Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Владимир ПОТАНИН: “Находясь на любой вершине, важно трезво оценивать ситуацию”
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
9 июля 2015 года, 15:07
Президент ГМК “Норильский никель” дал большое интервью информационному агентству ТАСС. Владимир Потанин рассказал о руководстве компанией, развитии производства и о закрытии никелевого завода, а также об имидже бизнесмена в обществе, отношениях бизнеса и государства, о “встречном ветре” и многом другом. “Заполярный вестник” предлагает вниманию читателей публикацию, подготовленную на основе интервью.
Позиция
Правильнее всего начать с ответа на вопрос, как ты попал на вершину, был ли твой путь честен и достоин, а значит, заслуживаешь ли места, на котором оказался. Тогда проще привыкнуть к мысли, что спускаться к подножью рано или поздно придется. Вечных чемпионов нет. Словом, надо успеть насладиться ощущением высоты и открывающимся пейзажем, но без фанатизма, не до головокружения от успехов. Чтобы спокойно ступить на землю, стать вторым, третьим, пятым, десятым… И – продолжать жить.
В цивилизованном мире давно существует понятие pay back – что-то вроде возврата долгов обществу. Вот и я упорно пытаюсь донести до соотечественников мысль, что кичиться богатством, выставляя его напоказ, неправильно и аморально. На мой взгляд, гордиться тут особенно нечем, хотя и ничего зазорного тоже нет. Если деньги заработаны честно, комплексовать глупо. В мире рыночной экономики материальное состояние человека является одним из мерил успеха, и я без всякого кокетства признаю значимость этого факта, но и какого-то восторга, чувства эйфории от пребывания во главе списка тоже не испытываю.
 
Амбиции
Скромность, безусловно, должна украшать, однако среди успешных людей нет неамбициозных. И относится это не только к бизнесменам, но и к политикам, спортсменам, артистам, журналистам… В высшей лиге любого вида человеческой деятельности выживают и занимают лидирующие позиции лишь те, кто обладает серьезными волевыми качествами и целеустремленностью. Поэтому фиксация достижений приносит удовлетворение.
В начале 70-х годов я начал заниматься дзюдо и самбо. Первые выигранные схватки приносили ощущение огромного преодоления. Потом увлекся футболом и испытывал те же эмоции от красивых голов и ярких побед над сильными соперниками. Когда из-за травмы отказался от футбола и переключился на бадминтон, прогресс в новом виде спорта вызывал у меня неподдельную радость. Теперь пришел черед хоккея: каждая трудовая шайба – повод для внутренней гордости. Раз забил, значит, что-то представляю собой и на льду.
 
Благотворительность
Считаю благотворительность чрезвычайно важным и нужным делом. Как минимум по двум причинам. Во-первых, возврат обществу роялти за успех. Плюс положительная память о себе. О таких вещах с возрастом тоже начинаешь задумываться. Во-вторых, это оптимальная форма защиты собственных детей от праздности, лени, безынициативности – словом, выхолащивания жизни.
С этого года мои расходы на благотворительность, включающие и бюджет фонда, составят миллиард рублей. В дальнейшем они будут расти. Строго говоря, вопрос не в переводе денег, а в увеличении объемов финансовой поддержки различных программ фонда. Это гранты, стипендии, помощь существующим музеям и создание новых… Особый упор делаем на развитие эндаументов. Верю в долгосрочную перспективу, я видел, как система работает в других странах. Собственно, поэтому почти десять лет назад я и открыл эндаумент в Британии, хотел на личном опыте все проверить. Параллельно как руководитель комиссии по благотворительности Общественной палаты потратил восемь лет на создание в стране комфортной среды для занятий подобного рода деятельностью. Теперь в России есть законодательство об эндаументах. Можно приступать к делу.
Попутно замечу, что в Британии я ничего не финансировал, все доходы шли на программы в России. Порядка 110 миллионов долларов лягут в основу создаваемого в России эндаумента.
 
Интернет
В Норильске по-прежнему нет широкополосного Интернета. Мы все ждали, пока цифровое неравенство будет ликвидировано в государственном масштабе, но поняли, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Сейчас устанавливаем радиоинтернет через оба берега Енисея, а потом проложим полноценное оптоволокно. Это нужно не только для более эффективного управления компанией – с иным объемом информации и отчетности, с возможностью вывести на аутсорсинг, создать выносные центры бухгалтерского обслуживания, юридической и кадровой служб… Дело не только в этом, но и в привлечении молодых кадров. Люди до тридцати лет попросту не рассматривают варианты для жизни в местах, где нет Интернета. Словом, в городе происходят масштабные изменения.
 
Никелевый завод
Все идет по графику. Никелевый завод строили в нечеловеческих условиях, ввели его в рекордные сроки, и уже в 1942 году он дал первую тысячу тонн никеля для танков Т-34, поэтому норильчане с полным правом говорят о своем вкладе в общую Победу. Но с тех пор прошло семьдесят лет с гаком, производство безнадежно устарело, технологическое отставание жуткое, завод не подлежит модернизации, его закрытие – единственный разумный выход.
Кроме того, никелевый находится в черте города, и основная масса неприятностей с экологией исходит от него. Надеждинский завод примет на себя нагрузку закрывающегося производства, так что речь идет не о сокращении мощностей, а даже об их расширении. Если сегодня компания способна перерабатывать около 1,8 млн тонн концентрата, то после комплекса мероприятий, включающих модернизацию Талнахской обогатительной фабрики и увеличение ее мощности до 10,5 млн тонн руды, мы сможем выплавлять до 2,4 млн тонн концентрата. Иными словами, планируется рост почти на тридцать процентов, несмотря на закрытие никелевого завода. Это яркая иллюстрация расшивки узких мест, о которых я говорил. Устаревшее производство не позволяло расширять рудную базу, поскольку негде было заниматься переработкой. Поэтому и обогащение меняем, и металлургию делаем более современной. К 2018 году рассчитываем полностью реализовать программу.
 
Конкуренция
Чтобы уметь конкурировать в современном бизнесе, надо успевать делать все вовремя, квалифицированно, не хуже, а желательно лучше других. Тогда ты выживаешь. Если же упустить момент, не делать ничего – ни плохого, ни хорошего, об успехе можно забыть. Стояние на месте – уже поражение.
Пока шел конфликт акционеров, в Норильске никаких ужасов не происходило: выполнялись планы, платились налоги, люди получали зарплату, комбинат приносил акционерам определенный доход – казалось, все идет нормально. Но мы теряли время, не занимались стратегией и развитием предприятия, менеджмент был лишен возможности опереться на акционеров. Такая возможность есть сейчас, интересы всех участников процесса совпали. Внешние и внутренние наблюдатели за этим внимательно следят, поскольку инвесторы, банкиры, аналитики, эксперты прекрасно понимают, что подобное единство – ключевое условие нормального корпоративного функционирования и соблюдения необходимых управленческих процедур. Дела не будет, если акционеры ругаются между собой, а менеджмент бесконтролен или не слишком мотивирован. Инвесторы этого крайне не любят. Сегодня нам удалось доказать окружающему миру, что конфликт улажен, а мотивы и цели у всех общие, мы вместе работаем на решение одной задачи.
Ситуация по сравнению с 2012 годом кардинально изменилась. Сейчас не просто хороший, а очень высокий уровень доверия между акционерами. У меня как у генерального директора в последний год вообще не было проблем при согласовании действий, требующих корпоративного одобрения. Вопросы решаются все более технологично.
Способность держать слово и в полном объеме выполнять взятые обязательства очень ценится в бизнесе. При объявленной стратегии и высоких целях путь к ним оценивается по каждому шагу. Вы же помните, что в советское время собирались к 1980 году прийти к победе коммунизма, правда, кормить в дороге не обещали, вот никто и не поверил в идею. Мы не только платим государству налоги, людям зарплату, а акционерам дивиденды, но и достигаем реальных результатов. Вовремя запускаются плавильные печи на Надеждинском заводе, строго по графику идет освоение шахты глубокого залегания “Скалистая”, которая после 2020 года даст нам новые объемы добычи… Словом, демонстрация умения отвечать за сказанное повышает доверие к компании и вызывает дополнительный интерес инвесторов, несмотря на то, что происходит сейчас в России.
 
Стратегия
Многие отмечают, что за последние два года, когда я стал генеральным директором “Норильского никеля”, в работе компании появились заметные позитивные сдвиги. Я привел новую команду, мы сформулировали стратегию и начали ее реализовывать. Улучшили финансовую дисциплину, сократили рабочий капитал, установили для сотрудников ключевые показатели эффективности, разобрались с активами: определили первоклассные, а от остальных потихоньку стали избавляться, провели много другой внутренней работы. Во главу угла поставили задачу модернизации производства. Программа выполняется, как говорят англичане, in timing on budget – по графику и в соответствии с утвержденным бюджетом.
К 2018 году рассчитываем расширить связанные со старой инфраструктурой узкие места и двинемся дальше. Речь о геологоразведке, повышении коэффициентов извлечения полезных ископаемых из руды, реализации экологического проекта по улавливанию выбросов серы на Надеждинском заводе, окончательном закрытии никелевого завода... Словом, забота об эффективности работы компании переросла в анализ возможностей роста. Да и государству, полагаю, не вредно знать, что предприятие эффективно управляется.
 
Человеческий капитал
Еще одно изменение коснулось пересмотра отношения к тому, что принято называть человеческим капиталом. “Норникель” должен стать привлекательным работодателем. Чтобы люди ехали в Норильск и оставались там жить, как говорится, по доброй воле, а не из-за того, что не могут вернуться на Большую землю. Это комплексная программа – профориентирование, подготовка квалифицированных кадров, правильное стимулирование работников и их мотивация. Плюс изменение внешней среды. Подобного раньше не было. Называя вещи своими именами, современные люди не хотят жить в городе, в котором пахнет серой.
Нельзя сегодня приглашать на работу в город, где нет нормальных жилищных условий. Человек должен иметь возможность приехать, снять квартиру, отработать три-пять лет и спокойно уехать. Без ущерба для здоровья. Для нас это суперзадача. Считаю ее очень важной для себя, в том числе и в морально-психологическом плане.
Мне важно понимать настроение коллектива, ощутить его беспокойства и готовность реализовывать намеченные задачи. А командовать на месте и учить рабочих гайки крутить – не мое. Искусство руководителя заключается в умении делегировать полномочия таким образом, чтобы у людей была самостоятельность и ответственность за порученный участок. А начальник должен контролировать. Все как учили большевики…
 
Профессия – бизнесмен
Человек, выбравший эту профессию, принимает на себя определенные риски, он по складу характера обязан быть весьма устойчивым к внешним вызовам. По статистике, не более десяти процентов людей психологически склонны к такой модели поведения. Многие согласны иметь меньше, зато с большими гарантиями. Второе: предприниматель, как и хирург, должен уметь делать больно. Не все на это способны, и далеко не каждому это по душе. Третье: бизнесмену необходимо обладать определенным даром. Хорошим музыкантом не стать без слуха, художником – без воображения, писателем – без владения словом. Так и в нашем ремесле: мало уметь считать на калькуляторе и строить грамотные финансовые модели, требуется видение. К бизнес-процессу надо относиться как к живому организму, чувствовать его мелодию. Знаете, хорошему шахматисту нет нужды долго просчитывать позицию, порой достаточно взглянуть на доску, чтобы понять, плохо или хорошо стоят фигуры. Возможно, в бизнесе не столь высок эмоционально-творческий накал, но этот компонент присутствует. Не хотел бы показаться вам излишне романтичной натурой, но поверьте, тема важная.
Для меня портрет сильного руководителя включает несколько обязательных элементов. Во-первых, четкое понимание стратегии бизнеса. И не в виде абстрактного черного ящика, а так, чтобы знать, как все устроено, когда и что надо подкрутить. Второе: руководитель должен заниматься кадрами, их подбором, дабы представлять, как распределены полномочия между подчиненными, нет ли нездорового конфликта из-за пересечения функций. Это необходимо, чтобы в нужный момент проводить арбитраж позиций. И третье – получение обратной связи. Ее можно назвать еще контролем, отчетом, замером температуры.
Собственно, все. Ничем другим руководитель более заниматься не должен. Иначе он начнет подменять тех, кого нанял на работу. По крайней мере, так все выглядит в моей управленческой модели. И какой в том смысл? Зачем тогда платить людям деньги, если пытаешься сам все сделать? При этом получится почти наверняка хуже, чем у них.
 
Спорт
В этом сезоне я возобновил занятия хоккеем, которым увлекался в детстве, но потом все позабыл. Я играю вместе с нашими легендами – Славой Фетисовым, Лешей Касатоновым, Валерой Каменским, Сашей Кожевниковым, Пашей Буре… Что говорить? Звезды! Да, выходить с ними на лед – удовольствие, да, бывшие профессионалы откровенно поддаются нам, чайникам. Если бы включались в реальную силу, мы к шайбе за весь матч не прикоснулись бы, только головами крутили бы в разные стороны. Но в любом случае надо доехать до нужного места, правильно расположиться, в долю секунды удачно подставить клюшку… Понимаете? Даже человек, многого добившийся в жизни, нуждается в систематическом подтверждении способностей, в том, что он по-прежнему может добиться поставленных целей.
Я наблюдаю за другими явно состоявшимися людьми: Владимиром Путиным, Сергеем Шойгу, Геннадием Тимченко, братьями Ротенбергами – и вижу, с какой страстью они занимаются хоккеем, как по-детски радуются каждому удачному действию на льду.
Для каждого из этих серьезных мужчин хоккей – не только игра с шайбой, но и своеобразный вызов, доказательство самому себе: да, я могу! Это элемент преодоления. С огромным уважением отношусь к людям, которые в зрелом возрасте начинают что-то делать с нуля и добиваются определенных результатов.
Спорт предполагает результат. Бадминтоном я увлекся почти в сорок лет, и в паре с сыном Иваном даже выиграл первенство России среди любителей. Не скрою, горжусь этим больше, чем лидерством в списке Forbes. Поэтому и в хоккее не успокоюсь, пока своего не добьюсь. Мне нравится достигать поставленных целей. И побеждать люблю. Хотя проигрывать тоже умею.
 
Россия и весь мир
Истерия, начавшаяся вокруг России, радости не добавляет, это точно. Мне не нравится, когда про Россию говорят плохо. У американцев есть на сей счет выражение: моя страна, может, и не права, но это моя страна. Иными словами, шли бы вы все в баню…
В этом смысле я патриот и готов отстаивать свою позицию на любом уровне. Хотя в личных контактах ничего в худшую сторону не изменилось. Наоборот, иностранцы, с которыми давно знаком и говорю откровенно, в беседах, что называется, out of record не скрывают смущения из-за того, что политики их государств ведут себя столь агрессивно по отношению к России.
Пена обязательно осядет, наносное рассосется, и кое-кому непременно станет стыдно за сегодняшнюю излишнюю эмоциональность и словесную несдержанность. Никуда мы от Европы с Америкой не денемся. Да и они от нас тоже. Придется если не дружить, то хоть как-то строить отношения. Уверен, еще наше поколение будет жить в совершенно иной парадигме контактов с окружающим миром. Гораздо более комфортной.
А пока сцепим зубы и подождем. Столько, сколько надо. Или, думаете, Западу этот конфликт сильно приятен? Наши контрдействия не сопоставимы с санкциями, примененными по отношению к России, тем не менее западники верещат едва ли не громче, чем мы. У них болевой порог гораздо ниже, они не привыкли к неудобствам. В этом смысле им с нами не тягаться. Мы их перетерпим. Сто процентов!
В ситуациях противостояния побеждает тот, кто дольше готов переносить боль и у кого сильнее лидер, облеченный доверием. Мандат нашего президента мощнее, чем у любого политика на Западе. По этой причине и смотрю в будущее со сдержанным оптимизмом. У нас есть время и способность терпеть, у наших же оппонентов преобладают громкие крики и ни на чем не основанные надежды, будто мы сломаемся под давлением санкций. Этого точно не случится.
Нигде больше, кроме как в России, жить не смогу. У меня тут друзья, я хочу говорить по-русски. Нет, английским и французским владею вполне сносно, сумею объясниться, провести деловые переговоры и обменяться информацией с партнерами, но думать все равно буду по-русски. Впрочем, речь не только о языке или друзьях. Это трудно объяснить словами. Я прирос к нашей земле. Дерево без корней не живет.
0

Читайте также в этом номере:

Расслабляться нельзя (Лариса ФЕДИШИНА)
“Хорошо” и “отлично” (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Держат форму (Дарья РУСИНА)
Ссуда да дело (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Дополненная реальность (Марина БУШУЕВА)
Фримаркет в Норильске (Марина БУШУЕВА)
От Гурзуфа до Севастополя (Мария ГРИГОРЬЕВА)
“Вкусный” замысел оценили (Денис КОЖЕВНИКОВ)
75 лет в строю (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Порядок у дома (Дарья РУСИНА)
По гамбургскому счету (Валентина ВАЧАЕВА)
И не в деньгах дело (Юрий СМОЛОВ, почетный гражданин Норильска, градоначальник с 1973-го по 1990 год)
Аист на крыше (Татьяна РЫЧКОВА)
Лето в голове (Николай ЩИПКО)
Проект Евы (Юлия КОХ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск