Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Книжкин дом
ЕСТЬ ПОВОД
27 октября 2011 года, 18:20
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Юлия КОХ
Каждый четвертый понедельник октября школьные библиотекари всего мира отмечают профессиональный праздник. В этом году виновников торжества поздравляли 24 октября.
Как проводят этот праздничный день сотрудники школьных библиотек? Ответ на этот вопрос потребует проведения некоторых изысканий.  В общих чертах мы знаем, как проходит День учителя или День милиции-полиции,  День десантника, но праздничные традиции школьных библиотекарей до сих пор неизвестны широкой общественности.

В трудах праведных

Октябрь в школьных библиотеках Норильска – не самое спокойное время. Специалисты все еще получают заказанные ранее учебники, корпят над отчетами и за повседневными делами просто забывают о праздниках. Сейчас они заняты выполнением своих служебных обязанностей, зато весной с чувством выполненного долга отметят Общероссийский день библиотек, подводя итоги очередного учебного года. Именно поэтому общегородские праздничные мероприятия для представителей этой профессии проводятся в апреле и мае, осенью же школьные библиотекари просто принимают поздравления на заседании городского методического объединения.
Заявления о занятости сотрудников школьных библиотек зачастую вызывают недоверчивую улыбку у обывателя. Каким-то образом вокруг этой профессии сложился своеобразный миф, сводящийся к простому и ясному тезису – большую часть рабочего дня библиотекарям (а особенно школьным) нечего делать. Что ж, не зря учредители Дня школьных библиотек среди своих основных задач упомянули раскрытие потенциала школьных библиотек и утверждение престижа профессии. Ведь, если углубиться в изучение данного вопроса, выясняется, что обязанностей у школьного библиотекаря ничуть не меньше, чем у представителя любой другой специальности.
В современной школе, ориентированной на развитие навыков научной деятельности, библиотека становится первой и основной базой для юных исследователей.  Здесь хранится тщательно отобранная и систематизированная учебная литература, а также художественные произведения, входящие в программу. Здесь расположены компьютеры с выходом с Интернет, всегда доступные учащимся. Возможно, в ситуации, когда у многих школьников есть возможность воспользоваться Интернетом дома, последняя услуга может показаться излишней, но не стоит забывать о помощи самого библиотекаря, который превращается для ребенка в гида по огромной информационной сети. Он помогает освоить все возможности поисковиков, предлагает список полезных сайтов и подсказывает, как систематизировать найденную информацию. Кроме того, ни для кого не секрет, что некоторые странички, доступные в сети, мягко говоря, для малышей не предназначены. Школьный библиотекарь, сопровождающий юного исследователя в его поисках, помнит об этом и следит, чтобы на экране монитора не отображалось ничего, что может травмировать детскую психику. Кроме того, библиотекарь занимается собственной методической работой и проводит с ребятами самые разные мероприятия – от бесед до игровых программ.

Ремонт или “цифра”?

Несмотря на возросшее внимание властей к проблемам отрасли, в своей профессиональной деятельности сотрудники школьных библиотек сталкиваются с рядом трудностей. Прежде всего, опасения у специалистов вызывает состояние книжных фондов. По статистике Русской школьной библиотечной ассоциации, изношенность фондов в настоящее время в среднем составляет 69% в городских школах и 90% – в сельских. В нашем городе, по мнению библиотечных специалистов, эти показатели несколько ниже – помогла программа ГМК “Норильский никель”, по которой в 2008 году школы получили значительные поступления  книг, входящих в школьный курс литературы. Однако и у нас библиотекарям приходится искать способы сохранения ветхих книг. Одни организуют кружки для младших школьников и учат ребят реставрировать старые томики, а другие переносят наиболее востребованные издания на цифровые носители и создают собственные небольшие электронные библиотеки. Активное внедрение новых технологий в работу библиотек позволяет сотрудникам обмениваться информацией и создавать общие банки данных, чтобы удовлетворить читательский спрос. Ну а в последнее время школьные библиотекари с большим интересом изучают возможности внедрения аудио- и электронных книг в учебный процесс.

С доставкой в школы

Еще одной отличительной особенностью фонда школьных библиотек является узкая специализация. Основная обязанность этих учреждений – предоставлять литературу, необходимую в ходе учебного процесса, поэтому большая часть современной художественной литературы туда не поступает. При этом библиотекари считают приобщение учащихся к культуре “чтения для удовольствия” – одной из своих основных обязанностей. Справляться с недостатком необходимых изданий школьным библиотекарям помогает взаимодействие с централизованной библиотечной системой нашего города. Гимназия №4 уже заключила с детской библиотекой имени Саши Петряева договор о сотрудничестве. Теперь работники ЦБС отбирают самые интересные книги для детей и юношества, а школьный библиотекарь доставляет их в гимназию. Учащимся представляют писателей, чьи произведения не вошли в обязательную программу, а потому для многих остались неизвестными. Заинтересовавшимся школьникам за книгами далеко ходить не приходится – понравившиеся издания они могут взять почитать тут же, не покидая стен родного образовательного учреждения. Этот опыт заинтересовал многих школьных библиотекарей, и в настоящее время они всерьез намерены последовать примеру предприимчивых коллег.
В данный момент разрабатывается и претворяется в жизнь множество других интересных проектов, призванных внедрить в деятельность школьных библиотек современные технологии, найти новые формы обслуживания читателей, а может быть (чем черт не шутит?) вернуть нашей стране право называться самой читающей в мире. Причин для такой интенсивной деятельности множество – от стремительно меняющихся способов хранения и обработки информации до неутешительных результатов российских школьников, принимавших участие в исследовании уровня читательской грамотности PISA. Сейчас норильские специалисты работают над тем, чтобы сделать школьные библиотеки комфортным местом для учебы и отдыха, местом, где каждый вспомнит, что чтение – это одно из самых изысканных удовольствий, придуманных человечеством. Переломить существующие тенденции, наверное, будет нелегко, однако сотрудники норильских школьных библиотек уже доказали, что способны находить выход даже из самых сложных ситуаций. Сейчас они, возможно, и не спешат устраивать праздничные вечера или торжественные встречи, зато в конце учебного года, когда все идеи будут воплощены, а проекты реализованы, с удовольствием отметят свои профессиональные успехи.
0

Читайте также в этом номере:

Горы можно свернуть (Александр СЕМЧЕНКОВ)
А вам слабо подтвердить права? (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Когда рулит женщина (Валентина ВАЧАЕВА)
Сегодня у нас вояж (Лариса ФЕДИШИНА)
Арктическое образование (Марина БУШУЕВА)
Юбилей “Царь-рыбы” (Кристина МАМНЕВА, студия “Перемена”)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск