Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Меняющая настроение
ДАТА
18 мая 2012 года, 20:13
Фото: Архив "ЗВ"
Текст: Александр СЕМЧЕНКОВ
Сегодня у Норильской железной дороги памятная дата – 18 мая 1937 года по узкоколейной железной дороге, соединившей поселок Норильск с портом Дудинка, прошел первый поезд. Пользуясь случаем, корреспондент “Заполярного вестника” посетил музей предприятия и пообщался с теми, кто сейчас работает на этом направлении.
У Норильской железной дороги очень непростая история, и оценивать памятные даты по их значению – занятие пустое. Но транспортное сообщение с портом как явление переоценить трудно – это именно то, что наполняет смыслом деятельность всех заполярных предприятий. Первый поезд, прибывший из Дудинки, встречали сотни людей. Если в жизни бывают минуты, когда человек по-настоящему счастлив, то сигнал локомотива, доставившего с берега Енисея цемент, стекло, железо и лес, прозвучал именно в этот момент. В Дудинке в тот же день 1937 года встречали норильский уголь.
– У многих железнодорожников все эти факты под рукой благодаря работе нашего музея, собранного ветераном предприятия Николаем Якушиным, – говорит заместитель начальника железной дороги Сергей Киселев. – Николай проделал огромную работу по сбору информации. Кстати, здесь экспонируются далеко не все материалы, база музея намного больше. Есть вещи совершенно уникальные –  например, оригинальные фотографии американского тепловоза Porter. Десять единиц этой техники было доставлено в Норильск по ленд-лизу во время Великой Отечественной войны. У нас этих фотографий в наличии около двух десятков, а вот в архивах конгресса США, согласно нашим данным, их сохранилось только две.

До трех недель

“Железная дорога протяженностью 113 километров строилась в необычайно тяжелых условиях, при отсутствии каких-либо строительных механизмов и была закончена 17 мая 1937 года. 18 мая по шпалам, уложенным в снегу, по ледяным намороженным мостам из Норильска и Дудинки навстречу друг другу вышли первые поезда. Поезд из Дудинки привел машинист Н.Н.Дрюцкий, а из Норильска – машинист И.О.Жилко” (из материалов музея Норильской железной дороги).
– Полотно легло не по кратчайшему пути, а там, где был наиболее благоприятный рельеф, – поясняет Сергей Киселев. – Это расстояние первые локомотивы покоряли три дня. Но весной дорога пришла в негодность, потому что насыпь местами была выполнена из льда. Но к зиме 1937/38 года было подготовлено нормальное земляное полотно, и узкоколейная железная дорога вступила в постоянную эксплуатацию. Поезда стали ходить быстрее, при идеальных погодных условиях дорога занимала 10–12 часов. Труднопреодолимой преградой при слабом техническом оснащении были снежные заносы. Случалось, что паровоз и вагоны заносило снегом полностью, и на то, чтобы откопать состав, уходили дни. Зафиксирован случай, когда поезд из Дудинки провел в пути более 20 суток. В последующие годы дорога постоянно перестраивалась в пользу сокращения расстояния. Сегодня станцию Норильск-Сортировочная от станции Дудинка-Сортировочная отделяют 90 километров.
По экспонатам, представленным на полках музея, можно наблюдать и эволюцию техники. Вот сияет холодным блеском профиль узкоколейки Р-18, той самой, что морозом обжигала руки заключенных Норильлага. И не только заключенных.
“В июне 1937 года по решению директора комбината на трассу было направлено более трех тысяч путевых рабочих, мостостроителей, строителей гражданских и промышленных зданий. На многих участках пути до 20 июня лежал снег, покрывая толстым слоем колею дороги. Он был настолько уплотнен, что приходилось пускать в ход ломы, кайла и кувалды. Поезда двигались вслед за строителями. В карьерах по мере оттаивания балласт снимали пластами и возили тачками к платформам. Эта неимоверно трудная эпопея строительства продолжалась до августа 1938 года. В последний день августа из Дудинки вышел поезд с пиломатериалами, продовольствием и цементом, который прибыл 1 сентября на Нулевой пикет. У подножия Шмидтихи поезд встречали сотни людей”.  

Любимое и капризное

– Изначально за направление Дудинка – Норильск отвечал Дудинский железнодорожный цех, – рассказал “Заполярному вестнику” начальник цеха подвижного состава НЖД Александр Безкровный. – Когда я пришел на предприятие, на участке работало несколько локомотивов. Норильские машинисты чаще оставляли груз в Алыкеле, реже сами ходили до Дудинки. Затем дудинский цех был разбит на участки и введен в соответствующие подразделения Норильской железной дороги. Сегодня в одну рабочую смену направление обслуживают семь человек. Это дежурные станций Кайеркан и Дудинка, оператор поста централизации Алыкель и стрелочники участка приема-сдачи груза в Дудинке. Движение по маршруту осуществляется при помощи локомотивов 2ТЭ-116. В среднем в течение суток четыре поезда следуют туда и четыре обратно. Общая грузонапряженность варьируется в пределах 2,5–3 миллионов тонн в год.
Разумеется, современные технические возможности значительно облегчают движение по этому маршруту. Первые показатели по перевозке были более чем скромные, а работа машиниста была сопряжена с серьезной опасностью. Сегодня по современному железнодорожному полотну локомотив проходит 90 километров за 2,5 часа. Благодаря постоянной работе путейцев и наличию современной очистительной техники погодные условия почти не сказываются на этом показателе. Но направление, в силу своей протяженности, по-прежнему остается самым капризным.
– Зимой дорога замерзает, летом местами плывет. Из-за агрессивной среды быстро изнашиваются верхние строения пути, но все эти процессы находятся под контролем, – говорит Александр Безкровный. – Машинисты любят это направление.

Экипаж видит

– В пути спокойно, – говорит помощник машиниста Виталий Шишкин. – Если дежурная сообщает, что мой путь лежит в Дудинку, даже настроение поднимается.  
В скором времени Виталию предстоит сдать экзамен на машиниста и принять на себя управление локомотивом.
А его наставник, машинист поезда Владимир Белоконь (кстати сказать, соавтор экспоната музея “Рабочее место машиниста”), помнит, как много лет назад сам, в должности помощника, впервые прошел до Дудинки.
– Природа великолепная, – говорит Виталий. – Особенно 12-й и 13-й километры. Я аккуратно выполнял свои обязанности, но косился по сторонам и не переставал удивляться. На этом направлении всегда особое настроение.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск