Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Кто читал Генри Каттнера?
Взгляд со стороны. Борис МАНДЕЛЬ, завкафедрой журналистики Норильского филиала МГУКИ, профессор Российской академии естествознания, кандидат педагогических наук
28 апреля 2008 года, 14:09
Как хорошо, что есть такие книги! Какие? А те, что стоят годами на наших книжных полках, как то дерево на обочине, которое вдруг оказывается перед самым радиатором… Удар? Озарение? Инсайт.
Произведем опрос: кто читал книги Генри Каттнера? Маловато будет…
К героям одного из рассказов Каттнера попадает из далеких будущих времен Коробка со странными и чудесными вещами (игрушками?). Попадает очень даже просто – в далеком будущем персонаж с неудобопроизносимым именем экспериментирует с неким изобретением, напоминающем машину времени, вот и заслал Коробку-то к нашим деткам! Так что ж внутри?
Некий стеклянный (стеклянный ли?) кубик с увеличивающими гранями, внутри которого можно увидеть  что пожелаешь.  (Малыш-герой видит крохотных человечков и с их помощью методом проб и ошибок строит дом…) Загадочный абак (абак ли?) – яркие разноцветные бусинки, скользящие по натянутым стрункам в самых разных, невероятных направлениях и даже иногда просто исчезающие после очередного их передвижения по струне… Непростые игрушки-то.
Почему девочка-крошечка, свободно двигая бусинки, понимает, что с ними происходит? Почему начинает писать на клочках бумаги странные (или обыкновенные детские) каракули, которые ее брат читает как письмена другого языка, вполне ему понятные? Почему сам он строит домики внутри кубика, который называет «телевизором», все лучше и быстрее? Почему брат с сестрой понимают друг друга, а ночами  болтают во сне на таинственном английском, смешанном с каким-то другим (просто детским, выдуманным, Кэрролловским) языком?
Друг семьи, психолог, понимает: дети меняются, и меняются только  благодаря игрушкам… Разве Каттнер не дает чудесное и простое обоснование новым принципам  (придумывания?) игрушек, принципам их существования и функционирования, назначения и целей? Создай мы такое, сколько проблем ушло бы немедленно, но…
А стоит ли искать там, где найдено уже кое-что… Да-да, вы, может быть, удивитесь, но найдено! Ведь что такое книга, как не игра? Кто такой писатель, как не кукловод (отбросим в сторону все штучки с инженерами человеческих душ, диалектикой души и прочее). Писатель же с нами играет, да-да, это его удел, а наш – принимать или не принимать игру, учиться с ее помощью или проходить мимо, воспринимать серьезно или только развлекаться… Думаем?
А что ж такое XX век? Мы теперь знаем о нем все, ну если и не все, то многое… А век XXI? Ничего! Век-то начался недавно! Да еще как! Помните потрясающие душу предсказания выхода из строя всех компьютеров и обещания глобальных катастроф нашего совсем закомпьютеризированного мира? А грядущие апокалипсисы? (Кстати, недавно одна из телевизионных программ пообещала на днях нечто подобное…) Пережили? Пережили пока.
И снова хочется повторить, но… Сотни тысяч детей, школьников, студентов – они сегодня снова сядут за парты и столы, вытянут ноги, зашепчутся, начнут болтать о вчерашнем и посылать эсэмэски, надевать сменную обувь и списывать решенную приятелем-ботаником задачу, драться вон за ту игрушку и втихаря курить перед занятиями… Зазвонят мобильники и звонки, извещающие о начале урока, и мы войдем к ним в класс или аудиторию, и начнется (или не начнется…) великое чудо обучения, великая и вечная игра Педагогика…
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск