Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Ворам в компании не место
тема
27 сентября 2012 года, 14:27
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
Борьба с хищениями топлива идет по всем фронтам
Сегодня хищение топлива на предприятиях –  распространенный теневой бизнес. Порой в водители бензовозов идут только для того, чтобы заняться перепродажей бензина и солярки, настолько это может быть выгодно. О новых способах борьбы с хищениями в Заполярном филиале узнал “ЗВ”.
Затраты на топливо – одна из главных составляющих эксплуатационных расходов любого предприятия. В компаниях, имеющих серьезный парк транспорта и спецтехники, затраты на горюче-смазочные материалы составляют до 35% всех расходов. То есть деньги в этой сфере вращаются серьезные. И недобросовестные работники придумывают огромное количество схем, с помощью которых проводят махинации с топливом.
Хищение ГСМ – головная боль всех промышленных служб безопасности. Но лидируют по расходованию и, соответственно, хищению две отрасли – строительство и добыча полезных ископаемых. Именно там используют спецтехнику, требующую много топлива.
– Ситуация, связанная с воровством горюче-смазочных материалов в Норильском промышленном районе, уже выходит за все допустимые рамки, – считает главный специалист департамента безопасности ЗФ Сергей Чернов. – На протяжении многих лет наша служба выявляет подпольные заправки, расположенные в частных гаражах, где количество топлива исчисляется даже не канистрами, а бочками.  Как правило, воруют с применением техники. Например, недавно мы совместно с сотрудниками правоохранительных органов задержали частный автомобиль УАЗ, оборудованный 500-литровой емкостью для перевозки краденой солярки.
Хозяин уазика, как и многие другие злоумышленники, действовал по ночам: подъезжал к бульдозерам и другой технике, работающей на открытых выработках, и сливал солярку. Сейчас в отношении дельца возбуждено уголовное дело.
Счет на миллионы
Больше 90% транспорта ЗФ работает на дизельном топливе, или солярке. Ее чаще всего и воруют для перепродажи. На вопрос, насколько это выгодно, специалисты отвечают, что дополнительный “заработок” водителя от подпольного сбыта может составлять не меньше половины официальной зарплаты. За год счет идет на миллионы рублей. Наиболее предприимчивые расхитители на вырученные деньги в короткий срок покупают себе квартиру на материке, а то и не одну.
Нередки случаи, когда служба безопасности пресекает несанкционированный вынос или вывоз дизельного топлива с предприятий ЗФ работниками этих предприятий. Несут отовсюду – с рудников, шахт, заводов, из дочерних структур и подразделений.
В махинациях часто задействован не один человек, а цепочка. Тогда воруют уже не сотни, а тонны литров. “Вестник” уже рассказывал о том, как сотрудники норильского ОБЭП совместно с департаментом безопасности ЗФ задержали водителя автоцистерны Таймырской топливной компании, который  сливал солярку  в емкость объемом 25 (!) тонн. Для сравнения: средний бензовоз вмещает 10 тонн топлива.
Один из “весомых” случаев был зафиксирован на шахте известняков рудника “Кайерканский”: там необоснованно списали солярку на сумму более 600 тысяч рублей.
Датчики расхода
С ростом спроса на углеводороды и повышением цен на топливо растет и будет  расти подпольный оборот. По данным компании  Omnicomm (это известный разработчик технологических решений для контроля над расходом топлива), в топливоемких отраслях, к которым относится и горнодобывающая, объемы хищений уже достигают 60% от выделяемого объема ГСМ.
В таких условиях предприятиям необходимы более строгие методы контроля. Основная причина массовых хищений – отсутствие системы достоверного учета движения топлива. Следовательно, нужно эту систему выстроить.
Норильский промрайон и Дудинку нефтепродуктами снабжает ЗАО “Таймырская топливная компания”  (ТТК), входящая в группу компаний “Норильский никель”. ТТК, как и Заполярный филиал, заинтересована в пресечении воровства на предприятиях, в том числе среди собственных сотрудников.
Год назад в Заполярном филиале создали центральную топливную комиссию. Одна из ее задач – свести хищение горючего к минимуму.
– Комиссия разработала целый комплекс мер, направленных на защиту от хищений, – рассказывает начальник информационно-аналитического отдела департамента безопасности ЗФ Сергей Корепанов. – В частности, это спутниковый мониторинг автотранспорта и установка датчиков в топливных баках.
Навигаторы GPS-ГЛОНАСС на автотранспорте Заполярного филиала начали устанавливать два года назад. Сейчас ими оборудовано больше тысячи единиц техники. За передвижением и всеми остановками этих машин следят диспетчеры. Спутниковый мониторинг приносит существенную экономию. К примеру, в Центральной автотранспортной конторе ЗФ, по данным департамента безопасности, во втором квартале этого года экономия дизельного топлива выросла в три раза (по сравнению с первым кварталом) и составила более 600 тонн.
Что касается датчиков учета в топливных баках, к их установке приступили  в этом году.
– Уже поставили около 500 приборов, еще планируется оборудовать такими датчиками больше тысячи единиц техники, – поясняет Сергей Чернов. – Датчик позволяет на 100% проследить динамику расходования топлива в баке. При сливе, естественно, он фиксирует резкий сброс топлива. В дальнейшем данные прибора могут служить в том числе доказательством в суде.
Установку первой партии датчиков не афишировали – приборы в баки поставили, а работникам об этом не сказали. И сразу засекли водителя, который за три дня слил полтонны солярки. Беспристрастную электронику не обманешь.
Когда о датчиках стало известно в широких водительских кругах, часть людей написала заявления об увольнении. Тем самым ясно дав понять: здесь они работали только ради возможности украсть.
Осторожно: окрашено!
На одной из нефтебаз ТТК нам показали еще один способ борьбы с хищениями ГСМ. С прошлой пятницы дизельное топливо, предназначенное для Заполярного филиала, здесь окрашивают специальным маркером.
Цистерну автозаправщика сначала наполняют топливом, потом в нее вливают краситель. На 10 тонн солярки нужно всего 200 миллилитров, или стакан жидкого маркера.
– Применение этого красителя позволит в случае расследования доказать, что топливо принадлежит именно Заполярному филиалу, – поясняет советник генерального директора ТТК Виталий Ревенко. – В лабораторных условиях можно легко и быстро определить наличие маркера в солярке. Нейтрализовать краситель и придать топливу первоначальный цвет невозможно. Нельзя краситель и подделать – в свободной продаже его не бывает, а фирма-поставщик реализует его по системе строгого учета, всегда можно выяснить, кому и сколько продано.
По словам Виталия Ревенко, краситель никак не влияет на качество топлива, не оставляет осадка и каких-либо следов.
Нам демонстрируют две колбы. В одной обычная желто-зеленая солярка, в другой –  маркированная, по цвету уже ближе к изумрудному. Неестественный цвет –  сигнал не только для производственных секьюрити, но и для тех, кто покупает солярку с рук.
– Человек, приобретающий меченое топливо, будет знать наверняка, что покупает краденый продукт и тем самым становится соучастником преступления. Его уже будет легко привлечь к ответственности, – считают в департаменте безопасности.
После окрашивания топлива люк цистерны закрывают и ставят на него свинцовую пломбу – это еще одна степень защиты. На накладную водитель получает штамп “окрашено”.
Хищение топлива сопряжено со многими рисками, напоминают в департаменте безопасности. Служебное расследование, увольнение, лишение корпоративных льгот, уголовная ответственность – все это касается не только правонарушителя, но и его семьи и близких.
Характерный пример: за хищение 80 литров дизтоплива задержали работника одного из предприятий ЗФ. Ему оставалось отработать девять месяцев до пенсии. В итоге он безработный и, конечно, уже не может рассчитывать на корпоративную пенсию, которая ему полагалась.
– Позиция департамента в отношении воров и скупщиков краденого топлива однозначна – таким людям не место на предприятиях компании, – считает Сергей Чернов. По его словам, только на одном из предприятий за последние полгода уволены семь работников.
Образец маркированного дизтоплива
На 10 тонн топлива достаточно стакана красителя
Кроме 500-литровой емкости УАЗ одного из похитителей был оборудован электроприводным насосом со шлангом
Слив топлива, зафиксированный во время одного из задержаний
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск