Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Та самая Ева
КНИГА НЕДЕЛИ
10 ноября 2011 года, 16:37
Текст: Юлия КОХ
Люди еще в древности рассказывали притчи, но на пике литературной моды (если исключить евангельские времена) этот жанр оказался благодаря современному писателю Пауло Коэльо. Его поучительные истории, несложный язык и увлекательный сюжет которых помогли читателям усвоить некоторые основополагающие философские принципы, по сей день пользуются популярностью. И хотя пора всеобщего увлечения книгами бразильского литератора миновала, его многочисленные последователи не устают развивать идеи удачливого коллеги.
Среди множества неудобоваримых сочинений порой находятся книги, которые еще способны заинтересовать уставшего от поучений современного читателя. Одной из таких редких находок стала для меня “Книга Евы” Мариан Фредрикссон, предлагающая весьма своеобразный взгляд на ветхозаветные мифы.

Никакой мистики

Эта история – первая часть трилогии “Дети рая”, в которой автор попыталась переосмыслить канонические сюжеты, взглянув на них с женской точки зрения. Прежде всего она приняла за аксиому тот факт, что древние сказания являются сильно искаженными от многократных пересказов. Главная героиня книги – Ева, та самая женщина, которая согласно Библии дала начало всему человеческому роду. Впрочем, знаменита она не только этим, но и своим необдуманным поведением, которое привело к изгнанию людей из рая. В переложении Мариан Фредрикссон эта и другие легенды обретают реалистические черты. Вооружившись основными принципами психологии, данными по истории мировых религий и наиболее популярными достижениями философской мысли, писательница рассказала нам историю выдающейся женщины и окружающего ее своеобразного мира.
Повествование начинается, когда Ева совершает опасное путешествие по горам. Одиночество героини, бесконечные рассуждения о лекарственных травах, а также отсутствие внятной сюжетной завязки слегка тревожат, заставляя ожидать избитых откровений о единении с природой (настойчивые ассоциации с книгами серии “Звенящие кедры России” едва не заставили меня отказаться от дальнейшего чтения романа). Впрочем, после преодоления психологического барьера книга начинает казаться еще более увлекательной. Постепенно, через мимолетные воспоминания и ассоциации Евы, писательница вводит нас в древний мир, загадки которого не дают покоя героине. Библейские темы возникают не сразу, однако уже на первых страницах встречаются приятно интригующие аллюзии. Например, Ева в отличие от своего мужа очень любит яблоки, а ядовитых змей, снующих в траве, называет своими старыми врагами. Причем оба эти известия сообщают нам как нечто обыденное, не имеющее никакого мистического подтекста.
Автору прекрасно удалось переплести факты, соответствующие библейской традиции, с фактами, ей противоречащими, избежав при этом логических неувязок. По версии писательницы, Адам и его жена вовсе не претендуют на звание первых людей на планете. Рядом с ними обитают племена, исповедующие другие религии и воспринимающие всю историю с бегством из рая как обычную сказку. Но у них действительно есть сыновья Каин и Авель, сложные взаимоотношения которых, в полном соответствии с первоисточником, должны плохо закончиться. А некоторые строки и вовсе ясно дают понять, что Мариан Фредрикссон не намерена ограничивать свое воображение научными, религиозными или какими-либо другими догматами. Например, в пути героиня книги однажды встречает крупных плотоядных животных, подозрительно напоминающих динозавров.

До Фрейда

Герои книги озабочены поиском смысла жизни и в этом ничем не отличаются от современных людей. Они должны вспомнить свое безгрешное, практически бессознательное существование в эдемском лесу и понять, почему решили его покинуть. Отправившись в рай своего детства, Ева открывает для себя новые значения таких понятий, как грех, добро и зло. Даже загадочное слово “сатана”, для Адама являющееся воплощением всех пороков, а для его жены – привычным ругательством, оказывается всего лишь именем агрессивного вожака первобытной общины эдемских жителей.
Впрочем, главная героиня задумывается не только об отвлеченных материях, но и о насущных бытовых проблемах. Она, как обычная жена и мать, обеспокоена благополучием собственной семьи. Возвратившись домой, Ева пытается справиться с чувством вины и яростью собственного мужа, понять сына-братоубийцу и осмыслить все, что узнала во время путешествия. Она, как первая в истории феминистка, борется с распространением концепции первородного греха, заставляя мужа вспомнить, что он добровольно ушел из Эдема. За несколько тысяч лет до рождения Зигмунда Фрейда она задумывается о сознательном и бессознательном, тонко анализируя поведение своих близких. При этом автор так аккуратно втиснула все эти современные мысли в форму притчи о древних людях, что даже самые вопиющие хронологические несоответствия не вызывают отторжения.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск