Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Простить, нельзя наказывать
Из зала суда
17 января 2011 года, 16:11
Текст: Ален БУРНАШЕВ
Читать эти приговоры грустно и страшно. Преступления, о которых идет речь, может, не покажутся таковыми для многих. Но все равно это преступления, и их совершили против детей.
В этой статье речь пойдет о наказании детей. Точнее, о той границе, которую многие родители переступают, пытаясь шлепками и подзатыльниками добиться чего-либо от своих отпрысков. И хотя впоследствии, как правило, взрослые об этом сильно жалеют, но нередко они вообще не задумываются о том, какой след своим “наказанием” они оставляют в душе ребенка. Подтверждение тому – следующие три истории.
 
А все из-за кастрюли с супом
Год назад в травмпункт Норильска обратились две норильчанки, одна из которых – несовершеннолетняя В., жительница Талнаха. Осмотрев девочку и выслушав ее рассказ, врачи вызвали милиционеров.
Из акта медицинского обследования: “…на момент осмотра у В. имелись телесные повреждения в виде кровоподтеков правого локтевого сустава, левого плеча, ссадины левого плеча, которые не влекут кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности, расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью человека…”
Из рассказа несовершеннолетней выяснилось, что кровоподтеки и ссадины появились после побоев, которые нанесла ей 33-летняя мать. А вся история произошла из-за того, что девочка не выполнила требование родительницы – не убрала в холодильник кастрюлю с супом. В ответ мама устроила скандал, который закончился избиением ребенка. Сколько было ударов, девочка не помнит. Она запомнила лишь то, что избиение продолжалось почти 20 минут. Разбушевавшуюся женщину пытался остановить ее супруг, однако та не унималась.
В какой-то момент мужчине все же удалось разнять мать и дочь. Девочка, воспользовавшись моментом, забрала деньги и свои документы и покинула отчий дом. Спустившись на несколько этажей, она позвонила своей тете. Та, приехав, обнаружила девочку, одетую в футболку, джинсы и домашние тапочки. Выслушав рассказ, тетя отвезла В. в травмпункт, а затем забрала к себе домой. На следующий день В. прошла судебно-медицинскую экспертизу, а на другой – улетела к бабушке на материк. Возвращаться домой В. не захотела.
Дознаватели провели кропотливую работу, опросив не только В., ее отца, мать, тетю и бабушку, но и подруг потерпевшей, ее педагога. В ходе допросов выяснилось, что во время конфликта девочка не раз пыталась покинуть квартиру, однако мать несколько раз за волосы оттаскивала дочь от входной двери и отобрала у нее верхнюю одежду и обувь. Выяснилось, что родители не бросились следом за В., надеясь, что та успокоится в подъезде и вернется домой. Подруги В. рассказали милиционерам, что конфликты в семье В. не были редкостью, что подтверждали синяки на теле девочки. Педагогам же В. не жаловалась на сложные взаимоотношения с матерью, училась хорошо. О том, что у девушки конфликт с родительницей, учитель узнала только после отъезда В. из Норильска.
Мать девочки – главное действующее лицо этой драмы – в ходе работы следователей полностью признала свою вину и раскаялась. Норильский городской суд, рассмотрев обстоятельства дела, приговорил обвиняемую к штрафу в размере 10 тысяч рублей. Но вряд ли эта сумма и родительское раскаяние помогут 14-летней В. забыть случившееся.
 
Дареное не отбирают
Второй случай тоже произошел в Талнахе, но уже весной этого года. В один из майских дней 46-летний норильчанин, будучи дома, потребовал у шестилетнего сына вернуть зажигалку, которую сам же подарил ранее. Ребенок не послушался отца. Тогда взрослый человек стукнул сына головой о тахту, а потом еще ударил мальчика ногой по левому плечу.
В акте медицинского обследования говорится, что при осмотре мальчика обнаружены ссадина теменной области и кровоподтек на левой ключице. Медики установили, что ссадина образовалась от воздействия тупого твердого предмета (предметов), в том числе при падении и ударе о твердый предмет, а кровоподтек возник также от воздействия твердого предмета.
Акт судебно-медицинской экспертизы и заявление экс-супруги подозреваемого стали основанием для возбуждения уголовного дела по факту нанесения ребенку телесных повреждений. При рассмотрении обстоятельств дела перед следователями открылась невеселая житейская история.
Мать мальчика сообщила следователям, что с подозреваемым они в разводе с 2008 года, но проживают в одной квартире. Отношения с бывшим супругом женщина назвала плохими, алиментов отец не платит, так как нигде не работает.
Главным свидетелем избиения шестилетнего мальчика стала его сестра. Она рассказала следователям, что видела: когда отец ударил ее брата головой о край деревянной тахты, у мальчика пошла кровь из раны. После возвращения домой матери девочка рассказала ей о случившемся, и женщина, обработав рану, отвезла сына в травмпункт, а затем попросила милиционеров привлечь экс-супруга к уголовной ответственности.
Отец ребенка объяснил свои действия внезапной вспышкой злости. Но почему он не извинился перед детьми, не попытался их успокоить, объяснить мужчина не смог. Летом дело передали в Норильский городской суд, который приговорил обвиняемого к четырем месяцам исправительных работ и к одному году лишения свободы условно.
Шестилетний мальчик уже простил своего отца: в таком возрасте все обиды забываются быстро. Но вот простят ли его бывшая супруга и дочь – вопрос спорный.
 
Не сошлись характерами?
И третья история случилась в начале мая в Талнахе. В этом случае плохое поведение 11-летней девочки стало причиной ссоры и телесного наказания ее опекуном. У девочки эксперты обнаружили кровоподтеки на левой лопатке и левом плече, которые ей нанесла взрослая женщина пластмассовой чашкой. Тремя днями позже при ссоре из-за вызова в школу опекун дважды ударила девочку по ягодицам шнуром от электроприбора. В этом случае подросток не захотела возвращаться домой из-за боязни нового наказания и пожелала в дальнейшем жить и воспитываться в школе-интернате №2.
Одиннадцатилетняя Р. в 2000–2003 годах воспитывалась в специализированном доме ребенка на материке. В 2003 году Р. привезли в Норильск, однако взаимоотношения ребенка с опекуном не сложились, и девочку определили в школу-интернат, где та прожила до 2009 года. В январе того года девочку под опеку взяла 64-летняя жительница Талнаха и, по словам специалистов отдела опеки и попечительства, всячески старалась сделать жизнь ребенка комфортной. Сотрудники отдела регулярно знакомились с условиями проживания Р. и всякий раз отмечали хорошие условия для жизни и всестороннего развития девочки.
Однако начальное воспитание в непростых условиях, сложные жизненные ситуации, в которых оказывалась Р., все-таки оставили негативный отпечаток на ее личности, препятствовали успешной адаптации в новом для девочки обществе. Педагог музыкальной школы, в которой занималась Р., рассказала милиционерам, что девочка учится по классу фортепиано, обладает хорошей памятью, быстро все схватывает на занятиях. Но если она чего-то не захочет, то очень трудно убедить ее это исправить.
Специалисты управления общего и дошкольного образования рекомендовали опекуну обратиться к психологу для коррекции поведения ребенка. Опекун с девочкой регулярно посещали эти занятия. Но в последнее время поведение Р. изменилось не в лучшую сторону: она стала обманывать, провоцировать конфликты с одноклассниками, проявляла агрессию по отношению к детям и взрослым, была замечена в воровстве, говорят педагоги. Тем не менее женщина-опекун всегда была на стороне девочки.
Но в мае терпение женщины, вероятно, подошло к концу. После семейной ссоры Р. обнаружили милиционеры идущей по дороге к руднику “Комсомольский”. Ребенка доставили в социальный приют для детей и подростков. Пока Р. была в приюте, ее неоднократно навещала опекун, интересовалась ее жизнью и здоровьем. Следователям девочка рассказала, что она простила опекуна, однако возвращаться к ней не хочет, а желает жить в школе-интернате №2. И это после того, как Р. неоднократно положительно отзывалась о своем опекуне, называла ее мамой.
Тем не менее по факту причинения ребенку телесных повреждений было возбуждено уголовное дело, а женщину освободили от исполнения обязанностей опекуна. Приговор суда – штраф в размере 10 тысяч рублей в пользу государства.
 
Дети бывают разными, но…
Это три разные истории. И на каждую читатель, безусловно, отреагирует по-своему. Однако не стоит забывать одного, говорит начальник отделения по делам несовершеннолетних городского УВД подполковник милиции Ирина Кравченкова:
– Прежде всего, это дети, которых просто нужно любить и терпеть их шалости. Не надо хвататься за ремень. Если возникают проблемы, с которыми вы не можете справиться, обращайтесь к специалистам: психологам (если требуется коррекция поведения родителей или детей) либо – если ребенок вышел из-под контроля – в инспекцию по делам несовершеннолетних.
– Все дети разные, – продолжает Ирина Кравченкова. – Кому-то достаточно твердого родительского слова. А вот других родителям нужно просто уметь услышать. Но ни в коем случае взрослым нельзя воспитывать детей, прибегая к жестокости. Иногда бывает так, что в благополучной семье родительская любовь настолько велика, что оборачивается детской вседозволенностью, и отец с матерью сами становятся жертвой такого воспитания. В этом случае взрослым важно понять и принять помощь специалистов.
– Другое дело, если родители злоупотребляют спиртным. Во многих случаях их дети, требуя к себе внимания, становятся обузой. Еще хорошо, когда в таких ситуациях ребенок просто получает отказ. Недопустимо, когда поиск отцовского или материнского внимания заканчивается побоями детей. И тут уже помощь требуется со стороны окружающих: родственников, соседей, педагогов, – говорит Ирина Кравченкова.
Приведенные примеры индивидуальны. Нет единого рецепта для разрешения каждой ситуации. Важно помнить, что дети очень понятливы и восприимчивы и им лучше все объяснять на примерах или в игровой форме. Но главное – с детьми нужно разговаривать и уметь слышать их, утверждает начальник отделения по делам несовершеннолетних городского УВД. В конце концов, ни денежный штраф, ни условный срок не могут залечить детские душевные раны.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск