Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Последняя электричка
СВЯЗЬ ВРЕМЕН
10 декабря 2015 года, 14:45
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Лариса СТЕЦЕВИЧ
Музей строительства и развития Норильской железной дороги на открытой площадке пополнил еще один экспонат – головной вагон пассажирского электропоезда ЭР-1.
Гости города, въезжая в Норильск со стороны аэропорта, иногда удивляются, что главная и самая красивая площадь города – Октябрьская – находится на противоположном его конце, а памятник Ленину стоит к проспекту спиной. Никаких особых объектов, кроме рудника и руин Старого города, в той стороне нет. Загадка объясняется просто: именно здесь до конца 80-х годов располагался пассажирский вокзал – станция Октябрьская, куда приходили поезда из Дудинки и позднее – аэропорта Алыкель.
Как рассказал Александр Мещеряков, руководитель общественной приемной Предприятия технологического железнодорожного транспорта, интенсивности пригородного движения Норильска в те годы мог позавидовать иной областной центр. Существовали маршруты электропоездов Октябрьская – Угольный разрез, Октябрьская – Алыкель, Октябрьская – Дудинка, Октябрьская – Кайеркан, Алыкель –Дудинка. Ходили и пригородные поезда Кайеркан – Каларгон – Надежда, Октябрьская – Ангидритная – Надежда – Юбилейная. До середины 70-х пригородные поезда ходили и в Талнах. Отправлялись они со станции Голиково, что на окраине Норильска.
Строительство автодорог постепенно привело к перемещению пассажиропотока на автобусы. В 70-х были отменены поезда талнахского направления, в самом конце 80-х была закрыта станция Октябрьская (на том месте сейчас стоит мечеть), и немногочисленные электрички стали отправляться от станции Норильск. Ее монументальный вокзал 60-х годов, использовавшийся все время как управление самой железной дороги и по легендам рассчитанный на скорый приход сюда линии с материка, стал принимать пассажиров. Но весной 1998 года руководство города и комбината приняло решение об отмене всех электричек и демонтаже контактной сети – как экономически неэффективных. Часть вагонов была оставлена в Норильске и Дудинке, часть ушла на металл, а часть продана Министерству путей сообщения и отправлена на пригородные участки Перми и Белгорода.
Однако по сей день норильчане, сталкиваясь с немалыми трудностями при поездках на работу, например на “Надежду”, после объявления сигнала “Шторм”, с тихой печалью вспоминают электричку – старую и медленную, но безотказную в любую погоду.
Дрезина для VIP-персон
Неудивительно, что на открытой площадке музея строительства и развития НЖД к установленным ранее четырем видам железнодорожной техники добавилась и пассажирская электричка.
До нее здесь установили промышленный электровоз серии IV-КП, работавший в Норильске с 1957-го по 1968 год. Кстати, эти  электровозы эксплуатировались на многих металлургических и горнодобывающих предприятиях Советского Союза.
Есть в этом музее и автомотриса служебная АС-1 , местное народное название – “Красная дрезина”, 1960 года выпуска. Она на Норильскую железную дорогу пришла в 1966 году и безотказно работала до середины 90-х. Приобретали АС-1 для организации труда путейцев на перегонах и для доставки заработной платы работникам, проживающим в поселках, расположенных на трассе Норильск – Дудинка. В 70–80-х годах автомотриса часто использовалась тогдашним директором Норильского комбината Борисом Ивановичем Колесниковым для осмотра переделов НК. Существует придание, что на ней даже катали Рауля Кастро, когда он в конце 60-х приезжал в Норильск. На замену “Красной дрезины” в 1993 году пришла автомотриса служебная АС-3М 1991 года выпуска. Было в ней 27 посадочных мест. Работала АС-3М до 2012 года. Предназначалась, так же как и АС-1, для перевозки путейских бригад и руководителей железной дороги.
Стоит сказать и о прицепном вагоне пассажирского электропоезда СР, тоже теперь музейном экспонате. С 1967-го по 1980 год это самая распространенная в Норильске электричка, закончившая эру использования системы постоянного тока напряжением 1500 В.
Теперь к этим реликвиям добавлен еще и головной вагон пассажирского электропоезда ЭР-1. Построенный в 1959 году на Рижском электровагоноремонтном заводе, он вначале бегал по рельсам Московской железной дороги и носил гордое название “Пионерский”. В 1981 году электропоезд передали в Норильск для обслуживания перевозок работников НГМК, а в середине 90-х списали. Кстати, известно как минимум о трех электропоездах ЭР-1, вагоны которых были сохранены для истории. ЭР-1-02 сейчас экспонируется в Новосибирском музее железнодорожной техники на станции Сеятель. ЭР-1-06 – в музее в Хаапсалу в Эстонии. И ЭР-1-228 хранится в музее Калининградской железной дороги на Южном вокзале.
“Пионер” на приколе
Александр Баландин на самой северной железной дороге работает больше 30 лет. Как приехал в Норильск сразу после службы в армии, в январе 1983 года, и по сей день. Сегодня он уже ветеран труда России, неоднократно отмечался за хорошую работу грамотами и благодарностями руководства предприятия и компании, есть даже грамота Министерства транспорта. Но свой первый электропоезд машинист не забыл, вспоминает о нем с ностальгией.
– На этой электричке мы перевозили пассажиров до аэропорта и Дудинки, доставляли рабочих на производственные переделы, а во время сильных пург – продукты питания с Норильска в Кайеркан, обратно везли тяжелобольных. Старенький вокзал был на Октябрьской площади, на месте теперешней мечети.
Теперь Александр Баландин работает машинистом тепловоза, но, как сам признается, на электричке ему было интереснее:
– Перевозки были в любую погоду. Случится могло всякое. Иногда бывало, что из-за заносов в пургу сутками приходилось посреди тундры стоять. Если останавливались, то мы с помощником для мамочек с детьми кипяток грели, сухое молоко для малышей разводили. Всякое бывало.
Электричка не зря называлась “Пионерской”, немало пионеров-норильчат на ней отправлялись в летние пионерские лагеря. Ребятишек электричкой везли из Норильска до Дудинки, а там теплоходами уже на юг. На выходные руководство НЖД устраивало для норильчан “Поезда здоровья”, вывозило в тундру всех желающих за грибами и ягодами.
Пусть теперь музеем будет наша электричка, соглашается Александр Баландин, чтобы нынешнее и будущие поколения норильчан знали, какая техника была в прежние времена, чтобы сохранилась память о тех, кто работал на этой технике.
0

Читайте также в этом номере:

Возрождение по уму (Татьяна РЫЧКОВА)
Печь сделали капитально (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Медь под брендом Norilsk (Виктор ЦАРЕВ)
Никельщики всем в пример (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Электродвигатель прогресса (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Клоун Костя дарит радость (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Дед Мороз молодеет (Татьяна РЫЧКОВА)
Мини-футбол идет в школы (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Легенды прошлого века (Валентина ВАЧАЕВА)
О Котовском говорил мало (Сергей ШТЕЙН (СНЕГОВ), физик по образованию, писатель-фантаст:)
Даруй нам мир (Лариса ФЕДИШИНА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск