Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Заложить все!
5 декабря 2008 года, 15:33
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Екатерина СТЕПАНОВА
Требования к заемщикам банков, равно как и ставки по кредитам, в связи с финансовыми катаклизмами ужесточились. Спасением для многих в этой ситуации становятся ломбарды. Число клиентов этих учреждений в России, по последним данным, стремительно растет. При этом с нового года желающих заложить золото-серебро станет на 10–15% больше. Насколько актуальна тенденция для Норильска, выяснял корреспондент «Заполярного вестника».
Нет, не таким я себе представляла ломбард. Действительность по-норильски оказалась слишком прозаичной: маленькая, как для обмена валюты, комнатка – туда может войти только один человек. Суровый оценщик с лупой за перегородкой. Я несколько минут потопталась около двери, изучая объявления.  
«Уважаемые господа! Ломбард сегодня выдает от 130 до 320 рублей за грамм золота 583–585 пробы», – повторил губами подошедший молодой человек в спортивной одежде. Он решительно открыл дверь и вошел внутрь, а я осталась читать другие вывески: «Залоги общим весом менее 10 грамм не принимаются. Ссуды меньше двух тысяч не выдаются». Проценты по ссуде сообщались тут же: от 2000 до 4900 рублей – 10% в неделю, от 5000 до 9900 рублей – 8%... Относительно немного – всего 3% – предлагалось заплатить тем, кто оставит в залоге имущества на 100 и более тысяч рублей. Интересно, бывают в Норильске и такие?
Я попыталась подсчитать в уме, во сколько обойдется месячный кредит в ломбарде, если взять минимум – 2000 рублей… Выходило прилично.
Парень вышел из ломбарда, ощущая себя легко и непринужденно. Его тут же сменила женщина за сорок в чернобурковой шубе. Вместе с ней зашла девочка-школьница, видимо дочь.
– Неужели это все? – голос женщины за дверью повысился на несколько октав.
– А вы прайс видели? Знаете, какая ситуация на мировом рынке? Денег желаете – получите и распишитесь.
 
Деньги нужны
Игрокам ломбардного рынка, как ни странно, кризис не помеха. Владельцы материковских залоговых контор радостно потирают руки: россияне ходят теперь не в банки, а в ломбарды, так как получить кредит здесь намного проще. Да, проценты выше, зато никаких тебе поручителей и деньги сразу.
– Ни один банк не выдаст человеку две-три тысячи рублей – ему это невыгодно, – объяснил мне видимые преимущества владелец вышеупомянутого ломбарда. Представиться официально он категорически отказался, зато не преминул сообщить, что массового притока горожан, желающих заложить свои вещи под проценты, в нашем городе в связи с кризисом, увы, не наблюдается.
– Обращаются к нам в основном «знакомые все лица», которые находятся в состоянии перманентного цейтнота. К примеру, человеку нужно срочно погасить проценты по ипотеке. Или дождаться после отпуска зарплаты. В любом случае это люди, расходы которых по тем или иным причинам превышают доходы.
В моем воображении тут же возник образ несчастного, в пароксизме отчаяния отдающего последнее бессовестному отечественному ростовщику…
– Что вы! – изумился владелец ломбарда. – Речь идет о вполне благополучных норильчанах со стабильным заработком. Ну, придется на некоторое время от любимого колечка глазки отвести, так ведь за все платить надо! Плохо, что не все это понимают.
Он тут же припомнил случай, когда несколько лет назад в ломбард пришел мужчина подшофе и заявил, что пропил с друзьями все деньги, а теперь ему срочно нужны три тысячи.
– Залог у вас есть? – поинтересовались у норильчанина.
– Какой залог? Мне деньги нужны, – изумился тот. – У меня же через два дня зарплата будет…
– Ситуации разные бывают, – включается в разговор оценщик Михаил. – Знаете, к нам регулярно приходит пожилой норильчанин. Приносит каждый раз одно и то же обручальное кольцо, получает деньги за эти свои два грамма золота, а в положенное время все возвращает. Причем с процентами. И так уже в течение восьми лет.
– Если бы все люди были такими честными… – вздыхает владелец ломбарда.
Вопреки бытующему в сознании обывателей мнению, им невыгодно оставлять себе полученное в залог имущество. Ломбард живет на процент от сделки, а с кризисом число невыкупленных вещей может возрасти.
– Кому я потом могу продать это золото? – пожимает плечами хозяин ломбарда. – Надеяться на то, что кто-то придет через полгода и заплатит большие проценты, бессмысленно. К тому же в течение льготного месяца по закону я не могу продать изделие, в результате мои деньги оказываются замороженными. Проще при таком раскладе открыть «Скупку золота».  
 
Ничего нет, кроме цепей
Звонок в ломбард:
– Подскажите, сколько времени?
– У нас не справочная, а ломбард.
– Знаю, – слышится в трубке печальный голос. – Просто мои часы у вас в залоге.
Анекдот, который рассказали мне в залоговой конторе, для Норильска неактуален. Часы «Роллекс» у нас не закладывают. Антиквариат в Норильске тоже не найти. Раритетами похвастать могут только столицы.
– Иногда нам приносят иконы конца девятнадцатого- начала двадцатого века, – рассказывают игроки норильского ломбардного рынка. – Человеку кажется, что вещь будет стоить больших денег. В действительности же она не представляет культурно-исторической ценности. Это не авторская работа. Хотя, никто не спорит, вещь старинная…
Самым ходовым товаром остается «ювелирка». Изумлению моему нет предела. Золото-бриллианты особой ценности не представляют. Меня тут же поправляют:
– Речь идет о ювелирных изделиях с конвейера, которые чаще всего приносит в залог среднестатистический норильчанин.
Мелкие бриллианты при этом вообще не оцениваются и не учитываются. То же самое и с цветными камнями. Вместо сапфиров в квитанции напишут просто: изделие с синими камнями. И все.
Я спросила, какую самую крупную сумму выдали клиенту за последние несколько лет? Ответом было: 150 тысяч рублей, когда норильчанин принес полкилограмма золотых цепей.
Шубы или технику ломбарды в Норильске не принимают.
– Для таких залогов нужны большие складские площади, для мехов – вообще специальные холодильники. Представьте, во сколько обойдется в нашем городе аренда помещения в 150–200 квадратных метров, – резоны владельцев ломбардов вполне понятны. – Это вам не заграница, где в залог принимают все – от тапочек до самолетов.
Я тут же вспомнила французских фермеров, которые каждую осень закладывают свои лопаты и сельскохозяйственный инвентарь в ломбард, а по весне, вздохнув с облегчением, выкупают его обратно. Такое вот сезонное явление.  
 
Аж слеза прошибает
Сезонность  характерна и для нашей страны. На материке представители ломбардного бизнеса отмечают: перед началом учебного года и после новогодних праздников количество посетителей растет. Однако славную традицию в Норильске не поддерживают. У нас сезонность сказывается только на качестве товара, который приносят в ломбард норильчане. Летом традиционно увеличивается количество подделок.
– Приносят тяжелые изделия, например цепочки, которые по цвету похожи на золото, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что украшение ненатуральное.
Оценщик одной из залоговых контор Оксана показывает мне «химическое оружие» против подделок – несколько бирок с кислотой, на них – хорошо известные россиянам цифры 583, 585, 950, 999…  
– Бывают очень качественные подделки. Пока не нанесешь реактив, непонятно, что это вовсе не золото. Посмотрите… – она достает коронки из желтого металла. Наносит каплю кислоты – металл пенится и шипит, – Оксана продолжает: – Липовым золотом нередко расплачиваются с таксистами, а они приносят к нам печатки, цепи, браслеты и неожиданно обнаруживают, что все это «богатство» не стоит и гроша. Их аж слеза прошибает.
– А краденые вещи приносят? – не удерживаюсь от вопроса.
– Потенциальный преступник приходит в ломбард с паспортом, сдает вещь. Откуда он ее взял – мы не знаем, а человек может наплести что угодно. Отказать в услуге не можем – по Конституции у нас все равны.
Камни не в счет . В цене только золото
0

Читайте также в этом номере:

За руль – с лопатой (Инна ШИМОЛИНА)
Снижения не будет (Сергей МОГЛОВЕЦ)
«Чай» со студентами (Юлия КОСТИКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск