Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Тундровая культура и бескультурье
СВОЙ ВЗГЛЯД
31 мая 2012 года, 1:46
Текст: Николай ЩИПКО
Люди, что вы делаете?
В далекие девяностые мне часто доводилось встречаться с людьми, которых сегодня принято называть норильчанами старого поколения. На самом деле, почему их называют именно так, мне до конца непонятно. Зато предельно ясно, что эти люди никогда стариками не были. Ни по мышлению, ни по отношению к жизни. Культурные, образованные, человечные – это о них.
Сегодня хотелось бы поговорить о тех, кто предпочел жизни в городе жизнь тундровую: как они жили, как относились к природе. И сравнить те времена с нынешними. Ну а выводы каждый будет делать для себя сам.
Далекие и не очень тундровые территории вокруг Норильска и Талнаха были облюбованы в минувшем веке любителями спортивного туризма, рыбаками, грибниками и просто любопытствующими. Любовь к тундре тянула норильчан на природу, и не на один день. Людям приходилось строить маленькие балки для того, чтобы в них можно было автономно прожить. Если отойти от города километров на двести, то можно встретить немало самодельных строений. Некоторые из них – ровесники Норильска.
В тундре, как и в тайге, всегда существовали неписаные законы. Законы не природы, а человеческие. По рассказам старых тундровиков, в 60–70-х годах они соблюдались беспрекословно. В середине 90-х у меня был первый выход в тундру. В одном из далеких балков посчастливилось познакомиться с Сергеем Козловым. Это был великолепный человек и опытный турист, который еще в 70-е годы руководил категорийными спортивными походами по Таймыру и Саянам. Именно этот человек стал для меня примером поведения в тундре и отношения к хрупкой природе.
Первый совместный выход с Сергеем научил меня многому. Хотя тогда мне, выросшему в городских условиях, многое казалось диким. Я не понимал, почему в тундре нельзя бросать конфетные обертки, пакеты, окурки и прочий бытовой мусор. Все нужно было нести с собой в избу или в город. Бросить мусор в тундре – это, по неписаным правилам, считалось позором.
Когда мы выходили на несколько дней в лесотундру или на плато, то останавливались на ночлег в какой-нибудь избушке. И здесь действовало железное правило – сохранить в целости все имущество, находящееся в балке. Если своих продуктов недостаточно или у кого-то их не оказалось вовсе, то в избушках всегда был запас, оставленный хозяевами. Если приходилось брать чужое, то следовало это компенсировать, так как хозяева рассчитывают, что в избе есть минимум продуктов и сухих дров. Уходя, обязательно надо было прибраться. И это минимум той тундровой культуры, которая у многих была в крови.
Время идет, уходили и уходят старые норильчане, а вместе с ними исчезает тундровая культура. Сегодня приходится поражаться, если так можно выразиться, тундровому бескультурью. Это острая проблема, с которой несколько раз мне приходилось сталкиваться.
В 2005 году трагически ушел из жизни мой учитель Сергей Козлов. В его память на одном из поворотов реки Листвянки был построен маленький туристический шалаш. Это место Сергей любил особенно и часто водил сюда школьников, для которых был не просто учителем, но и другом.
В первую же весну “современные любители тундры” разворовали все припасенные продукты, унесли топор, пилу, котлы для приготовления пищи и одежду. Сорвали внутреннюю обшивку стен, чтобы разжечь печку. И так происходит каждую весну, только с еще большей силой и, я бы сказал, остервенением.
Моему другу и коллеге, заядлому охотнику и рыбаку, в наследство достался охотничий балочек, которому более 40 лет. Нынешней зимой в балке проломили крышу, украли печку и ящик с продуктами. Уверен, бывалые тундровики вспомнят не один подобный случай.
…Как только сойдет снег, жители Талнаха и Норильска начнут массово выходить в тундру, оставляя там тысячи стеклянных и пластиковых бутылок, пакетов, коробок и прочего бытового мусора. Бескультурье и желание уничтожить все вокруг себя поражает.
Неужели мы не понимаем, что тундра никогда не сможет переработать отходы человеческой жизнедеятельности?
Неужели не задумываемся, что в следующий раз придется отдыхать среди помойки, нами же организованной?
Неужели плевать, что потомки никогда не скажут о нашем поколении: они были культурные, образованные, человечные?
0

Читайте также в этом номере:

Мы стойбище видели (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Эффективный формат (Алиса ФИАЛКО)
Долгожданная почта (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Плавали, знаем (Виктор ЦАРЕВ)
Из Новосибирска транзитом (Валентина ВАЧАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск