Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Ремонт, которого ждали
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
8 июня 2012 года, 18:05
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Андрей СОЛДАКОВ
В штейновом пролете плавильного цеха никелевого завода кипит большая работа. Металлурги и ремонтники вот уже несколько месяцев ведут капитальный ремонт рудно-термической печи №2, выведенной из эксплуатации в 1999 году. Проект, без преувеличения, грандиозный.
Круглосуточно на месте установки РТП-2 трудится без малого 80 человек. По сути это даже не ремонт, а полное восстановление печи №2. Сейчас идет обследование фундамента РТП. Он представляет собой десятки широких труб, залитых бетоном, это обеспечивает высокую несущую способность конструкции. На железобетонные столбы будут установлены огнеупорная падина, каркас печи, а вся конструкция будет обложена котированным огнеупорным кирпичом и кессонированными медными элементами, которые будут охлаждать кирпич в процессе плавки.
Начальник плавильного цеха Константин Тулупов рассказывает, что решение о демонтаже и замене РТП-2 было принято в ноябре прошлого года, а в декабре, не затягивая, начали демонтаж. По расчетам, процесс замены печи займет около двух лет.

Со знаком плюс

– Многое сделать уже удалось, – говорит начальник цеха. – Завершен демонтаж старой печи, но основные работы по монтажу каркаса и сложного оборудования печи еще впереди – составляющие части в процессе изготовления и сборки. Некоторые части РТП-2 уже готовы, отдельные части изготавливаются на материке и на механическом заводе Норильского обеспечивающего комплекса, некоторые готовы и ждут отправки. Следующий этап – начало сборки.
Сейчас в пролете на полную мощность работают три рудно-термические печи, – продолжает Константин Тулупов. – Цех работает, не снижая объемов основного производства. Трех печей достаточно для выполнения плановых показателей. Запуск же РТП-2 позволит значительно увеличить выпуск готовой продукции – в цифрах это 50 тонн никеля в сутки. Со временем капитальному ремонту подвергнется другая печь в штейновом пролете.
Кроме того, введение в эксплуатацию решит проблему трудоустройства. Для обеспечения работы печи необходим коллектив из четырех человек: один работает на загрузке, двое выдают штейн, четвертый работает на выдаче шлака. Пять смен – это двадцать рабочих мест. С запуском печи в пролете понадобится третий мостовой кран. Будем набирать людей. В общем, плюсов много.

Своими глазами

Плавка в рудно-термической печи – это первый этап превращения рудной массы в металл. В РТП происходит плавка агломерата и металлосодержащей шихты и получение штейна. Затем штейн отправляется в  конвертер, где превращается в файнштейн. Следующий шаг – остывочный пролет, где никель в изложницах остывает четверо суток. Далее металл по цепочке поступает на другие переделы завода.
– Пойдемте покажу работающую печь, – приглашает начальник цеха, – чтобы понятнее было.
По хитросплетениям лестниц поднимаемся в верхнюю часть печи на высоту более 23 метров.
– Печь с непрерывной загрузкой рудной массы работает на две  стороны. С одной – печь выдает штейн, потому и пролет называется штейновый. С противоположной стороны печь выдает шлак. Та сторона немного выше, ведь шлак гораздо легче и поднимается вверх. Процесс плавки осуществляется за счет тепла, вырабатываемого электродами, – вводит в курс дела Константин Тулупов.
Тепло – это мягко сказано: температура в печи достигает 1400 градусов.

Особая ложка

Рассказав об охлаждении печи, о технологии плавки, кессонах и электродах, начальник цеха указывает на нечто похожее на огромных размеров ложку:
– Это заливочная ложка. Ею в печь заливается конвертерный шлак – довольно богатый продукт, который содержит до 1,5 процента никеля. Каждую смену с помощью этой ложки в печь заливается по десять ковшей расплава. Еще каких-то полгода назад ложка была неподвижной конструкцией, что было неудобно. Ее надо было очищать от застывшего расплава. Приходилось отключать печь, а в это время плавильщик, рискуя обжечься, отбивал отбойным молотком застывшую корку шлака. И добирался по этой ложке в самый конец, почти в печь.
И так один раз в смену. Во-первых, это создавало опасность для плавильщиков, во-вторых – простои. Эту проблему мы решили совместно с институтом “Норильскпроект”, сконструировав съемную ложку. Находится она на движущейся платформе. Стоит нажать кнопку – ложка из печи выезжает, ее снимают и краном транспортируют в пролет, где ей дают остыть и чистят от шлака. На ее место ставят чистую ложку. Такими конструкциями оборудованы все печи цеха. Итог модернизации – исключен ручной труд и повышена безопасность: рабочему уже не нужно в прямом смысле слова лезть в печь. Исключены и простои.

Грандиозные планы – в надежные руки

У фундамента печи ни на минуту не прекращается процесс. Брызжет искрами автоген, слепит сварочный аппарат, раздаются звонкие удары кувалд. Кипит работа! Ремонт ведется силами нескольких объединений. Основные задачи выполняют специалисты ПО “Норильскремонт” и РСТ. Также непосредственное участие принимают специалисты и рабочие  “Никельмедьстроя”. Разумеется, прямое участие в ремонте принимают и бригады плавильного цеха никелевого завода. Им работать на этой печи. Каждый день в цехе собирается штаб по ремонту и монтажу. Еженедельно заседания штаба проходят у директора завода: ввод в эксплуатацию РТП-2 на особом контроле.
Руководит большим ремонтом в цеху заместитель начальника плавильного  цеха – самый квалифицированный специалист завода Олег Кокарев. За его плечами не один десяток грандиозных проектов и больших ремонтов. Не зря же в свое время он был представлен к званию Героя Социалистического Труда.
Под стать ему и другие участники реконструкции РТП-2. Это старший энергетик цеха Илья Юдин, мастера Юрий Марков и Евгений Барков, старший механик плавильного цеха Александр Богатов, механик Петр Чайка и многие другие заводчане. Не случайно на никелевом говорят: какие бы модернизации ни коснулись завода, какое бы новейшее оборудование на него ни поступало, главным богатством и гордостью завода были и остаются люди. С таким надежным коллективом любые масштабные проекты по силам.
Работа есть и для сварщиков, и для стропальщиков
Красивая работа
Специалисты никелевого завода обсуждают ход реконструкции
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск