Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Славянский дуэт на закуску
Новогодние истории
10 января 2013 года, 16:25
Текст: Записала Татьяна РЫЧКОВА
Однажды под Новый год любовь к народной музыке привела начинающего маэстро Сергея ФЕДОРОВА на рождественский фестиваль в отель у подножия Альп, где он окунулся в сказочную атмосферу праздника по-австрийски. Преподаватель Норильского колледжа искусств рассказывает, как он там оказался.
Это было в конце 90-х, с 1998-го на 1999 год. Я в это смутное время учился в Москве в Российской академии музыки имени Гнесиных. Естественно, жизнь студента тогда была весьма голодна, поэтому приходилось искать подработки. Вместе с моим другом сербским аккордеонистом Бояном Йовановичем мы организовали ансамбль, который назывался “Славянский дуэт”.
Боян – тоже очень большой (по росту), известный у себя на родине виртуоз – тогда, как и многие другие иностранные студенты из Сербии, учился в нашей академии. Мы с ним сошлись на почве любви к исполнительству народной музыки – русской, сербской, балканской, да и вообще к музыке народов мира. В 1996–1998 годах играли не только на концертах, но и в ресторанах. Всегда спасало сербское посольство – приглашали играть на приемах, и тем самым мы держались на плаву.
Однажды мы играли в ресторане “Ангара” на Новом Арбате. Там обычно выступали эстрадные певцы – будущие звезды. В один вечер мы должны были выходить на сцену после Мурата Насырова (того, который потом исполнял популярный хит “Мальчик хочет в Тамбов”), тогда он был только начинающим певцом. Мурат посоветовал: “Ребята, вы поиграйте подольше, потому что сейчас приедут музыканты из Австрии, у них тут тоже будет выступление. Может быть, они вас послушают, и вдруг у вас получится сыграть где-нибудь еще”.
Культовая мелодия
Мы вначале не придали словам Мурата значения, но играть играли где-то минут 30–40 веселую народную и эстрадную музыку. Наше исполнение, по-видимому, произвело впечатление на австрийцев. Это была группа “Веселые музыканты” Макса Гёлсера, одновременно исполнителя на австрийской (тирольской) пятирядной гармонике. Позже мы узнали, что он еще и прекрасный врач.
Они нас отслушали, потом сыграли сами, а после этого предложили поехать вместе с ними и сыграть на праздничном приеме в посольстве. Общались мы на ломаном английском, но тем не менее прекрасно понимали другу друга.
В посольстве мы исполнили различную народную музыку: русскую, балканскую, австрийскую, вальсы Иоганна Штрауса, а также эстрадную. Очень всех задела легендарная баллада из старого фильма “Третий человек”, в общем-то печального, связанного с эпохой послевоенной Австрии. Эта мелодия буквально на трех-четырех нотах исполняется в фильме на австрийской цитре. В России она неизвестна, а там ее, по-видимому, знает каждый. И она произвела такое впечатление на австрийского посла и всех остальных присутствовавших, что возникла идея организовать нам новогодние рождественские гастроли в Австрии. Там же Рождество раньше отмечается, чем у нас.
Рождество со святым Стефаном
Все сбывалось как в сказке: нам сделали визы, и мы из мрачной тогда Москвы перелетели в маленький альпийский район недалеко от Вены, в город Стольхоф. Там, прямо в Альпах, располагался отель, в котором нас поселили и где должен был проходить рождественский фестиваль.
Вначале нас повезли в Вену, мы присутствовали на новогоднем празднике и стали свидетелями очень интересных зрелищ. Австрийцы по сути вроде бы те же спокойные, обстоятельные немцы, но вели себя очень шумно. Закидали разноцветным битым стеклом всю площадь рядом с готическим собором Святого Стефана, одним из самых красивых в Европе. Повсюду была самая необычная иллюминация с фейерверками, хлопушками, целыми отрядами ходили Санта-Клаусы, дарили какие-то подарки, народ кричал, пел песни в сопровождении ударных инструментов и австрийских гармоник. И, главное, люди были очень дружелюбные, все друг другу улыбались, говорили на разных языках, но как-то друг друга понимали. Через минуту мы вместе с нашими товарищами австрийскими музыкантами уже были своими в этой огромной гудящей компании.
Каждый день мы были по нескольку раз в гостях, нас все время кормили блюдами национальной кухни. До сих пор помню вкус шницелей по-венски, мальцета (супа из лапши), картофельных салатов, которых было много, и особенно удививших напитков: шнапса и так далее.
Шнапс “Сергей Федоров”
Нас тогда поразило, что у каждой австрийской семьи в этом городишке был какой-то маленький мини-заводик или цех, на котором производились соки, вино, пиво, шнапс и так далее. Но главное – у каждого имелся свой погребок, в котором это все можно было попробовать. Один предприниматель и музыкант Рудольф Фэдигер, у которого на крыше стоял телескоп, выпустил шнапс “Сергей Федоров” и “Боян Йованович”, у меня до сих пор хранятся бутылки с этикетками. Шнапс тут же был распродан на фестивале.
Одним из самых милых эпизодов было исполнение двумя дочерьми Гёлсера, Таней и Даниэлой, маленьких популярных пьес на народных инструментах – цитре и цымбалах. Девочки семи и девяти лет играли и пели, для них мы с Бояном с нашим ростом (190 и 200 см) казались какими-то гигантами из далекой страны, где, по их словам, медведи жили среди людей.
После встречи Нового года начались концерты в отеле. Его весь окружили машины, они выросли как из-под земли. Приехало много народу из Вены, Зальцбурга, даже кто-то из Германии, разумеется, люди из нашего посольства, из “Аэрофлота”, который помог осуществить поездку.
На небольшой сцене играли, танцевали и пели местные тирольские коллективы, а нас, русско-сербский дуэт, приготовили как изюминку на закуску. Наш концерт в один из вечеров в отеле стал апофеозом фестиваля, он прошел весьма бравурно. В программу концерта мы специально включили вальсы и польки Штрауса, гвоздем программы была знаменитая мелодия из кинофильма “Третий человек” композитора Антона Караса. Она называется “Ципфер-баллада” (ципфер – это австрийский народный инструмент). Музыка буквально свела с ума публику, все начали кричать, хлопать, плясать. Видимо, у них с ней связаны какие-то свои ассоциации.
Сказочный мир
После нас выступал тирольский коллектив в национальных одеждах с соответствующей музыкой. Тут уже все пустились в пляс, убрали столы, нас заставили переодеться в австрийскую национальную одежду, и мы начали осваивать их танцы уже в самом процессе. Это продолжалось всю ночь, а наутро мы поехали на австрийское радио записывать “Ципфер-балладу”, которая стала символом всего нашего путешествия.
Еще несколько дней мы ездили по Вене, гуляли по тем местам, где когда-то искали вдохновения Моцарт, Бетховен, Шуберт, Штраус. Побывали на могиле Штрауса, в уникальном музее музыкальных инструментов, просто заходили в кафе выпить кофе, разговаривали о музыке, о жизни с нашими новыми друзьями. Увидели знаменитые, неправильной формы дома Хундертвассера. Купили венские сюрпризы, шнапс, шоколад, мелкие презенты для близких нам людей. После той жизни, какой мы жили, попасть в такой веселый, сказочный, игрушечный мир, в другое измерение, было большим потрясением. Неделю продолжались рождественские праздники. Конечно, расставаться было тяжко, но все когда-то заканчивается. Нас ждала Москва.
Мои новогодние пожелания читателям: искренних и добрых людей рядом, реализации творческих замыслов, а также благополучия в семьях, а своим ученикам – терпения, усердия и устремленности в учебе и иногда – беречь своего педагога.
 
Любовью к народной музыке Сергей Федоров делится щедро
0

Читайте также в этом номере:

НПОПАТ меняет время (Екатерина БАРКОВА)
Играть нужно смелее (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Глубокоуважаемый пиджак (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Нечего на зеркало пенять (Елена КОВАЛЕНКО, методист инновационно-методического отдела Публичной библиотеки)
Зарек (Владимир ЭЙСНЕР)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск