Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Недоступная среда
Общественный интерес
17 января 2011 года, 16:13
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
Представьте, что повсюду в городе: на всех дверях, ведущих в магазины, кинотеатры, банки, поликлиники, кафе – висят таблички: “Мы не принимаем инвалидов”, “Это место открыто для всех, кроме людей в инвалидных колясках”, “С собаками и людьми в колясках не входить”.  Это было бы жутко по форме, но верно по сути.
Норильск, конечно, не единственный российский город, в котором среда недружелюбна к людям с ограниченными физическими возможностями. Даже самый продвинутый в плане безбарьерной среды для инвалидов город – Москва – поражает иностранцев из США и Европы тем, что на улицах там редко можно встретить человека, передвигающегося в кресле-коляске или с помощью собаки-поводыря. Не потому, что таких людей нет. А потому, что далеко не на всех улицах есть звуковые светофоры и плавные съезды с тротуаров на зебру.
– Для российских опорников, которые не могут передвигаться без коляски, жизнь – это вынужденный домашний арест, – рассказывает один из норильских инвалидов, недавно переехавший в Москву. – Чтобы понять, насколько враждебна к нам городская среда даже в самом развитом по российским меркам мегаполисе, достаточно проехаться со мной по нашему микрорайону. Дом у нас новый, построен по новым правилам, поэтому с входом и выходом из подъезда проблем нет. Но в ближайший магазин не зайти, потому что невозможно преодолеть шесть ступенек на коляске. Метро и общественный транспорт нам также недоступны. В парикмахерской, отделении Сбербанка и двух аптеках слишком узкие двери, уже положенных по европейским стандартам 80 сантиметров. Пандусы есть далеко не везде. То же касается развлекательных и культурных учреждений. Например, из-за узкой двери инвалиды не могут попасть в музей Пушкина. Справедливости ради скажу, что многие музеи Москвы мне все-таки удалось увидеть, там входы и помещения для этого приспособлены. Были мы и в театре Вахтангова, где зрительный зал также вполне доступен. Удобно и в “Макдоналдсе” – колясочник может не только въехать и поесть там, но и без проблем посетить уборную.
Наш собеседник говорит, что в последние годы в столице доступных мест для инвалидов стало значительно больше. И все же их не хватает. Что уж говорить о других российских городах, где бюджеты всегда отличались от столичного. И что говорить о Норильске, сама компактная застройка которого  ориентирована больше на климат, чем на гипотетических колясочников. Между тем их сейчас в городе больше 200 человек. Вы видели когда-нибудь хоть одного из них на норильских улицах?
 
Они… улыбаются?!
Как европейцев удивляет отсутствие инвалидов на улицах  Москвы, так и россиян за границей часто изумляет прямо противоположная картина: люди на колясках там ездят по улицам, гуляют в парках, смотрят фильмы в кинотеатрах… И что совсем уж вгоняет в ступор от разрыва шаблона – они улыбаются. Эти люди полноценно социализированы, чему в немалой степени способствует не только приспособленное для их передвижений жизненное пространство, но и отношение к ним окружающих как к равным членам общества.
– Мы для своих российских сограждан – фигуры, потерянные для общества и обитающие исключительно в собесах, – досадует наш норильчанин-москвич. – Полноценная интеграция в социум для нас, может быть, еще большая проблема, чем безбарьерная среда. Потому что психологические, отношенческие барьеры давят сильнее. Сам за себя говорит хотя бы тот факт, что в российских вузах для студентов строительных и архитектурных специальностей нет курса по формированию доступной среды для маломобильных людей. Хотя о его необходимости инвалиды-общественники говорят еще со времен президентства Ельцина.
Сейчас число инвалидов в России превысило 13 миллионов человек. То есть человеком с ограниченными физическими возможностями является почти каждый десятый житель страны. В Норильске таких людей старше 18 лет – 3509 человек плюс 456 детей-инвалидов.
 
Маловато будет
В мае 2009 года власти Норильска взялись за разработку программы, которая сделала бы жизнь инвалидов в городе более удобной. В управлении социальной политики нам рассказали, что целевая программа “Социальная поддержка жителей муниципального образования “Город Норильск” на 2009–2011 годы предусматривает реализацию мер социальной поддержки в том числе инвалидов. В 2010 году на это было выделено 47 млн 377 тысяч рублей. (Если гипотетически поделить эту сумму между всеми норильскими инвалидами, на каждого придется около 12 тысяч рублей.)
– На законодательном уровне решение вопросов формирования доступной для инвалидов среды отнесено к полномочиям федеральных органов власти, – говорит заместитель начальника управления социальной политики администрации Норильска Елена Плющева. – Основные нормы закреплены в законе “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Органы местного самоуправления имеют право принимать адресные и целевые программы по созданию безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями. Сегодня местные власти реализуют мероприятия по организации доступной среды для инвалидов.
– Какие это мероприятия? Давайте начнем со сферы здравоохранения.
– Для обеспечения доступности медицинской помощи во всех амбулаторно-поликлинических учреждениях города размещена наглядная информация о внеочередном амбулаторном приеме инвалидов. Информацию о работе врачей и об оказании медпомощи инвалидам можно получить в регистратуре и справочной учреждений, на стендах немой информации, а также по телефону. Пандусы имеются во входных группах в первой городской поликлинике на Талнахской, 76, в детской поликлинике по Бегичева, 24а, и детской больнице по ул. 50 лет Октября, 12, в детской поликлинике в Кайеркане и в первой городской больнице в Оганере. Передвижение между этажами инвалидов-колясочников в медучреждениях возможно посредством грузовых лифтов.
– Есть ли возможность у инвалидов пользоваться услугами поликлиник через Интернет?
– Да, сейчас учреждения здравоохранения ведут работу над предоставлением услуг в электронном виде, что позволит лицам с ограниченными возможностями получать информацию о времени работы врачей, записываться на прием. Инвалидам-колясочникам медицинская помощь, в том числе стоматологическая и гинекологическая, оказывается преимущественно на дому. Для инвалидов по слуху во всех поликлиниках есть световые табло над дверями кабинетов. В торговых залах городских аптек размещена информация о группах населения, имеющих право на внеочередное обслуживание. Действует бесплатная доставка медикаментов на дом.
– Насколько доступна норильским инвалидам высокотехнологичная медицинская помощь?
– Она также предусмотрена долгосрочной муниципальной целевой программой в виде возмещения расходов на оказание медицинских услуг, оплату проезда к месту лечения, приобретение лекарств, не входящих в льготный перечень.
 
Обустроить город
Продолжая разговор с Еленой Плющевой, затрагиваем тему обустройства городской среды.
– Оно тоже не остается без внимания во время ремонта тротуаров и тротуарных поребриков – в зоне пешеходных переходов и пересечения тротуаров на перекрестках поребрики понижают. Начата работа по оснащению пешеходных переходов “говорящими” светофорами: на пешеходных переходах у Норильского индустриального института, автовокзалов Талнаха и Центрального района разрешающий световой сигнал светофора уже дублируется звуковым. В эксплуатации НПОПАТ есть два автобуса, оснащенных инвалидной опцией, то есть системой, позволяющей войти в автобус человеку на инвалидной коляске.
– Вы согласны, что все это – капля в море?
– Конечно. Но мы стараемся по мере финансовых возможностей.
– Объекты городской инфраструктуры как-то переоборудуются для нужд инвалидов?
– Следует отметить, что на территории Норильска в основном предусмотрена реконструкция существующих объектов муниципальной собственности, и часто нет технической возможности выполнить требования по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры. Например, учитывая высокую плотность застройки и тот факт, что фундаменты в районах вечной мерзлоты свайные, из-за чего нулевая отметка зданий в основном расположена на высоте более одного метра от уровня земли, сделать пандус, отвечающий всем техническим требованиям, невозможно.
В кинокомплексе “Родина” есть автономное мобильное средство для подъема и спуска в креслах-колясках. Таким же лестничным подъемником мы планируем оборудовать Городской центр культуры и Музей истории освоения и развития НПР, уже готова конкурсная документация на приобретение этих устройств.
– Ваше управление сотрудничает с городскими общественными организациями инвалидов?
– Самым тесным образом. Нельзя не сказать, что благодаря активной работе этих организаций люди с ограниченными возможностями здоровья получают доступ к нужной информации, возможность защищать свои права и максимально адаптироваться в обществе.
Конечно же, все возможные условия для взрослых и детей-инвалидов созданы в Комплексном центре социального обслуживания населения и центре социальной психолого-педагогической реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями “Виктория”. Это не только технические приспособления внутри помещений центров, но и колоссальная работа по реабилитации инвалидов, интеграции их в общество, всемерная помощь в оформлении различных документов и просто человеческое участие в непростой судьбе лиц с ограниченными возможностями здоровья.
 
Финансы не просто поют, а воют
В этом году в России должна заработать  долгосрочная государственная программа для инвалидов “Доступная среда 2011–2015”, подготовленная Министерством здравоохранения и социального развития. На реализацию программы в течение первых двух лет из федерального бюджета планируется выделять по 2,3 млрд рублей, потом объем финансирования предполагается увеличить до 10 млрд в год.
– Ключевой момент – финансы. В масштабах страны эти два миллиарда, боюсь, растворятся бесследно, – сказал недавно в интервью “Российской газете” Александр Лысенко, член Совета по делам инвалидов при председателе Совета Федерации. Он также высказал опасения, с которыми согласны многие люди, связанные лично или по долгу службы с решением проблем инвалидов: может статься так, что госпрограмма по многим пунктам будет носить декларативный характер, а при нынешнем уровне финансирования Россия будет продолжать отставать от ведущих мировых держав в вопросах реализации гражданских прав инвалидов.
Своя целевая программа “Доступная среда для инвалидов”, рассчитанная на три года, должна быть запущена в 2011 году и на территории Красноярского края. В этом году на реализацию этой программы из краевого бюджета предполагается выделить 70 млн рублей (из этой суммы норильский реабилитационный центр “Виктория” получит средства на покупку специализированного автомобиля и на оборудование сенсорной комнаты для своих воспитанников).
Опять же, если гипотетически разделить эту сумму на число инвалидов в крае – 196,6 тысячи человек, то на каждого придется по 365 рублей. Тем не менее программа, общий трехлетний объем финансирования которой составляет 233,9 млн рублей, предусматривает капитальные ремонты учреждений, оснащение социальных объектов пандусами, покупку специализированных автомобилей для инвалидов, открытие компьютерных классов, организацию дистанционного обучения на дому, создание единой информационной базы данных обо всех услугах и мерах поддержки инвалидов в Красноярском крае.
И еще одна новость. В этом году на базе краевых оздоровительных лагерей “Тесь” и “Жарки” заработают круглогодичные реабилитационные центры для комплексного лечения детей-инвалидов.
Елена Плющева: “Местная власть делает все, что от нее зависит”
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск