Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
14:05 В Норильске открылась школа паркура «Экстремальный Север»
12:05 Актерский квартирник «Про любовь» пройдет в Норильске
12:05 В Норильске разыграли Кубок главы города по боулингу
11:50 Военизированная горноспасательная часть Норильска переходит в структуру МЧС
11:40 Норильская лига КВН открыла творческий сезон
Все новости
Счет на миллионы
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
12 ноября 2012 года, 13:07
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Андрей СОЛДАКОВ
Эти огромные автомобили не встретишь на улицах города. Да и не место им среди “матисов” и “девяток”. Водители большегрузных самосвалов перемещаются на своих БелАЗах и “Катерпиллерах” исключительно по объездным дорогам и производственным площадкам Норильского промышленного района. Без такой техники работу предприятий комбината сегодня представить себе невозможно.
Коллектив автотранспортного объединения “ЦАТК” недавно отметил 75 лет со дня основания. Начался отсчет до следующего юбилея. Праздник – это, конечно же, хорошо, но, как любят говорить производственники, план никто не отменял.
С начальником отдела эксплуатации АТО “ЦАТК” Андреем Верхолёзовым мы отправляемся “на гору”, где ни на минуту не останавливается вывоз горной массы из карьера рудника “Заполярный”. По пути Верхолёзов рассказывает о том, что большегрузную технику доверяют самым опытным и подготовленным водителям, и, чтобы сесть за руль многотонной машины, необходимо быть, во-первых, ответственным, а во-вторых, опытным водителем. Такие и работают в колонне №1 АТО “ЦАТК”.
На горе
В первой колонне 32 большегрузных самосвала. Заняты они перевозкой руды из карьера рудника “Заполярный”, с Нулевого пикета на бункеры Норильской обогатительной фабрики, а также породы в отвал и на дамбу хвостохранилища №1. Месячный план по породе от экскаваторов карьера был выполнен досрочно, и самосвалы перебросили на вывоз породы от автопогрузчика. К ним-то мы и приближаемся.
Мощный погрузчик “Комацу” и тяжелый бульдозер “Катерпиллер” в буквальном смысле слова не справляются с потоком самосвалов – они подходят один за другим и встают под вместительный ковш, а загрузившись, исчезают за поворотом дороги. Но спустя какое-то время грузовики появляются вновь и становятся в очередь. Сейчас все силы колонны брошены на этот участок. Все большегрузы задействованы в перевозке породы на отсыпку дамбы хвостохранилища.
– Когда работаем в карьере, такого скопления самосвалов не бывает. В карьере работают три-четыре экскаватора, и простои там невозможны – только и успевают отъезжать. Но так как план в этом месяце мы выполнили досрочно, то приняли решение о переводе техники на этот участок, где складирована порода рудника, – говорит Андрей Верхолёзов. – Кроме вывоза руды из карьера на НОФ и породы в отвал мы еще и дамбу хвостохранилища №1 НОФ отсыпаем.
Можно сказать, двух зайцев убиваем – и руду вывозим, и дамбу отсыпаем. Раньше всю вскрышную породу карьера возили в отвалы, а сейчас участвуем в важном экологическом проекте “Норильского никеля” по обустройству хвостохранилища – формируем, так сказать, емкость, чтобы хвосты не расползались. Уже год возим туда породу. Думаю, еще длительное время будем отсыпать пятую дамбу.
Всегда готов
Верхолёзов то и дело отвлекается на телефонные разговоры. Бесспорно, его слово в решении производственных задач решающее.
– Сложная у вас должность, Андрей Анатольевич. Столько всего помнить надо, многое решать оперативно, на ходу буквально…
– Должность эта не столько сложная, сколько тревожная. За годы работы уже вник в особенности и знаю, как реагировать на те или иные ситуации. Предприятие ведь работает круглосуточно, а это только водителей и машинистов на линии в смену около двухсот человек плюс диспетчеры и другие специалисты. Так что в любое время суток необходимо быть готовым к неожиданностям. План никто не отменял.
– Кстати, о планах. Скажите, в каких величинах транспортники  измеряют плановые показатели?
– План измеряется в двух единицах – в тысячах тонн и тысячах тонно-километров. Тысячи тонн – это количество перевезенных грузов в реальном выражении. Годовой план на 2012 год по этому показателю – 29 миллионов тонн разных грузов. Кстати, номенклатура их по всему предприятию – более сотни наименований. На следующий год запланировано уже 31,5 миллиона тонн. Это за счет расширения производства и строительства хвостохранилища на ТОФ.
– Но план в тысячах тонн не показывает покрытых расстояний, – продолжает Андрей Верхолёзов. – То есть можно одну машину поставить работать на расстоянии в 500 метров, и она перевезет, скажем, 180 тысяч тонн за месяц. А поставь такую же на плечо в 15 километров, и за месяц машина перевезет всего 23 тысячи тонн. Поэтому тонны умножаем на расстояние перевозки и получаем такой плановый показатель, как тонно-километры, который наиболее полно характеризует работу грузового транспорта.
План на 2011 год составлял 112 миллионов тонно-километров, на этот год имеем 140 миллионов, а в следующем – уже 149 миллионов тонно-километров.
– А сколько весит эта махина? – спрашиваю, показывая на груженый самосвал “Катерпиллер”.
– Его грузоподъемность – 55 тонн, а если добавить его собственный вес, то, считай, около ста тонн по дороге едет. Потому и запрещены нам перегоны по дорогам общего пользования без разрешения. Раз в квартал на каждую машину оформляется разрешение, согласованное с НПОПАТ, “Норильскавтодором”, ГАИ...
Потому на большегрузной технике работают надежные, опытные водители. Отбор очень серьезный. Все предложения и рекомендации, поступающие от начальника колонны, рассматриваются директором – он изучает личные дела, учитывает все нарушения и достижения претендентов. А если учесть, что вот уже второй год мы эксплуатируем “Катерпиллеры”, то и отбор серьезнее стал.
– И как за это время показал себя “Катерпиллер”?
– Надежная машина! Посерьезнее БелАЗов будет. Надежность, грузоподъемность, производительность – все в плюс. Но вместе с тем она требует более квалифицированного обслуживания. Сейчас в ЦАТК 21 самосвал “Катерпиллер”. Еще 18 ожидаем по контракту до конца года, возможно, в самом начале следующего.
– Стало быть, у водителей есть некий стимул – пересесть с БелАЗа на более современную технику?
– Конечно, машина даже конструктивно более современная, чем БелАЗ, не говоря уже о комфортабельности рабочего места водителя и прочих прелестях…
А Гагарин – на БелАЗе
Большому кораблю – большое плавание, а большим машинам нужен большой гараж. В гараже колонны №1 запросто можно заблудиться. Начальник колонны Вячеслав Кравченков показывает нам свои владения. Здесь он с 1982 года, а руководит колонной с середины 90-х.
Под “Катерпиллером” возятся спецы официального дилера – ООО “Восточная техника”.
– Что-то со ступицей, – говорит Кравченков. – Сейчас ребята определят что к чему, проточат, отшлифуют – и на линию. И вроде бы все по правилам эксплуатируем, соблюдаем все рекомендации и инструкции, а поломка на всех машинах одна и та же. Глаз да глаз за такой техникой нужен. Иначе нормальной работы не получится.
В нынешнем году коллектив колонны №1 обновился, по словам начальника, процентов на 40. Кто-то перешел в другую организацию, кто-то уволился, кого-то проводили на пенсию. Но Вячеслав Кравченков говорит, что на смену им пришли достойные ребята, опытные и надежные.
Скромно умалчивая о себе, Кравченков с гордостью говорит о своих бригадирах:
– Андрей Андрейчук, Сергей Колтунов, Олег Рудаков и Евгений Гагарин – отличные ребята, добросовестные, с большим опытом работы. За машинами следят внимательно, за климатом в коллективе. Не подводят, в общем. Это очень важно. Вот, кстати, их бригадирский “Катерпиллер”, – показывает на махину начальник колонны. – Три бригадира на нем трудятся. А Гагарин – на БелАЗе.
Кравченков уверен: на смену пришли надежные ребята
Большегрузы ЦАТК участвуют в экологическом проекте “Норильского никеля”
Ступица у самосвала весьма внушительных размеров
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск