Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Игорь АСТАПОВ: «Меня этот город абсолютно устраивает»
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
24 июля 2008 года, 14:32
Фото: Игорь МИХАЙЛИШИН
Текст: Валентина ВАЧАЕВА, Красноярск – Норильск
Пресс-секретарь губернатора Красноярского края Игорь Астапов  получил назначение на должность начальника управления информационной политики администрации губернатора края. В состав новой структуры переведены пресс-служба правительства и группа, занимающаяся PR-обеспечением губернатора.
В свое время Игоря Астапова очень хорошо знали в Норильске. И уважали. За то, что он был всегда на своем месте: и в кресле главного редактора единственной до поры до времени газеты «Заполярная правда», и на месте председателя Государственной телерадиокомпании. Впрочем, засиживаться ни на одном из них он не стал, а создал новую газету и новую телекомпанию. Обе успешно работают до сих пор. Шесть лет назад Игорь Астапов переехал вслед за Александром Хлопониным в краевую столицу, чтобы стать пресс-секретарем губернатора Красноярского края. С 16 июля его полномочия расширились.
 
В Москве то же самое
– Информационную политику края может определять  человек без журналистской практики?

– Может. Есть тому блестящие примеры. Как и в журналистике, чтобы быть профессионалом, совсем не обязательно иметь журналистское образование. В этом деле нет прямых зависимостей. Обычно я привожу три норильских примера. У Игоря Домникова было классическое образование – Томский университет. Слава Толстов, когда начинал, имел за плечами только школу. Саша Кривенков по образованию расчетчик траекторий баллистических ракет. Именно их я считаю профессионалами, с ними мне интереснее всего работалось.
– Вы следите за норильскими СМИ?
– Конечно, я ведь занимаюсь информационной политикой края, а не города Красноярска… В Норильске нет каких-то особенных проблем с журналистикой, которых бы не было у других средств массовой информации на территории России, а может быть, и в мире. Просто обо всем мире я судить не могу. Проблемы одни и те же. Недавно в Красноярск приезжал Владимир Соловьев, ведущий НТВ, и мы об этом разговорились. Я начал сетовать на не очень большой профессионализм коллег в региональной журналистике. На что услышал: «Ты говоришь все правильно, за исключением одного. Выброси слово «региональный», тогда  все будет абсолютно верно. В Москве то же самое…». И я с ним согласился.
– Пресс-секретарю губернатора приходилось  заниматься собственно журналистикой?
–  Существует форма интервью, мы этого не скрываем, для иногородних СМИ, когда присылаются вопросы и я пишу ответы на них. Это нормальная практика. Иначе губернатору пришлось бы давать интервью с утра до вечера.
– Кому Александр Геннадьевич дает интервью сам?
– Губернатор Красноярского края – фигура, вызывающая колоссальный интерес не только в региональных средствах массовой информации, но и в федеральных, и в зарубежных.
Поэтому мы выбираем издание массовое, чтобы информация, полученная от губернатора, дошла до наибольшего числа читателей. И всегда извиняемся перед газетой, о которой мало кто слышал, если приходится выбирать между ней и «Аргументами и фактами».
Но эта арифметика не всегда срабатывает. Бывает, что разница в тиражах несущественная, и тогда мы выбираем издание по тематике. В меньшей мере нам интересны глянец и бульварные газеты. В этом случае, если у общественно-политической газеты или журнала тираж меньше, то мы все равно предпочтем ее или его.
И третий критерий – качество самого журналиста. Если придет 20-летняя корреспондентка, еще не окончившая университет и нетвердо знающая имя губернатора, то в интервью мы ей откажем…
– Губернатора на вашей памяти интервьюировали глянцевые издания?
– Это был очень стильный, очень умный журнал, пишущий на экономические темы. Я, честно говоря, поразился, что красноярский журналистский рынок мог выдать такой продукт. Одна деталь: они практикуют персональную рассылку с персональным обращением на первой странице к конкретному получателю. Это только деталь, но там ведь еще и содержание.
Интервью с его редактором растянулось на два с половиной часа, хотя предварительная договоренность была о сорока минутах. Не очень часто бывает, чтобы журналист оказался настолько интересен губернатору.
– В красноярских средствах массовой информации больше местных или приезжих сотрудников?
– В Красноярске есть университет, который каждый год выпускает 60 журналистов. Недавно Александр Геннадьевич встречался с корреспондентами красноярских газет и телеканалов, и как раз зашла речь о том,  местные они или приезжие. Директор красноярской ГТРК Василий Нелюбин тогда сказал, что все, кому больше 40, – приезжие, а те, кто моложе, скорее всего, местные. Это действительно так.
Я из самого первого выпуска филологического факультета Красноярского университета. Это был 1986 год. До этого журналистские кадры поставлялись сюда из Иркутского, Томского и Уральского университетов. Сейчас Красноярск обеспечивает себя журналистскими кадрами сам.
 
Мог бы стать космонавтом
– Могла бы ваша жизнь сложиться по другому сценарию?

– Мой отец – горняк. Все мои предки, включая бабушку, работали в горняцкой отрасли, добывали гипс, уголь, руду. Если бы мои родители в 1976 году не уехали из Новомосковска в Норильск или отец уехал бы на Шпицберген, как собирался, а мы остались дома, я мог бы продолжить династию горняков.
Мы могли уехать в Королев, но что-то там не срослось. Норильский вариант оказался самым быстрорешаемым. Так в шестом классе я стал норильчанином, окончил там школу и много лет жил в Норильске.
А если бы я с 76-го жил не в Норильске, а, предположим, в нынешнем Королеве, может, стал бы космонавтом. В Королеве находится центр управления полетами.
– Не жалеете, что родители выбрали Норильск?
– Нет. Не жалею, что приехал в Норильск, не жалею, что долго там прожил и о том, что уехал.
– Какой период норильской жизни вспоминается вами с наибольшим удовольствием?
– Если говорить о работе, то в первую очередь «Северный город». Потому что все делалось с нуля, и можно было сделать так, как хотелось. И это получалось. Это, конечно, очень большой кайф.
Второй период норильской биографии, вспоминаемый с удовольствием, – это работа в «Заполярке», в секретариате, вместе с Валерием Самуиловичем Рониным. До этого я поработал практически во всех ее отделах: отделе культуры, промышленном, информации… По-моему, пропустил только отдел писем.
В то время «Заполярная правда» находилась на Комсомольской, там, где сейчас «Вестник». Мы с Володей Клемейничевым сидели в одном отсеке с секретариатом. Это был практически один коллектив. И работа секретариата была мне понятна. Логично, что, когда в секретариате образовалась вакансия, позвали меня. Надо сказать, я переходил на эту работу с опасением. Это, конечно, творчество, но не классическое журналистское. Зато потом трудился на этой ниве с удовольствием.
– Вы легко занимали высокие посты потому, что думали о карьере и делали ее?
– Я был главным редактором «Заполярной правды» и ушел с должности по собственной инициативе. Карьеристы так не поступают. Карьерист стал бы укрепляться на этом месте, а я ушел…
– Почему?
– Надоело. Хотелось другой, самостоятельной работы. Условия для этого уже были. Все-таки 93-й год. Мы взяли и организовали в Норильске газету «О’Кей!», которая до сих пор неплохо живет.
– Решение об уходе далось вам легко?
– Тогда да. Сейчас такое желание возникает, но уже не решаешься. Просто взять, написать заявление, положить его на стол и пойти на все четыре стороны – к такому поступку я не готов. В силу возраста, в силу семейных обстоятельств. Четверо детей, внук.
– У вас  внук в 44 года?
– Родился в День России в прошлом году. Мы со старшим сыном Сергеем сокрушаемся, что они с женой промахнулись. Он родился «бесплатно», а в этом году всем родившимся 12 июня давали всякие призы и подарки.
– Чем занимаются ваши дети?
– Сергей – программист. Даша в этом году окончила школу и поступает в институт в Москве, где она уже давно живет со своей мамой. В выходные я к ней на выпускной летал в столицу. В Красноярск она  постоянно приезжала на каникулы. Даже намеревалась здесь учиться, но я не очень-то  в это верил, хотя всячески поощрял ее в этом желании. В итоге Даша выбрала дизайнерский факультет московского вуза. Человек, с детства привыкший к московскому ритму, вряд ли решится сменить его…  А дети от второго брака еще совсем малыши.
– Много времени уделяете семье?
– Меньше, чем хотелось бы…
– И ваша жена  с этим мирится?
– Она понимала, что это будет происходить, еще до того, как мы отправились в загс. Я этого не скрывал…
 
Не нужен мне берег турецкий
– Красноярск хоть и краевая столица, но все же не Москва. Не планируете со временем перебраться в Белокаменную?

– Меня этот город абсолютно устраивает, хотя родственников здесь нет, только родственники жены. Правда, много друзей, с которыми я учился еще в университете, немало бывших норильчан и ребят из Дудинки. В этом смысле я здесь, конечно, не один. Если в городе прошли студенческие годы, о нем уже можно сказать, что он родной.  Я и сейчас, приезжая в Москву, испытываю раздражение. Понимаю, что это комплекс провинциала, но так оно есть. Если просто с родственниками повидаться, а они у меня все живут в Москве и ближнем Подмосковье, тогда все в порядке. Как только надо заниматься делами, убить всех готов. Такие расстояния, пробки…
– А в Красноярске пользуетесь машиной?
– Здесь у меня все рядом. Дом виден из кабинета. В общем, Бермудский треугольник: работа, дом, магазин…
Служебной машиной пользуюсь только для поездок по краю.
– Есть любимые места в крае?
– Конечно. Я дом строю в Краснотуранске. Потрясающее место на берегу Красноярского моря, похожего на морской залив. В районный центр, где живет семь тысяч человек, каждые выходные приезжают из Хакассии, Минусинска, много вижу норильчан, мы посчитали – девять или десять тысяч человек.
В этом году вода низкая, пляж с меленьким песочком – на целый километр. Места степные, но именно в этом месте к морю очень близко подходит Краснотуранский сосновый бор. Красиво.
Еще одно любимое место находится в соседнем Каратузском районе – село Таяты. Норильские места, кстати. Дорогу, мост строили норильчане. Это самая настоящая тайга. Село описано в трилогии Черкасова, сегодняшние таятцы на ее страницах находят истории своих предков.
Колоссально красивое село. Кедровый лес, настоящая тайга. Бурундучки, норки среди людей расхаживают.
В самый первый раз, несколько лет назад, мы приехали туда к друзьям. Сидим на берегу Таятки – речки, как наша Талнашка, разговорились о рыбалке. Хозяин говорит: «Да я сейчас!». Достает удочку, на крючок ничего не цепляет, забрасывает ее в речку. Поводит один-два раза – хариус. Между делом он наловил ведро хариусов… Речка по пояс. И щука туда заходит, и таймень…
Там нам братья Сыропятовы из староверов недорого сруб сложили. Лес замечательный, ровненький. Потом весь Краснотуранск приходил на него полюбоваться: все вручную, желоба – топориками…
– Вы в строительстве дома участвуете?
– В прошлом году на стройке вместе с ребятами из Таяты работал. Теперь я понимаю, как строится дом. Приезжал ко мне Али Гасанович (Керимов. – Авт.), и я ему рассказал, как мы делали фундамент. Так он сказал, что можно было лучше, но в целом все сделано правильно.
– Когда новоселье?
– Хочу закончить уже в этом году. Пока не было маленьких детей, мы довольствовались домиком на садовом участке, который нужен был лишь для того, чтобы спать в нем… Сейчас малыши подрастают, хочется, чтобы они подольше могли оставаться на природе.
Вообще, сейчас там многие строят. Норильчан частенько встречаю. Лежу на пляже. «Здравствуйте, вы на телевидении  работали…» – «А вы откуда знаете?» – «А мы из Норильска…»
Приезжают, покупают участки и  живут во время отпуска. Одна норильская семья, другая…
Если прочитают, большой им привет. Пусть приезжают. Я там с 20 июля буду.
– А за границей часто бываете?
– Нет. Точно нет. В отпуск я по Турциям и Египтам не езжу, а командировки у нас в основном по краю. Должен сказать, что я благодарен своей работе за то, что поездил по краю. Когда жил в Норильске, я, как, наверное, все норильчане, плохо представлял, что такое Красноярский край, да и вообще, что такое Сибирь. Меня спроси лет 12–15 назад, где что находится, я бы наверняка ответил с ошибками. Студентом жил в Красноярске, на практике мы были в Саянском районе, очень нас смешили названия: Партизанский район, Тюхтетский, Козулька… А сейчас я хорошо представляю себе и географию, и ландшафты, и людей, и перспективы края.
– Каковы перспективы у нынешнего губернатора края? Как долго он будет красноярцем?
– Угадать, сколько времени здесь проработает Александр Геннадьевич, думаю, не сможет никто, в том числе и он сам. Безусловно, бывают предложения, от которых не следует отказываться, с другой стороны, не надо на эти предложения напрашиваться. Мне кажется, именно так к этому относится губернатор. Здесь ему интересно. Он доволен этой работой и ничего иного для себя не ищет.
– Правительство Красноярского края – идея губернатора Хлопонина?
– У всех сильных идей не бывает одного автора, но есть инициаторы. Эта идея обсуждалась еще в то время, когда готовился референдум по объединению.
Нельзя быть абсолютно уверенным, что все существующие сегодня трудности будут преодолены таким простым административным решением. Но уже давно было видно, что существует дублирование функций департаментов, агентств и дальше в глубь этой управленческой шахты. Если они дублируются, то люди хватаются за одно, оголяя другие участки работы. Еще хуже, когда один думает, что этим занимается другой, а на самом деле никто ничем не занимается. В этом смысле министерства, созданные на базе департаментов и агентств, более цельные структуры. Теперь за все будет отвечать министр.
“Большой привет норильчанам!”
0

Читайте также в этом номере:

Бывает в жизни сказка (Виктор ЦАРЕВ)
Под знаком медведя (Владислав ТОЛСТОВ)
Тяжелые гонки (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск