Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Медвежья застава
Специальный репортаж
20 октября 2010 года, 16:12
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Денис КОЖЕВНИКОВ
C пограничниками не договоришься. Снимать заставу, на заставе, внутри заставы категорически запрещено.
В этом смысле они непреклонны – военная тайна есть военная тайна. Исключение  может составить
разве что самая северная застава России – Нагурская, на Земле Франца Иосифа, куда приезжал премьер Путин,
а вместе с ним журналисты. Да и то – показали ее очень бегло,  больше расхваливали на словах.
Среди пограничников про Нагурскую тоже говорят много. Разговоры больше идут о том, насколько комфортны условия службы и проживания на ней – по арктическим меркам там “все включено” и даже есть Интернет. На  мысе Челюскин, куда мы прибыли, все пока значительно скромнее, но и тут у пограничников имеется спутниковая связь.
Военные чаще пользуются связью для переговоров с проходящими судами. Это их прямая обязанность – контролировать морскую прилегающую территорию, поэтому  рядом с радиостанцией висит список вопросов на английском языке, на случай если придется запрашивать иностранное судно. Военных интересует название судна, порт приписки и другая информация. Проблем, как правило, с идентификацией морских судов не возникает – моряки всегда выполняют требования международных правил судоходства.
На мысе Челюскин когда-то был большой поселок. Здесь располагалась полярная станция с одноименным названием, работало много исследователей, имелся свой, самый северный в мире детский сад, почта, гостиница. В обсерватории имени Федорова вели изучение окружающей среды метеорологи, гидрографы, гидрологи, биологи и другой научный люд.
Времена нынче иные. Не то чтобы все покинули эти места, просто требования к работе со временем изменились. То, что раньше делалось людьми, теперь исполняет автоматика, за которой следят несколько исследователей. В обсерватории имени Федорова на мысе Челюскин не более десяти полярников. Они ведут наблюдения за окружающей средой, снимают показания приборов и анализируют полученные данные.
В последний заход научно-исследовательского судна “Михаил Сомов” сюда привезли строительные материалы, оборудование и бригаду строителей для ремонта зданий полярной станции. Сначала должен быть сделан наружный ремонт, вставлены пластиковые окна. Потом строители займутся внутренними отделочными работами. Метеоролог Сергей Локтионов, ощупывая новые оконные блоки, с видимым удовольствием говорит, что теперь хоть шторы ветром в лаборатории не будет качать.
 
Арктика по-русски
С 2007 года место жизнедеятельности человека на мысе Челюскин стало именоваться поселком Челюскина. Как это называлось раньше, никто вспомнить не смог. Но сейчас между заставой пограничников и полярной станцией вдоль моря лежит полтора километра развалин и промышленного мусора, оставшегося от предыдущих обитателей побережья Ледовитого океана.
Владимир Путин после посещения заставы Нагурская обратил особое внимание на замусоренность русской Арктики. Зрелище действительно неприглядное, потому что отсюда на протяжении десятков лет освоения Севера никто никогда не вывозил, например, те же бочки из-под горючего. Про остальной мусор и говорить не приходится – на берегу моря можно даже найти останки поршневого самолета времен начала освоения Арктики.
Впрочем, кое-кому многочисленные развалины на мысе Челюскин очень даже по душе. Один из старых домов на окраине поселка облюбовали… белые медведи. Пограничники насчитали в этом общежитии, как стали называть дом, девять особей, включая нескольких медвежат-подростков. Все девять медведей бродят по поселку и окрестностям где и когда хотят – весь двор у заставы затоптан следами хищников. Отпускать меня одного на побережье, до которого было всего 25 метров, командир категорически отказался и выделил мне прапорщика с автоматом. Убивать медведей, занесенных в Красную книгу, никто, конечно, не стал бы, но обезопасить себя от хищника размером в холке с легковой автомобиль следовало бы.
А медведи между тем совсем распоясались. Ходят где хотят, лезут куда хотят. “На Среднем собрались у заставы в количестве 16 штук и валяются у ворот гаража, пройти не дают”, – жалуется подполковник Колокольцев, вернувшийся на Челюскин с острова Средний. Полярники на Челюскине одно время спасались тем, что отпугивали зверей шумом углекислотных огнетушителей. Даже записали это на видео – очень забавно выглядит. Но ведь с огнетушителем в руках в Арктике долго не походишь. Поэтому встреч с белым медведем люди стараются просто избегать. Не всегда получается.
 
Чудеса проворности
Мы вот, например, поехали специально к их “общаге”, чтобы посмотреть поближе. Подъехали на “Урале” к самой избе и никого не увидели. Пока медведица не поднялась с земли. Оказывается, белых медведей в реальной жизни действительно не видно на снегу, если они лежат и не двигаются. К тому же удалось собственными глазами увидеть фрагмент из мультфильма про Умку, когда его мамаша прикрывала лапой черный нос. Завидев людей, медведица легла на снег, уставилась на нас и накрыла свой нос, медвежата прижались к ней. Причем напряженность позы хищника явно говорила о том, что еще один шаг – и мы будем атакованы.
Говорят, медведи при своих габаритах весьма проворны. Нам тоже пришлось проявить сноровку, когда командир Алексей Вешняков вдруг крикнул: “Все в машину!”. За нашей спиной вдруг “выделился на местности” самец белого медведя значительно крупнее тех, кого мы только что созерцали. Я даже не стал утруждать себя укладыванием фотоаппарата в кофр – он летел впереди меня на пол кабины “Урала”, которая находилась, к слову, на уровне моей головы. Да и самому случилось проявить завидную прыткость.
Историями про медведей полон быт любого обитателя здешних мест. Не все рассказы забавные и смешные. Частенько встречи с белым медведем оканчиваются неприятностями как для человека, так и для животного. Заместитель коменданта погранкомендатуры подполковник Колокольцев рассказывал, как в бытность его службы на одной из арктических застав собаки отбили у медведицы медвежонка. Пограничники в свою очередь отбили его у собак – ловили волейбольной сеткой, за что замполит заставы был все-таки укушен за ногу маленьким хищником. Медвежонка вывезли в места обитания его семейства, но мать его обратно не приняла – запах человека не позволил. Медвежонка в конце концов задрали собаки.
Люди чаще всего сами виноваты в том, что белого медведя иной раз невозможно прогнать от жилья. Прикармливая хищника сгущенкой или другими лакомствами, они приучают зверя к своему дому как к месту получения пищи. Подобное единение с природой ни к чему хорошему не приводит. На Диксоне медведи просто рылись на поселковых помойках, и это доставляло немало неприятностей жителям и экологам. Не зря на заставах Арктики на самом видном месте висит памятка “Как себя вести, если вам встретился белый медведь”.
Главная мысль памятки: медведь хоть и не агрессивен в большинстве случаев, но является охотником. Ваш вид чаще всего напоминает ему предмет добычи – нерпу, а малейшее ваше неправильное движение, особенно попытку убежать, он расценивает как перспективу остаться без ужина. Так что в той памятке рекомендуют побольше шуметь, если вы нос к носу столкнулись с хозяином Арктики.
Хороша рекомендация, нечего сказать! Как показывает практика, если уж кому-то и случалось неожиданно столкнуться с белым медведем, то человек проявлял чудеса стремительности, ставил рекорды по прыжкам вверх, вбок – куда угодно! Если верить участникам таких событий, особенно качественно получается в таких случаях преодоление препятствий. Любых. Ну а дальше как повезет.
Мачты на побережье – обсерватория имени Федорова
Авиация сегодня...
...авиация вчера
Реалии Русского Севера
Здесь был мишка
Типичная арктическая семья
0

Читайте также в этом номере:

Шанхайский вояж “Мончегорска” (Алексей БАРАНОВ, специально для “ЗВ” из Шанхая)
ТОИС от SAP (Виктор ЦАРЕВ)
Подарок от Деда Мороза (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Миссия выполнима (Лариса ФЕДИШИНА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск