Популярный дарвинизм
Взгляд со стороны. Юлия КОХ, студентка, будущий журналист
4 мая 2008 года, 13:33
|
На форуме, который я повадилась посещать в последние месяцы, кто-то создал интересную тему. Форумчанам предложили написать, какие журналы и газеты они читают и почему. Ответы посыпались, мягко говоря, интригующие.
Большая часть опрошенных, как оказалось, вообще исключила печатные СМИ из своей жизни и чувствует себя при этом замечательно. Тех, кто интересуется местными газетами, вообще единицы – эти удивительные люди честно заслужили почетное место в “красной книге”. А ведь посетители форума – это, как правило, подростки и совсем еще молодые люди, «поколение next», будущее России и прочие. Неужели пресса скоро отомрет как анахронизм, как хвост у наших спустившихся с деревьев предков? Чтобы в этом разобраться, нужно прежде всего понять, что читает современный тинейджер (да и читает ли он вообще). Углубляемся в изучение ответов форумчан… Среди образчиков неконтролируемого остроумия типа «Гы, предпочитаю пить пиво!» можно найти массу полезной информации. Из необъятного ассортимента печатных СМИ молодые выбирают в основном тематические издания. Компьютеры, новейшие технологии, спорт и здоровье – вот «диета» юного интеллектуала. Публика попроще читает о знаменитостях и моде. При этом политика, экономика и прочие составляющие так называемой «жизни общества», которые подробно освещаются в газетах, интересуют «будущее России» в последнюю очередь. Возможно, все дело в привычке – ведь именно привычкой, семейной традицией объясняет старшее поколение свою неодолимую тягу к чтению газет и ежедневному просмотру новостей. Но то ли нашему обществу не хватает консерватизма, то ли старшие не слишком настойчиво прививают своим чадам эту полезную привычку, а результат налицо: аудитория печатных СМИ тает с каждым годом. Может быть, причины этого явления следует поискать в модной нынче науке психологии? Ведь людей нового тысячелетия, положа руку на сердце, сложно назвать активными общественниками. И вряд ли на целом курсе Московского государственного университета культуры и искусств, где я учусь, нашелся бы десяток приличных дружинников или пара талантливых управдомов. Нет у нас необходимой для этого въедливости, неугасимого интереса к тому, что происходит вокруг. Индивидуализм и даже эскапизм процветают в молодежной среде. Какая-то восточная созерцательность овладевает умами: современный подросток поглощен собой, как китайский философ, и на то, чтобы интересоваться внешним миром, времени ему катастрофически не хватает. Если какая-то сногсшибательная новость все же пробьется сквозь пелену отрешенности – этого защитного барьера, призванного беречь хрупкое человеческое сознание от насыщенной стрессами современной жизни, – человек нового века не станет покупать газету и шелестеть страничками. Он просто сядет за компьютер, введет в строку поиска нужную комбинацию слов и привычно пробежит глазами по экрану монитора. За последние десятилетия преобразилось наше общество, мир вокруг нас, вещи, которыми мы пользуемся, и даже язык, на котором говорим: все стало другим. В полном соответствии с теорией Дарвина человек принялся лихорадочно приспосабливаться к изменениям окружающей среды. И вот уже родители удивляются своим детям, бабушки не понимают подросших внуков. Возможно, для того чтобы наладить диалог с новым поколением читателей, необходимы какие-то инновации в работе самих печатных СМИ – эволюция газет и журналов в борьбе за выживание? Пока еще не ясно, что это должно быть – другие темы, необычные способы подачи информации или новый формат, вобравший в себя достижения современных технологий… Но хочется надеяться: то, что происходит сейчас, – лишь переходный период, и со временем решение будет найдено. Ведь на плечи молодых ложится почетная обязанность – менять этот мир к лучшему, а для этого им, прежде всего, необходимо знать как можно больше о том, что происходит за пределами их комнат. |
0 | Твитнуть |