ТРИСТА БРИЛЛИАНТОВ в «Параде планет»
26 декабря 2007 года, 12:55 Текст: Инна ШИМОЛИНА
|
– такой гарнитур сделал завод «Красцветмет»
Ювелирный комплекс «Красцветмета» построен «под ключ» югославскими и итальянскими специалистами в 1994 году. Сегодня это одно из самых крупных российских ювелирных производств, где используется современное оборудование, инструменты и технологии ведущих фирм мира и выпускает украшения из золота, платины, палладия и серебра.
Ювелирный комплекс «Красцветмета» построен «под ключ» югославскими и итальянскими специалистами в 1994 году. Сегодня это одно из самых крупных российских ювелирных производств, где используется современное оборудование, инструменты и технологии ведущих фирм мира и выпускает украшения из золота, платины, палладия и серебра.
Русское золото красного цвета Ювелирное производство завода – комплекс с полным производственным циклом. Изделие проходит здесь все этапы – от создания эскизов и литья сплавов до алмазной огранки и финишной обработки. Все украшения изготавливаются из сплавов, соответствующих российским и международным стандартам. Прежде всего по цвету. – Все говорят – «русское золото». А какое оно? Это золото красного цвета 585-й пробы. Но нужно обязательно подчеркивать, что это красное золото, потому что на сегодняшний день 585-й пробы есть и белое, и желтое золото. А вот красного золота 750-й пробы нет, – говорит директор ювелирного производства Борис Ходюков. Для создания белого золота в желтое добавляется никель или палладий. Никель придает металлу более красивый серебристый цвет. Если в золото добавляется палладий, то украшение для придания нужного цвета и блеска покрывается родием. В итоге отличить натуральный палладий и платину от белого золота практически невозможно, уверяет меня начальник ювелирного производства Валерий Лавренюк. Кстати, палладий самый легкий из всех драгоценных металлов и лучше поддается механической обработке. Он востребован не только в промышленном производстве (например, при изготовлении автомобильных катализаторов), как мы привыкли, но и в ювелирном. Из него делают разнообразные украшения, в том числе обручальные кольца, запонки, зажимы для галстуков и брелоки. А однажды итальянцы даже заказали красноярским ювелирам оригинальную коллекцию из колец. Отдельные ее предметы вошли в ассортимент завода. Ювелирный комплекс изначально создавался под выпуск изделий массового спроса в больших объемах – недорогих цепочек, браслетов, колец. В девяностые годы украшения из драгметаллов были острейшим дефицитом. Сейчас в ювелирных магазинах полки богаты – глаза разбегаются, но и цены на некоторые изделия кусаются. Однако «Красцветмет» по-прежнему придерживается своей политики – выпускать продукцию, которая будет по карману каждому россиянину, где бы он ни жил. – Самые недорогие золотые цепочки 585-й пробы стоят от 800 до 1000 рублей. К великому сожалению, золото растет в цене, и нам тоже приходится на это реагировать, потому что в нашей себестоимости цена на этот металл является определяющей. Сейчас в Лондоне унция золота стоит уже около 750 долларов, – рассказывает Борис Ходюков. – Зато мы используем оборудование, которое максимально исключает ручной труд. Например, на участке цепевязания, где установлено 150 итальянских станков, в смену работает всего три человека. Каждый год – миллионы цепей «Красцветмет» в основном специализируется на изготовлении цепочек, браслетов, колье. Их доля в ювелирных украшениях составляет почти 95 процентов. Участок цепевязания полностью автоматизирован. С помощью станков завод выпускает большинство известных видов базовых цепей. Производных же от этих типов вязки существует множество. Переплетение в косичку и уплотнение, алмазная обработка и калибровка, параллельная сварка и комбинирование – все это дает возможность создавать более 150 видов оригинальных цепей и браслетов. Для того чтобы запустить в производство новую цепочку определенного типа и размера, нужно вложить в этот проект до 300 тысяч евро (почти 10 миллионов рублей). Красноярские ювелиры не меняли ассортимент своих изделий со дня запуска производства. Другое дело, что на их основе они внедрили много новых украшений, тоже связанных с цепным полотном, – браслетов и колье. – На рынке цепей резко отличающихся друг от друга изделий практически нет, – рассказывает Ходюков. – Если встречается украшение «с вывертами», то доля ручного труда в нем огромна. Например, есть такая цепочка «черепашка»: на классическую цепь вручную, горелкой, на каждое звено приваривается символ – черепаха, бабочка и так далее. Это очень кропотливый труд, за него никто не берется в Европе. Такие цепи делают в основном в Турции, Китае, где дешевая рабочая сила. Мы, завод «Адамас», итальянцы производим одинаковые, классические цепи. Сейчас очень сложно найти оборудование, которое бы отличало тебя от других. Даже если его и купить, то еще не факт, что украшения, сделанные на нем, будут пользоваться спросом. К тому же оно стоит немалых денег. Наш завод прежде всего ориентируется на качество, а не на увеличение ассортимента. И это нас отличает от других производителей ювелирных украшений. Все цепочки проходят тест на разрыв. Для придания им зеркального блеска применяется алмазное гранение. Это самый красивый этап работы. В качестве основного инструмента используется природный или искусственный алмазный резец. Затем изделие поступает на участок финишной обработки. Здесь работают исключительно женщины. Когда входишь к ним в зал, видишь склоненные над столами женские головы в белых колпаках. Работницы линейкой отмеряют длину цепочки, окольцовывают и аккуратно припаивают микроскопические замочки. Это очень монотонная работа, на которой к тому же быстро портится зрение. В прошлом году завод произвел 6300 тонн цепочек, в нынешнем планирует выйти на объем в 7100 тонн. – Это миллионы цепей, – подчеркивает Ходюков. На заводе появились крысы. Серебряные Кольца, серьги и подвески создают на участке микролитья. Это государство в государстве: здесь самостоятельно плавят металл, разрабатывают образцы украшений, делают готовые изделия. Но для того чтобы жидкое золото или платина превратились в кольцо, нужна долгая и тщательная работа десятков людей. Сначала художник разрабатывает мастер-модель – образец изделия, на основе которого делается восковая форма. Из множества форм собирается восковое «дерево» и заформовывается в гипс. При нагревании воск выплавляется, и образуется гипсовая форма, которая заполняется расплавленным металлом. После застывания гипс удаляется, и глазам предстает удивительное зрелище – золотое «дерево», состоящее из множества заготовок для будущих украшений. Потом за работу берутся ювелиры. Подобно скульпторам, они убирают с заготовки все лишнее, в результате чего на свет появляется новое кольцо, сережка или подвеска. Изделие остается только отшлифовать специальными механическими щеточками и при необходимости закрепить драгоценные камни. На участке новых изделий художники и ювелиры придумывают идеи для новых украшений, в том числе на заказ, создают оригинальные эскизы на бумаге, моделируют будущие изделия с помощью специальной компьютерной техники. В мастерской делают эксклюзивные украшения с золотыми самородками, технология изготовления которых является собственной разработкой завода. Специфика заключается в том, что при их производстве используется способ закрепления самородка методом оттиска, что позволяет полностью сохранить природное качество материала и максимально точно реализовать художественный замысел. – Индивидуальных заказов у нас мало, – говорит Ходюков. – Стараемся от них отказываться, потому что на это уходит много времени и мы не успеваем делать основную работу. Тем не менее те авторские работы, что они успели сделать, – настоящие шедевры. И названия у гарнитуров (большинство состоит из трех предметов – серег, колье и кольца) очень красивые – «Парад планет» из платины и золота, в котором использовано 300 бриллиантов; «Млечный путь» из платины и 10 бриллиантов; «Джаз» из палладия и 11 бриллиантов; «Енисей» из золота, украшенный 105 рубинами и 82 бриллиантами. Их цена начинается с 500 тысяч рублей и уходит далеко за пределы миллиона. «Красцветмет» участвует почти во всех крупнейших российских и международных ювелирных выставках. Его гарнитур «Зимний сад» из платины и бриллиантов получил дипломы «Лучшее колье года» («Гильдия ювелиров», 2005 год) и «Платиновая коллекция России» (выставка Junwex 2006). «Лунная дорога» была признана лучшим украшением из платины на «Ювелир Экспо-2005» и получила золотую медаль на выставке «Ювелир-2004». Награды можно перечислять бесконечно. Жаль, что эту красоту сейчас можно увидеть только в буклете. Зато сувенирная продукция доступна – она продается во всех фирменных магазинах завода (в Красноярске это «Золотая цепь», в Норильске – «Сияние»). В качестве сувениров предлагаются золотые закладки, пластины, на которых «нарисована» карта России, медали с изображением достопримечательностей города и символикой Красноярска. В честь объединения трех регионов – Красноярья, Таймыра и Эвенкии – завод выпустил специальные медальки диаметров в 2,5 см, правда, ограниченным тиражом. Разошлись мгновенно. Как и уникальный набор «Православные праздники» из тринадцати серебряных медалей, стоивший шесть тысяч. Его придумал директор «Красцветмета» Игорь Тихов. К каждому Новому году завод выпускает символ наступающего года. Следующий, 2008-й, будет годом Крысы. Ювелиры сделали на пробу около двух тысяч экземпляров фигурок маленьких острозубых зверьков (кто с клюшкой и шайбой, кто с заплечным мешком, кто с сыром) и подвесок с их изображением. В продажу они пока не поступили. – Некоторые люди каждый год покупают по символу и уже сложили неплохую коллекцию, – отметил Валерий Лавренюк. Цепочки, кольца не носить! Даже не стоит сомневаться – все работники завода носят ювелирные украшения только «своего» производства. Которые они, между прочим, покупают со скидкой. Только на работу их носить нельзя. А как ты потом докажешь, что уходишь домой в собственных сережках или цепочке? – Поэтому я надеваю украшения только в выходные, – поделилась Жанна Потылицына, начальник участка приемки драгоценных металлов, сырья и готовой продукции. Охрана здесь строжайшая – вход по пропускам, всюду (даже в коридорах) установлены видеокамеры, двери в помещения открываются электронным ключом, на выходе тщательный досмотр. В общем, почти так же, как у нас в металлургическом цехе медного завода. Только впечатление от самого производства – как от больницы: стены белые, работники в белых халатах, кругом стерильная чистота и много солнечного цвета. Случаи воровства на ювелирке, по словам директора завода, крайне редки. |
0 | Твитнуть |