Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Все нужно делать вовремя
От первого лица
22 ноября 2010 года, 15:07
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Вера КАЛАБЕКОВА
Понятие энергетической безопасности в применении к Большому Норильску лишено пафосности. Горожане, воспринимающие свет и тепло в своих домах как нечто само собой разумеющееся, вряд ли находят здесь место подвигу. Но, поразмыслив, согласятся: географическое и климатическое положение НПР предъявляет к энергетикам предельно жесткие требования. Какие именно, мы обсудили  с заместителем генерального директора ГМК “Норильский никель” – руководителем группы компаний топливно-энергетического отраслевого комплекса Игорем КЛОЧКО.  
Залог стабильности
–  Игорь Петрович, как можно охарактеризовать энергосистему Норильска?

– Обособленная, самодостаточная и, я бы сказал, во многом уникальная. Обособленность обусловлена тем, что наши газотранспортные и электрические сети территориально и технологически изолированы от единой системы России. Это ставит перед нами особые требования к резервированию и надежности: в случае нештатной ситуации рассчитывать нужно только на собственные силы. Для сравнения можно привести пример Саяно-Шушенской ГЭС, авария на которой, в общем-то, не повлияла на энергоснабжение региона – недостаток мощности компенсировался за счет энергокомпаний Сибири. Мы такой возможностью не располагаем, наша обособленность обязывает нас быть самодостаточными. А уникальность норильской энергосистемы связана в первую очередь с климатическими и природными условиями Заполярья, в которых эксплуатируется оборудование. Сезонная неравномерность энергопотребления и проблемы “зимнего максимума” и “летнего минимума” в принципе являются актуальными для всех энергетиков, но в нашем случае это гораздо более существенный разбег. В зимний период пикового потребления мы обеспечиваем потребителей энергоресурсами в требуемом объеме, делая это на пределе, поскольку имеем ограниченный объем водохранилищ ГЭС и по ряду других причин. А летом, особенно в дождливые годы с сильным паводком, мы по технологическим причинам вынуждены вхолостую стравливать воду, дефицитную в зимний период.
– Если не считать объективных климатических факторов, есть у газовиков и энергетиков другие слабые звенья?
– Слабые звенья есть. Основное слабое звено – это старые, изношенные мощности, требующие замены. Все большее количество оборудования находится в ремонте и имеет запрет на эксплуатацию до устранения тех или иных проблем. Вследствие чего мощности, которыми мы фактически располагаем, снижаются. Это, в свою очередь, требует оперативных действий в плане организации и проведения ремонтных работ, а также связанных с этим поставок запчастей, узлов и элементов оборудования. То есть, на первый взгляд, наша энергосистема избыточна и с точки зрения установленной проектной мощности ее должно быть достаточно. Но из-за изношенности оборудования резерва на самом деле нет. Решая эту проблему, мы в преддверии очередного зимнего периода тесно взаимодействуем с потребителями, в первую очередь с Заполярным филиалом, с целью обеспечения бездефицитного баланса производства и потребления электроэнергии. Получается, что наше слабое звено, а именно старое оборудование, начинает само диктовать нам режимы его эксплуатации. Системное решение этой слабости – вывод из эксплуатации изношенных агрегатов и ввод нового современного оборудования.
–  То есть залог стабильности энергетического комплекса – это вовремя проведенная модернизация?
– Залог стабильности складывается из нескольких вещей. Во-первых, нужно иметь четкое, адекватное представление о текущем и прогнозируемом состоянии основных фондов предприятия. Исходя из этого, необходимо своевременно выводить из эксплуатации старое оборудование. С теми же агрегатами, что остаются в работе, своевременно осуществлять необходимые действия, связанные с их техническим диагностированием и ремонтами. При этом надо понимать, что, затягивая с заменой оборудования, деньги в итоге тратим дважды, потому что вкладываем средства в поддержание “на плаву” энергоблоков, которые все равно будем выводить из эксплуатации. С учетом этого одной из ключевых задач, стоящих перед НТЭК, является выполнение в директивные сроки инвестиционной программы.
Еще один, не менее важный фактор стабильной работы – это люди, человеческий потенциал. Мы нуждаемся в квалифицированном рабочем и инженерно-техническом персонале, в системе кадрового резерва и здоровой ротации. Я считаю, что тема человеческого потенциала вообще является первоочередной. Нужно растить молодежь, удерживать зрелых специалистов, а для этого необходимо заинтересовать людей достойными условиями.
– По сути, это целый комплекс вопросов, причем затратный?
– Программа привлечения и удержания специалистов должна включать в себя единую зарплатную политику по всему топливно-энергетическому комплексу, создание фонда служебных квартир для сотрудников, приглашенных на работу в Норильск, участие в программе “Наш дом”, вопросы обеспечения детскими садами и школами, возможности для полноценного отдыха и проезда на материк, плюс определенные накопительные перспективы и так далее. Другими словами, наш рекрутер, приезжая в какой-нибудь сибирский город и начиная вербовать персонал, должен иметь в своем арсенале четкий алгоритм, по которому работник, отработав какое-то время в Норильске, сможет обеспечить себе возможность достойного возвращения на материк. Такая модель, конечно, является дорогостоящей. Свои расчеты и обоснования мы изложили в докладе руководству “Норильского никеля”. Эти задачи мы намерены решить. Сразу, конечно, не получится, поэтому будем уточнять реальные возможности и расставлять приоритеты.
–  Есть необходимость везти людей с материка?
– Конечно есть. Энергетика – это сложное технологическое оборудование, работающее на критических и сверхкритических режимах, при высоких температурах и высоких давлениях. Одним словом, это сплошь и рядом опасные промышленные объекты, работать на которых должны люди с соответствующей квалификацией, классностью и так далее. А таких специалистов, к сожалению, зачастую просто нет. Люди параллельно работают на нескольких участках, что также снижает качество их работы. Это большой клубок проблем, требующих своего решения, и поэтому тема рекрутинга сейчас одна из ключевых. Мы сформировали программу “трудовой мобилизации”, определили перечень городов, откуда планируем привлекать людей. В ближайшее время рекрутеры отправятся набирать кадры для газового и энергетического комплексов – и сформировавшихся, готовых специалистов, и молодежь с перспективой роста.
 
Эволюционный характер
– Какие инвестиции планируются в газовом комплексе?

– Инвестпрограмма включает в себя три важных больших проекта. Во-первых, это завершение строительства комплекса наземных сооружений установки газоподготовки Пеляткинского газоконденсатного месторождения. Во-вторых, это программа по удвоению буровых мощностей на Пелятке, что позволит нам окончательно решить проблему падения объемов добычи газа на старых промыслах “Норильскгазпрома”. Нужен задел, который позволит работать только в штатных проектных режимах и при этом гарантированно обеспечивать необходимые объемы поставок газа потребителям в НПР. И третье важное направление, куда уже вкладываются серьезные инвестиции, – развитие газотранспортной сети. “Таймыргаз” реализует проект строительства нового газо- и конденсатопровода от Пелятки до Дудинки. Здесь будут использованы современные проектные решения, которые в дальнейшем позволят избежать тех проблем, которые возникают сегодня при эксплуатации действующего газопровода.
– Есть уже какие-то данные по тарифам на будущий год?
– К формированию тарифов на энергоресурсы мы стараемся подходить крайне взвешенно. У нас в отличие от других энергоснабжающих организаций, скажем Енисейской ТГК-13, нет задачи защитить максимально высокий тариф. Им чем выше, тем лучше. Мы стремимся к сбалансированному тарифу, который позволяет сохранить баланс интересов, дает возможность развивать нашу генерацию и сети и при этом не создает резкого прироста финансовой нагрузки для потребителей. Наша задача – при минимальном росте тарифов на тепло- и электроэнергию полностью обеспечить финансирование своей ремонтной программы и наших обязательств перед персоналом в вопросах оплаты труда. То есть сфокусировались на главном, и проект нашего бюджета-2011 четко показывает приоритеты.  Предложения уже направлены в Федеральную службу по тарифам в РЭК Красноярского края.
–  Обычно об оптимизации начинают говорить, когда требуется решить какую-то архиважную задачу?
– В газовом комплексе на сегодня я диагностирую системную проблему тупиковой экономической модели.  Этот комплекс стал как бы непропорционально большим относительно объемов потребления газа в НПР. Среднегодовые объемы потребления газа в НПР (не путать с пиковыми нагрузками в зимний период) существенно ниже того уровня, который может обеспечиваться нашим фондом скважин. При этом надо понимать, что в соответствии с законодательством о недропользовании мы не можем по своему усмотрению прекращать или ограничивать добычу газа, не можем не вести геологоразведку в пределах наших лицензионных участков. Также мы не можем не ремонтировать наши основные средства, износ которых из года в год растет. Отсюда растущая себестоимость товарной продукции. С точки зрения экономики процесса можно сказать, что растущая себе- стоимость упирается в лимитированный объем потребления газа в Норильске. А программы энергосбережения и энергоэффективности, сами по себе правильные и необходимые (и даже остро необходимые!), для газовиков означают только одно – дальнейшее уменьшение объемов потребления их продукции. Здесь системным решением проблемы является выход на внешние рынки реализации газа. Мы изучаем различные пути решения этой задачи, в том числе уже рассмотрели вариант производства в Дудинке и реализации за пределами НПР сжиженного природного газа (здесь узким местом оказалась транспортная логистика). Сейчас смотрим варианты применения современных технологий газохимического производства.
 
Итоги и планы
– Как отрасль завершает 2010 год?

– Главный итог 2010-го – бесперебойное снабжение потребителей энергоресурсами ровно в том объеме, какой им был нужен. Благодаря развернутому темпу работ “Таймыргаза” впервые удалось пройти год без дефицита газа. Производительность фонда скважин позволила обеспечивать в пиковые периоды потребления до 14,5 млн кубов в сутки. Практически не было никаких ограничений по электроснабжению и теплоснабжению. К сожалению, в августе произошла авария на ТЭЦ-2, погиб человек – это  трагическая ситуация. Но с технической точки зрения разрушение самой  ресиверной практически не повлияло на работу ТЭЦ, так как этот объект является не основным, а резервным элементом в технологии производства электроэнергии.  Единственное, что потребовалось сделать срочно, – это восстановить поврежденные кабели, что и было сразу же сделано. А затем, после экстренных работ, к началу октября была восстановлена и сама ре- сиверная.
– А как избежать подобных ситуаций?
– Своевременно делать то, что предписано технической и проектной документацией. Можно бесконечно продлевать ресурс, а можно и нужно менять старое оборудование на новое. Например, немцы никогда не занимаются продлением ресурса, это наше, российское “изобретение”. Срок истек – просто меняют. Будем стараться работать, как весь мир. Естественно, в один прыжок всего не сделать, начнем с ликвидации особенно узких мест.
– Выходит, пока гром не грянул?..
– Многое делалось и раньше, но объемы и темпы работ были недостаточны, и ситуация с каждым годом не улучшается. Пока не появится новое оборудование, работать будет все тяжелее и напряженнее.
Поэтому надо как можно скорее реализовать нашу инвестиционную программу и таким образом решить большинство сегодняшних проблем. В 2012 году будет запущен новый энергоблок на ТЭЦ-1. Далее, начиная с 2014-го планируем практически ежегодно запускать на наших станциях по новому энергоблоку взамен старых, выбывающих. С увеличением доли нового оборудования будут улучшаться эксплуатационные параметры всего парка, а на переходный период мы сделаем все, чтобы город жил в комфортных условиях, а ЗФ выполнял свои  производственные планы. Я уже говорил, что по этим вопросам мы тесно взаимодействуем с Заполярным филиалом, стремясь к оптимизации объемов потребления энергоресурсов и нагрузки, которую мы несем в соответствии с теми или иными потребностями ЗФ. Например, логичной и правильной является реализация основной части ремонтных программ ЗФ в зимний период пикового потребления энергоресурсов. Возвращаясь же к теме инвестпрограммы, хотел бы сказать, что мы ставим перед собой мобилизующие задачи и намерены соблюсти жесткие директивные сроки реализации инвестпроектов.
– Насколько НТЭК зависит от такой проблемы, как неплательщики? Не скажется ли она на ваших грандиозных планах?
– Зависит напрямую. У нас есть единственный класс неплательщиков – это управляющие компании, которые предоставляют населению услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Задолженность уже превысила полтора миллиарда рублей, причем надо понимать, что это не в текущих ценах 2010 года. Долги копились годами, и если индексировать задолженность, то речь фактически пойдет о гораздо большей сумме. Это серьезная проблема, как и в целом тема ЖКХ. В конечном итоге комбинат является градообразующей структурой Норильска и по сути отвечает за все, что здесь происходит. При этом комбинат прямо или косвенно финансирует подавляющий объем практически всех видов жизнедеятельности на территории своего присутствия. С учетом этого ситуация сложилась не очень логичная. С одной стороны, комбинат реализует мероприятия, направленные на повышение уровня жизни сотрудников, с другой – совершенно не влияет на такую важную сферу, как  жилищно-коммунальное хозяйство. Равно как не контролирует и качество услуг в этой сфере, а оно, как всем известно, оставляет желать лучшего. Можно вспомнить только замороженные этой осенью подъезды в Талнахе – это уже нарушение всех приличий, вопиющая бесхозяйственность, проявленная управляющей компанией, которая обслуживала этот жилфонд.
– И как пробить эту стену? Многие пытались…
– Очевидно, что в сфере ЖКХ далеко не все благополучно, но ставить задачи управляющим компаниям мы не можем. Поэтому руководство ГМК “Норильский никель” приняло решение о создании собственной дочерней структуры – Норильской жилищной эксплуатационной компании. В октябре НЖЭК была зарегистрирована и с 1 декабря начнет обслуживать жилой фонд района Кайеркан. Надо сказать, что не последнюю роль в этом сыграло руководство Норильской городской администрации, проинформировавшее нас о крайне плохой работе управляющей компании в Кайеркане и об острой необходимости ее смены. По стечению обстоятельств эта же компания является крупнейшим должником НТЭК. В результате мы приняли решение, что будем сами заниматься этой работой и учредили НЖЭК, которая с 1 декабря приступает к работе по обслуживанию жилого фонда района Кайеркан.
 
На хозяйстве
–  Какие задачи ставит перед собой Норильская жилищная эксплуатационная компания?

–  Во-первых, обеспечить высокий стандарт качества жилищной услуги. Это самая главная задача, которую должна решать управляющая компания, – уборка снега, вывоз мусора, текущие ремонты и так далее. Мы хотим продемонстрировать здесь новое качество работы. Вторая задача, стоящая перед НЖЭК, – минимизация расходов населения путем реализации проектов, связанных с энергосбережением и повышением энергоэффективности ЖКХ. Будем внедрять самые современные системы учета и  биллинга (автоматизированный учет предоставленных услуг, их тарификации и выставления счетов для оплаты. – Ред.). В связи с этим даже успела возникнуть определенная конкуренция среди банков и компаний, предоставляющих услуги по установке и организации этих систем. Таким образом, будет осуществляться ежедневный мониторинг и контроль энергопотребления в режиме реального времени до последнего потребителя, так сказать, до каждой батареи. На полученной базе будут рассчитываться фактические затраты и выставляться счета населению по факту предоставленных услуг и поставленных энергоресурсов.
– Но это несколько иная область деятельности?
– Мы будем комплексно подходить к работе в сфере ЖКХ. С нашей стороны, раз уж “Норильский никель” занимается индексацией зарплат, улучшает транспортную доступность Норильска, условия отдыха своих сотрудников и так далее, было бы глупо не заниматься средой обитания собственных работников, не улучшать качество жилищного фонда, не снижать стоимость этих услуг. Такие задачи ставятся, они совершенно посильные, и мы их решим.
–  Опять же, к отопительному сезону, как и вся система ЖКХ, ежегодно готовитесь. Как нынче дела обстояли?
– Я бы не сказал, что есть кардинальные отличия нынешнего отопительного сезона от прошлых лет. Это типовая ежегодная работа, успех которой, конечно, зависит от конкретных руководителей и исполнителей. Они либо ответственно подходят к решению задач, либо нет. В Талнахе администрация в итоге сумела выправить ситуацию, сейчас отопление в домах есть. Из-за изношенности сетей никто не застрахован от каких-то нештатных ситуаций, но для этого существуют специальные аварийные службы, силы и средства. В целом к зиме готовы не хуже, чем в прошлом году. Подразделение НТЭК – предприятие “Тепловодоэнергоканал” – стоявшие перед ним в преддверии отопительного сезона задачи выполнило.
Отдельно хотел бы напомнить, что в рамках визита в Норильск премьер-министра страны было подписано четырехстороннее соглашение о развитии коммунальной инфраструктуры и реновации жилищного фонда. Мы не будем стоять в стороне от этого процесса, тем более что соглашение подписал генеральный директор “Норильского никеля”. Будем работать по этому направлению.
– Как можно оценить состояние трубопроводов? Планируются на них капитальные ремонты?
– Состояние не блестящее, тем не менее позволяет обеспечивать снабжение наших потребителей. При этом на капитальные ремонты коммунальной инфраструктуры в рамках подписанного четырехстороннего соглашения в  2011 году будет выделено  188 млн рублей.
– По какой схеме будут работать НТЭК и НЖЭК?
– По той же схеме, которая существует сегодня. Но мы получаем совершенно другой ресурс для решения проблем в этой сфере. Пройдет первый этап становления НЖЭК, и через короткое время это будет полноформатная компания со своим штатом и всем необходимым для полноценной работы. Тут сомнений никаких нет.
Игорь Клочко: “Мы будем комплексно подходить к работе в сфере ЖКХ”
0

Читайте также в этом номере:

Энергично (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Ради света и тепла (Ален БУРНАШЕВ)
Хоть и мал, но хорош (Елена ПОПОВА)
Бабушка с пирожками (Татьяна РЫЧКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск