Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Волна в обжиговом
Специальный репортаж
29 марта 2010 года, 15:05
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ
О технологическом прорыве на никелевом заводе «Заполярный вестник» уже писал. Норильским инженерам удалось кардинально усовершенствовать процесс плавки и розлива металла, обеспечив Заполярному филиалу годовую экономию в несколько сот миллионов рублей. Столь существенное снижение себестоимости производства анодного никеля было достигнуто благодаря переводу его отливки в специально разработанные медные изложницы вместо чугунных. То, что в прошлом году начиналось как эксперимент, теперь штатно внедрено в обжиговом цехе.
Полный переход обжигового цеха на медные изложницы был осуществлен даже ранее, чем намечалось.
– Планировалось полностью перейти на медные изложницы с 1 января этого года, – рассказывает главный инженер обжигового цеха Владимир Беккер, – но уже в декабре минувшего одновременно оба обжигово-плавильных участка перешли на работу по новой схеме.
Использование принципиально новых медных изложниц дало толчок движению инженерной мысли на всех переделах обжигового цеха к разработке новых проектов, изготовлению и установке модернизированного оборудования.
 
Если работать сообща
Новая отливочная форма весит около трех тонн, как раз втрое больше чугунной. Учитывая это, пришлось менять и карусельно-разливочные машины, так как увеличилась нагрузка на приводы и консоли. Переделывать пришлось многое.
– Очень хорошо отработал «Норильскпроект». Институт в кратчайшие сроки – за полгода – выполнил все расчеты и сделал необходимые нам проекты, – говорит Беккер. – А сложные заказы выполнил в срок механический завод. Можем же работать, когда кучей навалимся!
Проектные работы не ограничились разработками на кульманах «Норильскпроекта». Изобретательством и рационализацией охвачен сейчас весь цех.
– Любое творчество тянет за собой другое творчество, – говорит Беккер. – В процессах усовершенствования оборудования участвуют уже и старшие мастера цеха, и просто мастера, и рабочие на печах. Все хотят внести свою лепту в улучшение. Особенно можно понять рабочих, стремящихся оптимизировать работу так, чтобы по возможности исключить тяжелый физический труд. А обстановку у печей лучше рабочих никто не знает.
 
Цель – сделать еще лучше
Напомним, что чугунные изложницы, поставлявшиеся с Урала, выдерживали до пятидесяти технических циклов, после чего приходили в негодность. Новые медные изложницы, предложенные Владимиром Зайцевым, Виктором Тозиком и Олегом Елисеевым, превзошли самые смелые ожидания инженеров. Отдельные экземпляры выдержали до 1400 наливов, а среднее значение, полученное для двух обжигово-плавильных участков, составляет сейчас 700 наливов. Но разброс значений износостойкости медных изложниц по наливам достаточно высокий.
– Если на первом участке изложницы выдерживают по 550–800 наливов, то на втором участке – от 600 до 900 наливов, – рассказывает главный инженер никелевого завода Максим Рябушкин. – Их износостойкость зависит от целого ряда факторов и условий, в которых они работают.
Среди этих факторов – качество используемой обмазки, мощность печи, с которой осуществляется розлив, конструкция разливочного ковша. После экспериментов с выбором оптимальной конструкции новых изложниц (всего было разработано четыре поколения медных отливочных форм) в обжиговом цехе приступили к испытаниям различных модификаций разливочных ковшей, руководит которыми начальник цеха Евгений Борзенко.  
 
Озеро Беккера
При наполнении изложниц расплавленным металлом они испытывают сильнейший термоудар, постепенно приводящий форму в негодность. Сейчас на ковшах восстанавливают гидравлику, поставили горелку, чтобы металл в разливочной емкости не остывал, носик ковша сделали шире, чтобы расплав поступал в изложницы не узкой струей, которая и наносит локализованный удар, а плоской волной. Еще одно усовершенствование инженеры пока сами не знают как назвать.
– Внутри разливочного ковша мы оставили пространство для расплавленного металла, емкость такую, озерцо, – рассказывает Владимир Беккер. – Расплав в этой промежуточной емкости теряет свою кинетическую энергию и, пройдя через плоский носик, мягко ложится в изложницу. Надеемся, что новый ковш позволит еще увеличить стойкость изложниц. В среднем планируем выйти на 1000 наливов.
Усовершенствования в обжиговом цехе тоже распространяются волной. Медные изложницы заставили сделать более прочную и эргономичную карусельную машину, а она в свою очередь потребовала разработки умного ковша. А инженеры уже задумываются о том, как автоматизировать съем анода и его обработку.
– Сейчас это тяжелый физический труд, – говорит Беккер, – как ходили плавильщики с ломом шестьдесят лет назад, так и сейчас ходят. Но у нас есть задумки, как облегчить их труд. Надеюсь, реализуем.
 
Модернизация продолжается
Со сменным мастером ОПУ-2 Николаем Клевлиным идем в обжиговый цех. Здесь пересмена, плавильщики занимаются очисткой разливочных машин и их подготовкой к работе. Звеньевой смены В Николай Владимиров сбивает ломом наплывы никеля с медных изложниц, перемещает краном-укосиной готовые никелевые аноды, проверяет работу оборудования. Николай работает в обжиговом цехе пятнадцать с половиной лет и досконально знает свою работу. Переход на медные изложницы, как сознательный рабочий, приветствует, но отмечает моменты, которые требуют доработки.
– Работы стало больше. Много времени уходит на очистку изложниц от наплывов анодного никеля, – говорит он. – К чугунным никель не прикипал, а в медь въедается. Без специальных термообмазок нам сложно, идут приварки, ведь температуру металла плавильщик до сих пор определяет на глазок. Прежнего численного состава звена не хватает. Есть и еще один момент. Грузоподъемность крана-укосины составляет чуть больше тонны. Этого вполне хватало для замены чугунных изложниц. С подъемом трехтонных медных он не справляется. Приходится к перегрузке изложниц привлекать мощный мостовой кран с главного пролета. Это увеличивает время перегрузки.
Впрочем, об этих недостатках знают и сами инженеры. И, как уже говорилось, работают над их устранением. Согласитесь, ведь редко бывает так, чтобы масштабные нововведения внедрялись с первого раза, без сучка и задоринки…
Подготовка экспериментального разливочного ковша
Площадка воплощения идей
Для главного инженера Максима Рябушкина преимущества очевидны
Звеньевой Владимиров подробно о технологии
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск