере наш герой получал неоднократно. Первым десантом от семьи Зозиных на норильскую землю отправился отец Вячеслава, Валерий. Он-то и внушал сыну, демобилизовавшемуся из армии, что хорошо не там, где тебе хочется, чтобы жилось хорошо, а там, где ты способен этого реально добиться.
Дембель праздновался долго. И Новосибирск оказался для Вячеслава “преступным пособником” – клубы, друзья, масса развлечений. Но когда эйфория прошла, действительность предстала в истинном свете. Потратиться здесь можно красиво. А достойную работу найти трудно. Разочаровавшись в столице Сибири, которую к тому времени еще и кризис изрядно потрепал, Зозин-младший наконец прислушался к отцу. К тому же старший брат Вячеслава, Александр, уже шестой год работал на одной из норильских СТО и участи себе иной, кроме как устроиться на комбинат, не желал. В Норильске Александр обзавелся семьей, а потом и добился достатка. Чем не пример для младшего брата?
– Других вариантов не было, – признается Вячеслав. – Возвращаться на родину я не хотел. Возникала мысль попробовать силы в Москве, но передумал. А здесь отец, к которому всегда можно обратиться за советом. Психологически меня это здорово укрепляет. Когда летел в Норильск, не питал иллюзий, решил, если не понравится, ничего страшного, всегда можно вернуться. Сегодня я ценю свою работу во многом еще и за то, что есть перспективы. Стабильность необходима, но не менее важно знать, что завтра будет лучше, если я захочу и приложу усилия. Техническое образование позволяет работать в должности механика. Вроде справляюсь.
Вячеслав решил получить диплом инженера, поступил в Норильский индустриальный институт.
– НИИ, конечно, не морская академия, – улыбается Вячеслав. – Но я сделаю все возможное, чтобы в будущем о своем выборе не жалеть. Что ни говори, в Норильске есть условия, чтобы строить жизнь и стремиться быть счастливым.
 
Угадает без нот
Познакомившись с Вячеславом, я подумал, что в Норильск занесло талантливого музыканта. Он – скрипач, гитарист, контрабасист. Вячеславу нужно только задать мелодию, чтобы цепкая память прихватила, да в двух словах раскрыть технологию извлечения звука из оказавшегося под рукой музыкального инструмента, а там уже дело короткого времени…
Недавно наш герой открыл для себя новые возможности – компьютерную студию, ресурсы которой позволяют материализовывать самые невероятные идеи. Так что вполне возможно, мы еще услышим о Вячеславе Зозине и как об успешном профессиональном музыканте. Его мелодии звучат на праздничных концертах. По-моему, песни Вячеслава нравятся публике. И что самое важное – ему стараются подпевать.  
0

Читайте также в этом номере:

Будем смотреть телевизор (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Чего хочет абитуриент (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Лама не скрывает глубины (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Непонятная культура (Юлия КОСТИКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск