Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Упрощенное ДТП
Общественный интерес
29 октября 2009 года, 15:20
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Ален БУРНАШЕВ
С 1 ноября автовладельцы смогут обращаться за выплатой по ОСАГО в свою страховую компанию. За это нововведение активно выступает Российский союз автостраховщиков (РСА). Но все ли готовы к этому?
Инициатива РСА касается отмены ограничения для автовладельцев, решивших воспользоваться упрощенной процедурой оформления ДТП без участия автоинспекторов. Начиная с 1 ноября 2009 года автомобилисты смогут обращаться в свою страховую компанию за выплатами по обязательному страхованию автогражданской ответственности – ОСАГО.
К такой схеме Россия должна была перейти только 1 марта следующего года. Однако в РСА уверяют, что ждать четыре месяца не нужно – к переходу на систему прямого возмещения убытков (ПВУ) все готово.
 
О сути дела
На настоящий момент идея РСА уже прошла «тестирование». Эти нововведения вступили в действие с 1 марта 2009 года. Распространялись они только на тех автомобилистов, которые оформили полис именно с этой даты. В случае ДТП владельцы автомобилей могли не вызывать на место происшествия госавтоинспекторов. Но это применялось лишь в тех случаях, когда в аварии участвовали только два транспортных средства, ущерб был причинен исключительно имуществу, жертвы отсутствовали и у обоих участников был полис ОСАГО.
При таких условиях и в случае отсутствия разногласий между участниками автомобильной аварии можно было не вызывать сотрудников Госавтоинспекции. Однако, напоминает агентство «ПРАЙМ-ТАСС», имелась одна особенность: общая сумма ущерба не должна была превышать 25 000 рублей – таков был предел выплат.
Автовладельцы с более ранними полисами ОСАГО, то есть с датой выдачи полиса до 28 февраля 2009 года включительно, могли обращаться за выплатой по ОСАГО лишь в страховую компанию виновника ДТП.
 
Налоговый вопрос
Между тем инициативе РСА может воспрепятствовать тот факт, что соглашение о прямом возмещении убытков (ПВУ) до сих пор не согласовано Минфином из-за ограничения круга автовладельцев, которые могли воспользоваться этой системой.
Страховщики просили РСА решить налоговый вопрос в рамках ПВУ. В итоге появилось решение о переходе на ПВУ в полном объеме вне привязки к вопросу с налогами. Одновременно с поправками в закон об ОСАГО о введении системы ПВУ шли поправки в Налоговый кодекс. Однако эти изменения в законодательство Госдума еще не приняла.
Без этих поправок у страховых компаний по итогам года возникнут проблемы с налогообложением, связанные с тем, что они выплачивают клиентам реальный ущерб в рамках ПВУ (до 120 тысяч рублей), а получают со страховщика-виновника ДТП в рамках ПВУ некую фиксированную сумму.
 
Немного статистики
По мере введения системы прямого урегулирования убытков рассматривался вариант поэтапного перехода на новый порядок – с перезаключением договоров ОСАГО. Ожидалось, что он завершится к 1 марта 2010 года. Пока через систему ПВУ оформляется менее одного процента страховых случаев.
За шесть месяцев с момента запуска системы прямого урегулирования страховщики выплатили по ОСАГО 248,5 млн рублей. Таковы данные РСА. Через информационно–расчетный центр РСА проведено 18 153 заявки. При этом число требований, переданных компаниями друг другу для получения возмещений в счет оплаченных убытков, составило 10 144, а число отказов в выплате – 3388.
 
Не все золото, что блестит
Однако не все разделяют оптимизма РСА и Минфина. По словам директора юридического бюро «Правила страхования» Алексея Кузнецова, для перехода на прямое урегулирование необходимо создать единый расчетный центр и выработать единые стандарты оценки.
Во-вторых, вне зависимости от того, будет ли принято предложение автостраховщиков, на ноябрь и декабрь приходится пик продления полисов ОСАГО, а значит, уже в декабре новой схемой можно будет пользоваться на законных основаниях, говорит президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Евгений Дубенский. Но при этом, по его словам, нововведение «определенно вызовет стресс у всех крупных и не очень страховых компаний».
Более радикальное решение предлагает начальник УГИБДД ГУВД по Красноярскому краю Михаил Черников:
– С 1 ноября можно будет обратиться в свою страховую компанию и получить страховой ущерб с нее, а она отправится в компанию виновника ДТП и будет взыскивать с нее. А мы предлагаем, чтобы страховая компания потерпевшего предъявляла иск не только к страховщику виновника, но и к самому виновному в ДТП.
Михаил Черников добавил, что это будет справедливо, потому что виновник аварии должен нести ответственность и в материальном плане тоже. «Если я повел себя неправильно на дороге, то я за это должен и отвечать, в том числе рублем. Но не так, когда заплатил три тысячи рублей и ездишь как попало», – резюмировал начальник УГИБДД ГУВД по Красноярскому краю в интервью агентству Newslab.
 
Что будет в Норильске?
Подготавливая этот материал, я спросил знакомых автовладельцев о том, полезна ли инициатива РСА. Ответы каждого из них были одинаковы: если в имущественной стороне дела будут разбираться страховые компании, то это убережет автомобилистов от потери «большого количества времени и нервов на разбирательства».
Старший инспектор группы пропаганды ОГИБДД УВД по городу Норильску Михаил Назаров так оценивает предложение страховщиков. Во-первых, говорит он, оно позволит сэкономить время и госавтоинспекторам, поскольку те смогут не отвлекаться на незначительные ДТП. Во-вторых, считает он, водителям в таких ДТП разобраться будет намного проще, было бы взаимное согласие.
Что касается норильских страховщиков, то к предложению Российского союза автостраховщиков они относятся сдержанно. В нескольких компаниях «Заполярному вестнику» сказали, что одним из негативных аспектов от нововведения может стать определенная убыточность. В других готовы идти на все, чтобы защищать интересы клиентов.
Однако во всех компаниях не исключили, что инициатива РСА, особенно в части выяснения отношений между страховщиками, может обернуться чередой юридических разбирательств, в том числе и судебных. В то же время представители каждой страховой компании заверили газету, что они надеются «на адекватную работу с коллегами-конкурентами».
0

Читайте также в этом номере:

И снова грипп (Валентина ВАЧАЕВА)
Детский старт (Екатерина СТЕПАНОВА)
Заглянули за кадр (Андрей СОЛДАКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск