Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
10:00 На заповедном озере плато Путорана провели грандиозную уборку
09:00 Расклейщикам объявлений в Норильске звонит автоинформатор
08:00 До конца года все города Красноярского края подключат к системе «112»
07:05 Чистая прибыль «Норникеля» выросла почти в два раза
14:00 В Арктике ищут новые острова
Все новости
О тех, кто учит и воспитывает
Взгляд со стороны. Валерий РЕШЕТНЯК, директор школы №21
5 октября 2009 года, 9:46
– Как-то ознакомился с информацией международной организации, которая проводит анализ уровня образования учащихся разных стран, способность их к творческому мышлению и так далее. Критериев много. Кто лучше? Любопытно было почитать, хотя мое личное мнение: нельзя сравнивать «их» и нас. В каждой стране своя  система образования, ориентированная в первую очередь на потребности государства. У Швейцарии одни потребности, у Монголии – другие. Россия – вообще отдельная тема для разговора… Здесь, мне кажется, уместнее говорить о другом: о том, каким образом наши выпускники могут себя реализовать, закончив школу.
Я вспоминаю время, когда в 90-х сам закончил Московский экстерный государственный университет (кафедра психологии). Найти работу в Москве выпускнику вуза всегда было непросто, а психологи тогда и вовсе не требовались. Вернулся в Норильск. Сначала давал индивидуальные, семейные консультации… Поработал в филиалах МГУКИ, ЛГУ. Потом освободилось место в школе, и я неожиданно сделал для себя открытие: мне это нравится! Банально, должно быть, звучит, но… Я детей люблю. Понять меня сможет тот, кто хотя бы раз стоял на уроке перед ребятишками из начальной школы. Для них взрослый – это божество. Эталон, которому хочется подражать. Я считаю, что ответственность на человеке, который их воспитывает и учит, колоссальная. Трудная работа. Хотя кто-то ведь должен ее делать. Почему не я?
Мужчин в российских школах мало – это факт. На 1,35 миллиона учителей всего 185 тысяч мужчин. То есть 13 процентов, в то время как в Европе – целых 50 процентов. Не хочу ничего плохого сказать про женщин, они всегда были прекрасными педагогами и воспитателями. Но у мужчин-учителей есть преимущества: они способны контролировать ситуацию, они менее подвержены эмоциям. В работе со старшеклассниками это особенно актуально. Тем не менее российские мужчины в педагогику идут неохотно. Почему? Престиж профессии, с моей точки зрения, определяется двумя составляющими: материальной стороной и статусом. Не открою большого секрета: уровень оплаты труда учителя сегодня таков, что сравнивать его с тем, какой был доход у педагога еще пару десятков лет назад, бессмысленно. Если молодой человек после вуза придет работать в школу, он будет получать минимум, учитывая его низкий тарификационный разряд. А если у него при этом жена и грудной ребенок? Вот и получается, что вопрос выбора, куда пойти учиться, для парней после школы сегодня не стоит. Идут туда, где потом прилично платят.
Другая причина – авторитет педагога в нашем обществе сегодня не на должной высоте. Хотя почему, скажите? Он ведь должен не только учить детей считать, писать и так далее, но еще и воспитывать. Как личность, как гражданина. Учитель должен постоянно чем-то жертвовать и поступаться ради работы… Можете вы себе представить нагрузку на преподавателя русского языка или математики, который готовит детей к ЕГЭ?
Государство понемногу приходит к пониманию, что ситуацию нужно исправлять. Начали правильно, с «головы», материально стимулируя молодых ученых. Я верю: пройдет время, и ветер перемен достигнет школы. А пока, к сожалению, российские законы не дают нашей системе образования свободы, которая позволила бы решить ряд проблем. Хотя их предостаточно…
Дети сегодня сильно изменились. Не стали лучше или хуже. Просто они другие.  Это вообще больная тема для учителя. В школе учат морали на словах, а телевидение показывает «мораль в красках».  Как вам, к примеру,  фильм, где в абсолют возводят умение красиво ограбить банк? Получается, быть вором – хорошо? Но ведь дети-то это смотрят, более того – им нравится. Значит, я как директор должен обеспечить школу необходимой технической базой, чтобы объяснять ребятам важные истины отнюдь не на пальцах. В школе должны быть хорошие тренажеры, медиааппаратура в каждом кабинете, доступ в Интернет… И только тогда можно будет себя сравнивать с Европой или Америкой. Только тогда можно будет искать ответы на вопросы, каким образом обеспечивать качество образования и как соответствовать стандартам.
Государство по мере возможности школу поддерживает, муниципалитет – тоже. Что еще можно сделать в этих условиях? Наверное, правильно говорят: ты директор, вот и думай. Крутись. Ищи спонсоров. Выживает лучший. Что остается делать? Буду думать, искать…
0

Читайте также в этом номере:

Банки, пиво, семь мостов (Татьяна ЧЕРНОВА)
Ночной таран (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Пока одни догадки (Елена ПОПОВА)
Модный учитель (Инна ШИМОЛИНА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск