Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Электродвигатель прогресса
У РЕМОНТНИКОВ
10 декабря 2015 года, 14:42
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Денис КОЖЕВНИКОВ
Мало кто сейчас задумывается, насколько вошли в нашу жизнь электродвигатели. Еще меньше людей представляет, как широко эта область электротехники представлена в производственной сфере и, в частности, на предприятиях Заполярного филиала “Норильского никеля”. Инженеры-электротехники могут с полным правом заявлять, что производство зиждется именно на электродвигателях. И тут их трудно обвинить в предвзятости.
Человечество стало отказываться от паровой и гужевой тяги, как только на свет явилось электричество и в промышленность ворвались электродвигатели. Труд стал эффективнее и безопаснее, увеличились мощности, объемы и скорости, а расстояния сократились. Норильск не был исключением – переход на электрические двигатели еще в первой половине прошлого столетия был обусловлен грандиозностью поставленных перед комбинатом задач, увеличением мощностей и расширением производства.
Теперь куда ни кинь – почти все и везде приводится в движение электрическими двигателями. От самых маленьких – наждака на верстаке или отрезной машинки – до монументальных силовых агрегатов, поднимающих на поверхность тонны руды минерально-сырьевого комплекса комбината.
Соответственно, все это электродвижущее хозяйство надо поддерживать в рабочем состоянии. Иначе как? Новые электромоторы с материка не навозишь, приходится давать новую жизнь имеющимся в наличии. Как раз этим вот уже не один десяток лет занимается отдельное предприятие специализированного треста “Норильскэнергоремонт” (подразделение “Норильскникельремонта”).
Предприятие “Электроремонт” (ПЭР) существует почти столько же, сколько сам Норильский комбинат. За исключением того непродолжительного времени, когда первопроходцам действительно приходилось пользоваться исключительно дровами и гужевым транспортом. Да и то обеспечение стройки электроэнергией стало первостепенной задачей сразу же по их прибытии в Норильск.
Строительство само собой предусматривало обслуживание электрического хозяйства, и в 1940 году на норильской площадке “с целью организации централизованного производства работ по ремонту электрооборудования и изготовления деталей для цехов комбината” при отделе главного энергетика была создана контора, названная электроремонтным цехом. Наравне со всем Норильским комбинатом в этом году предприятие “Электроремонт” отметило свою 75-ю годовщину. Всего пять лет разницы с ГМК говорят лишь о том, что существование все эти годы “централизованного производства” в этой области не только не потеряло свою актуальность, но и остро востребовано по сей день.
На первый взгляд, ничего особенного в работе “Электроремонта” не обнаруживается. В цехах размеренно и без суеты течет повседневная работа нескольких десятков специалистов разных направлений деятельности. Обращает на себя внимание тот факт, что за верстаками со специальными приспособлениями трудится много женщин. Директор ПЭР Александр Финн говорит, что специфическая работа по изготовлению и замене некоторых элементов электродвигателей требует особого внимания, собранности, терпения и кропотливости. Обладателями практически всех этих качеств в полной мере являются как раз представительницы прекрасного пола. Соперничать с ними в этой области способен далеко не каждый мужчина.
Впрочем, без специалистов-мужчин на производстве тоже обойтись трудно. Ремонт электродвигателей на предприятии предусматривает не только замену их основных компонентов, но и изготовление некоторых деталей токарями и слесарями.
Однако прежде чем приступить к восстановлению электромотора, его необходимо подготовить к самому процессу. Для этого содержимое электродвигателя просто выжигают в специальной установке, для того чтобы его разобрать и снабдить новыми элементами.
Если заострять внимание на подробностях, то в случае, например, замыкания обмотки электродвигателя найти и устранить неисправность в многослойных пучках электрических проводников просто нереально. К тому же содержимое корпуса электромотора согласно технологии “запекается” в изолирующий лак, и разыскивать там вышедший из строя элемент никому еще в голову не приходило.
По словам Александра Финна, более сложные технологии используются на предприятии для ремонта электродвигателей в алюминиевых корпусах. Поскольку в данном случае металл является легкоплавким и чувствительным к температурным воздействиям, то из этих моторов изоляцию извлекают при помощи химического раствора. Такая технология, по свидетельствам специалистов, современнее, но в то же время более вредная для человека и окружающей среды. Требует особых условий применения, хранения материалов, работы персонала, а также нормативов промышленной безопасности.
Мастера своего дела, инженеры-электротехники ПЭР без всякой доли иронии сравнивают каждый электродвигатель с живым организмом, к которому нужен индивидуальный подход. Внутри грубого металлического корпуса слишком много замысловатых сочетаний разных законов физики, химии, динамики и термодинамики, механики, которые нужно гармонично “помирить” между собой, чтобы направить рождающуюся силу в созидательное русло. Конечно, для этого существуют нормативы, стандарты и проверенные технологии, но и совмещать все это тоже надо уметь.
Ремонтом электродвигателей, которые можно демонтировать с рабочих механизмов и технологического оборудования предприятий НПР, сотрудники “Электроремонта” занимаются у себя в цехах. Снять и доставить в ремонт электродвигатель, как правило, не составляет труда даже из Дудинского порта. А вот крупногабаритные электромоторы, приводящие в действие силовые установки, вращающие колеса вентиляторов и подъемников на рудниках, мельницы на обогатительных фабриках, приходится восстанавливать на месте. Этим в “Электроремонте” занимается отдельная служба, оснащенная специальным оборудованием и располагающаяся в непосредственной близости от места работы агрегатов, в Талнахе.
Существующая схема ремонта и восстановления электродвигателей на предприятиях Большого Норильска отработана десятилетиями и действует по сегодняшний день. Анализируя становление производства в Норильском промышленном районе и нынешнее положение дел, специалисты сходятся во мнении, что именно эта технология пока наиболее применима в современной ситуации. Речь идет о широком применении в промышленности Заполярного филиала электродвигателей, предусмотренных еще советскими нормативами. От современных разработок их отличает в первую очередь ремонтопригодность и, как это ни странно может звучать, долговечность.
Тенденции современного производства в любой отрасли развиваются в направлении так называемой одноразовости. Применение новых материалов и технологий заводами-изготовителями сократило габариты, количество металла, изоляционных материалов и комплектующих при изготовлении новых электродвигателей. Это, в свою очередь, привело к удешевлению техники настолько, что ее теперь зачастую проще выбросить, чем ремонтировать. Одноразовые двигатели внутреннего сгорания теперь начали ставить даже на автомобили.
По всем объективным обстоятельствам такой принцип к Норильску трудно применим – именно потому, что многие электромоторы на нашем производстве родом из СССР. Они обладают стандартами межремонтного периода, долговечными чугунными корпусами, сменными роторами, обмоткой и запасными частями. Специалисты признаются, что не представляют себе ситуацию использования одноразовых электродвигателей в Норильске – слишком высоки затраты, риски, масштабна доставка, поставка и логистика в целом. Поэтому новая жизнь электромотора в Норильске – объективная реальность.
Впрочем, прогресс, как известно, не стоит на месте. Это коснулось в числе прочего и ремонта электродвигателей в Норильске. Так, недавно между “Норильскникельремонтом” и немецким концерном Siemens заключен договор о сервисном партнерстве по обслуживанию и ремонту электродвигателей этой фирмы на переделах компании. Два специалиста предприятия “Электроремонт” уже прошли специальное обучение в Германии и получили соответствующие сертификаты. В дальнейшем это позволит проводить ремонт с применением передовых технологий электродвигателей не только Siemens, но и других производителей, включая российских.
0

Читайте также в этом номере:

Возрождение по уму (Татьяна РЫЧКОВА)
Печь сделали капитально (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Медь под брендом Norilsk (Виктор ЦАРЕВ)
Никельщики всем в пример (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Клоун Костя дарит радость (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Последняя электричка (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Дед Мороз молодеет (Татьяна РЫЧКОВА)
Мини-футбол идет в школы (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Легенды прошлого века (Валентина ВАЧАЕВА)
О Котовском говорил мало (Сергей ШТЕЙН (СНЕГОВ), физик по образованию, писатель-фантаст:)
Даруй нам мир (Лариса ФЕДИШИНА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск