Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Тысячи “лошадей” против льдов
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
23 марта 2012 года, 11:13
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
Побывать на арктическом дизель-электроходе “Норильский никель” – настоящая удача. Просто так в подобное место не попадешь. Корреспонденты “ЗВ” вместе со школьниками из “норникельклассов” поднялись на борт уникального судна, чтобы изучить его изнутри.
Группа десятиклассников прилетела в наш город из разных населенных пунктов Красноярского края, в которых с этого учебного года открылись “норникельклассы”. Это новый кадровый проект компании, рассчитанный на формирование трудового резерва прямо со школьной скамьи. В профильных классах ребята учатся по специально разработанной программе, а после окончания школы самые успешные продолжат учебу в профильных вузах, чтобы затем прийти работать в “Норильский никель”.
Сюда они приехали, чтобы своими глазами увидеть работу подразделений компании, само металлургическое производство и город, в котором, возможно, им предстоит жить и работать. В программу посещения вошел и Дудинский морской порт. Ребятам повезло: именно сейчас там стоит под погрузкой дизель-электроход “Норильский никель” – один из пяти контейнеровозов ледового флота компании.
Дизель-электроход поражает уже с берега: 170 метров в длину, 23 метра в ширину, высота от киля до клотика – 49 метров. Гигант и красавец водоизмещением 15 тысяч тонн.
– Это же плавучая девятиэтажка! – восклицает кто-то с уважением. “Девятиэтажку” тут же начинают снимать – каждый заранее приготовил телефон или фотоаппарат.
Второй дом
На берегу вдоль всего судна установлены таблички со строгой надписью “Зона таможенного контроля”. Это значит, что пересекать обозначенную границу нельзя, чтобы не получить проблем с законом. Мы ждем, когда организаторы экскурсии окончательно согласуют посещение. К счастью, все решилось без лишних формальностей. По трапу все резво поднимаются на борт.
– Я с экскурсией на главной палубе, – сообщает кому-то по рации капитан Андрей Шлапак. Он наш главный экскурсовод и проводник.
В небольшом коридоре у входа внутрь дизель-электрохода каждому выдают бахилы, и это тоже вызывает уважительные возгласы: “Даже так?!”, “Ничего себе!”, “Как в операционной”.
Здесь и правда следят за чистотой. Ведь экипаж несет службу четыре месяца подряд (потом уходит в отпуск тоже на четыре месяца, и его сменяет вторая команда). Так что судно по праву воспринимают как второй дом. Кто-то даже разводит здесь цветы.
Экскурсантов 17 человек, в лифт все не помещаются, поэтому на капитанский мостик приходится несколько минут подниматься по крутой лестнице с довольно высокими ступенями. Для человека с плохой физической подготовкой это утомительно, а члены экипажа, можно сказать, взлетают наверх – им не привыкать.
Лед бывает разный
Из капитанской рубки открывается красивейший вид на покрытый льдом Енисей. Отсюда, с высоты, более мелкие суда, “отдыхающие” до весны и вросшие в прибрежный лед, кажутся игрушечными. Созерцая эту панораму, просто невозможно не испытать восторг, и школьники тут же начинают снова фотографировать, кто-то намертво прилипает к окну, а капитана и его помощника Виктора Котова буквально засыпают вопросами. Капитан и штурман терпеливо отвечают: в экипаже всего 19 человек, управление судном полностью автоматизировано, вместо бумажных карт – электронные, информация поступает со спутника, три дизель-генератора “съедают” 75 тонн топлива в сутки, средняя скорость электрохода – 15 узлов (около 30 километров) в час, может ходить во льдах без сопровождения ледокола…
Дизель-электроход “Норильский никель”, как и четыре его “собрата”, действительно может пробивать кормой лед толщиной до полутора метров. Правда, сама по себе это формальная характеристика.
– Все зависит от структуры льда, – объясняет Андрей Шлапак. – Это на реке лед достаточно однородный, такой легко можно проходить даже при толщине два метра. А в море он подвижный, обдувается ветрами, омывается водой, часто бывает наторошенный, в таком можно и застрять.
Еще капитан рассказал, что во время следования по Северному морскому пути можно наблюдать яркие и многоцветные полярные сияния. А во льдах часто попадается разная живность – нерпы, белые медведи. Впрочем, они редко мешают движению судна. В отличие от рыбаков, занимающихся на Енисее подледным ловом. Бывает, что приходится останавливаться и буквально прогонять их на берег.
– Наверное, на Таймыре это национальный вид спорта, – с улыбкой добавляет Андрей Шлапак. Мы смеемся, хотя на самом деле смешного мало, когда некоторых рыбаков экипажу приходится (бывает и такое) перетаскивать на себе, потому что сами они идти не в состоянии.
Мощь и натиск
Перед спуском в машинное отделение нас предупреждают: ни к чему не прикасаться и, боже упаси, ни на какие кнопки не нажимать. Кто-то из ребят высказывает опасение, что можно испачкать одежду соляркой или маслом. На деле оказывается, что здесь так же чисто, как наверху. А все механизмы спрятаны в специальную обшивку. Внешне это напоминает начинку космического корабля: здесь все светлое, блестящее, снабжено электроникой. На приборах – малопонятные надписи вроде “осуш. насос №2 азипода ПрБ”. Кстати, о том, что называется странным словом “азипод”, стоит сказать отдельно, поскольку этот самый азипод – одна из главных фишек дизель-электроходов “Норильского никеля”.
Говоря совсем просто, азипод – это гребной винт с собственным электромотором, находящийся под водой, высокоэффективный движитель последнего поколения. Именно он обеспечивает исключительную маневренность дизель-электрохода – гигантское судно за минуту способно повернуться на 360 градусов. Мощность азипода на выходе у винта составляет 17 тысяч (!) лошадиных сил. Для сравнения: у автомобиля под капотом в среднем чуть больше сотни “лошадей”.
Кстати, само слово “азипод” – прямая калька с английского: аzipod образовано от двух слов – azimuth (азимут, полярный угол) и pod (гондола двигателя). Это торговая марка фирмы ABB Group, которая производит судовые тяговые управляемые установки. Изначально это, если можно так сказать, устройство было разработано на одной из финских судоверфей. Сейчас азиподы устанавливают, к примеру, на современных круизных лайнерах, но из-за дороговизны используют в судостроительстве пока еще относительно редко.
Интересы России
Сейчас ГМК “Норильский никель” – единственная в мире компания, которая владеет собственным арктическим флотом. В него входит шесть судов ледового класса, из них пять – контейнеровозы. Это собственно “Норильский никель” (первенец) и еще четыре таких же дизель-электрохода – “Мончегорск”, “Талнах”, “Надежда” и “Заполярный”. Каждый из них вмещает до 18 тысяч тонн грузов. В 2010 году линейку этих судов пополнил нефтеналивной танкер “Енисей”, способный брать на борт 15 тысяч тонн газоконденсата или жидкого топлива.
Благодаря собственному грузовому флоту компания установила круглогодичное и регулярное сообщение между Мурманском, Архангельском и Дудинкой и осуществляет прямые рейсы в порты Европы и Азии.
Создание своего арктического флота – событие, знаковое не только для компании, но и для всей России. Ведь сейчас, во времена поиска новых энергоресурсов, на Арктику и ее углеводородные запасы претендуют многие страны. И то, что “Норильский никель” вывел в арктические воды собственные суда под российским флагом, осуществил первый в истории отечественного мореплавания прямой рейс из Мурманска в Юго-Восточную Азию через Северный Ледовитый океан, как минимум обозначает территорию интересов нашей страны.
Виден размах
Покидать судно не хочется, но пора и честь знать – мы все-таки отвлекаем команду от работы.
– Впечатления от этой поездки, конечно, незабываемые, – рассказал нам Иван Мазай, десятиклассник школы №16 города Минусинска. – Кроме порта впечатлил мемориал “Норильская Голгофа”. Мне понравился ваш город, его своеобразная архитектура – у нас, например, нет таких домов, как у вас в начале Ленинского проспекта. Даже заводы, как ни странно, не производят гнетущего эффекта. Наоборот, чувствуется размах. Вообще, учеба в “норникельклассах” – это хороший шанс сделать карьеру в “Норильском никеле”. Конкретно с будущей профессией я пока не определился, но, думаю, поездка сюда поможет мне это сделать.
Среди учащихся “норникельклассов” есть и бывший норильчанин, хоть и не коренной. Александр Грушко вместе с родителями приехал сюда в 2000 году из Украины. А три года назад поступил в кадетский корпус, расположенный в Железногорске. После учебы думает вернуться не в Украину, а в Норильск.
– Мне здесь нравится, – говорит он. – Думаю поступать на цветмет, а там будет видно. Но хочу связать свою профессию именно с металлургией и приехал сюда прежде всего для того, чтобы познакомиться с металлургическим производством.
Школьники пробудут в Норильске до 24 марта. За оставшиеся дни они побывают на руднике “Октябрьский”, Талнахской обогатительной фабрике и Надеждинском металлургическом заводе.
Во время подъема по трапу главное – не поскользнуться
Вид из капитанской рубки по-настоящему завораживет
Капитан Андрей Шлапак отвечает на вопросы
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск