Лев ДОДИН: «Люди летают, когда любят»
Театральная премьера
27 мая 2008 года, 12:44 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Валентина ВАЧАЕВА
|
Перед началом «Варшавской мелодии» на норильской сцене художественный руководитель Малого драматического театра из Санкт-Петербурга Лев Додин попросил зрителей не напрягаться: «Премьера и так напряжение, – сказал мастер, – ведь нужно не просто посмотреть спектакль, но и вынести контрольное суждение. Но все суждения уже вынесены… История очень простая, человеческая, требующая внимания, сосредоточенности и понимания. Надеюсь, что все это возникнет».
Весь спектакль режиссер следил не только за тем, что происходило на сцене, но и в зале. Когда один из зрителей, сидевших неподалеку, закашлял и не смог остановиться, Додин вышел и принес ему стакан воды. Спектакль начался на свободных местах зрительного зала. Так, как написал автор пьесы Леонид Зорин. Его герои, Геля и Виктор, познакомились в консерватории в 1946-м. Влюбились, но не смогли пожениться, потому что вышел закон, запрещающий брак с иностранцами, а паненка приехала в Москву из «братской Польши»… Вторая встреча влюбленных произошла только через 10 лет в Варшаве. Она – певица и замужем. Он защитил диссертацию по своему виноделию и тоже женат. Впереди еще одно свидание – в Москве, еще через 10 лет. К тому времени «молодые люди уже могут жениться на иностранках», а герои снова свободны и снова расстаются. Похоже, навсегда… Летают, когда любят «Простая человеческая история» проживалась на сцене очень молодыми актерами Уршулой Малкой и Данилой Козловским, закончившими в прошлом году Санкт-Петербургскую академию театрального искусства. В программке они обозначены как участники Молодой студии театра. Эта студия из 15 артистов, созданная при поддержке Фонда Михаила Прохорова, как сказал сам Додин, «по нашим планам и надеждам должна составить новую генерацию русского актерского искусства». То, что происходило на сцене, а временами в зале, совсем не напоминало студийную работу, хотя всем известно, что «Варшавская мелодия» задумывалась как дипломный спектакль в расчете на родившуюся в Польше Уршулу. Для девушки, говорящей по-русски с легким акцентом, это была идеальная роль. Идея поместить героев на нотном стане принадлежит Давиду Боровскому. Художник спектакля Алексей Порай-Кошиц воплотил ее, протянув по сцене театральные штанкеты, напоминающие нотные линейки. Время от времени он и она взмывают на них ввысь или спускаются «на землю». Люди летают, когда любят… Геля и Виктор начинают свой полет на фоне спускающегося вниз белого чистого полотнища, на котором постепенно накапливается всякий хлам. Когда в конце спектакля «полотно жизни» поднимают вверх, с него в одну некрасивую кучу сваливаются новогодние подарки из 1947 года: его галстук, ее красные туфельки, купленные любимой на деньги от разгрузки вагонов, горжетка соседки по общежитию, в которой Геля пела для Виктора, пюпитры, нотные тетради… Зрительный зал, заранее готовый принять все, что будет происходить на сцене, был все же потрясен. Быть верным себе – трудно Сразу после прощальных поклонов и продолжительных аплодисментов Додин тут же, в кулисах, приступил к обсуждению спектакля с артистами. Уршула Малка и Данила Козловский еще не переоделись после финальной сцены и выглядели ослепительно молодыми и совсем не уставшими. Тут же, за кулисами, Лев Абрамович согласился поговорить о прошедшей премьере с «Заполярным вестником», сказав для начала, что очень рад за ребят, так как на спектакле случилось самое главное: возник контакт со зрителем. – Спектакль – живое существо и всегда проходит по-разному. Ребята и в этот раз пробовали много нового. Они очень тратятся в работе, волнуются и получают удовлетворение. В зале я видел людей разных поколений. Мне кажется, что все они как-то отозвались на увиденное на сцене, и судьба этих двух молодых, а потом и немолодых, людей была им близка и напомнила самих себя. Любить – это тревожно, а летать под облаками – дорого стоит. Мне кажется, что зрители откликаются, когда герои взлетают в воздух. Это соответствует их ощущениям любви, о которой сегодня редко говорят полнозвучными словами. Сегодня принято говорить о сексе. Любовь и секс – разные понятия, хотя часто одно входит в другое, но иногда другое не входит в одно. Поэтому все непросто. В Питере театралы поначалу говорили, что молодежь не будет ходить на этот спектакль. Оказалось наоборот. На каждом спектакле зал был забит юношами и девушками. Если бы они не испытывали тех же чувств, что и герои, они бы не приходили. Но «Мелодия» – спектакль не только о юности, но и о судьбе. Молодые рассказывают о судьбе старших поколений, о судьбе, которая может легко настичь и их. Если они не научатся быть хоть в какой-то мере верными себе и своему человеческому «я». А сегодня это не менее трудно сделать, чем в любые другие времена, потому что это трудно всегда. В Норильске пронзительная и глубокая «Варшавская мелодия» прозвучала всего два раза. Следующая премьера пройдет осенью в Москве. Возможно, кто-то из не попавших на спектакль в Норильске сможет посмотреть его во время столичных гастролей Малого драматического театра – Театра Европы. Когда в следующий раз театр приедет в Норильск, Лев Додин еще не знает, но о том, что норильчанам время от времени придется принимать у себя питерцев, предупредил заранее. Накануне МДТ и Фонд Михаила Прохорова договорились о генеральном партнерстве. В рамках все крепнущего содружества Додин завершил работу с Молодой студией над «Бесплотными усилиями любви» Шекспира. Возможно, шекспировская комедия и станет следующей премьерой театра в нашем городе. И у нас будет возможность увидеть будущее российского театра еще раз. |
0 | Твитнуть |