Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Хайтек от КИПиА
Специальный репортаж
8 июня 2011 года, 14:52
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Елена ПОПОВА
Специалистов МПО “Норильскавтоматика” ООО “Норильскникельремонт” где только не увидишь – на подземных горизонтах рудников, в плавильных цехах, хвостохранилище, транспортных подразделениях, сфере финансов. Везде, где высокие технологии облегчают человеческий труд. Корреспонденты “ЗВ” встретились с киповцами на “Надежде”.
– Задача нашего участка – поддержание автоматики производства в рабочем состоянии, – рассказывает исполняющий обязанности начальника участка КИПиА плавильного цеха №1 Сергей Ильясов. – Это и обслуживание, и ремонт, и своевременная подготовка необходимых элементов, и настройка программ преобразователей и регуляторов, и многое другое. Причем речь идет о довольно больших объемах. К примеру, первая бригада, в которой сегодня работает всего семь человек, несет ответственность за более чем две тысячи контуров измерения технологических параметров и управления технологическими процессами. Это непосредственно и сами датчики, и преобразователи, и исполнительные (регулирующие) устройства, соединенные между собой специальными кабелями и трубными проводками…
Чтобы мы могли оценить услышанное, Сергей приводит в пример цифры: в прежние годы работы на плавильном участке выполняла бригада из 30 человек. А сегодня, как и на других предприятиях, в МПО “Норильскавтоматика” ведется оптимизация численности. Что неудивительно: производственное оборудование с каждым годом совершенствуется и обновляется. Как объясняет Сергей Ильясов, введение в работу только новейших, надежных и ранее проверенных в эксплуатации систем автоматизации позволяет пока не увеличивать имеющуюся численность обслуживающего персонала.
– Контроль за системой автоматизации в плавильном цехе №1 Надеждинского металлургического завода, – продолжает наш провожа-
тый, – ведется в тесном взаимодействии подрядчика и заказчика: МПО “Норильскавтоматика” ООО “Норильскникельремонт” (дневная смена) и цехом КИПиА НМЗ (круглосуточно). Это три передела ПЦ-1 НМЗ – плавильный, сушильный и обжиговый цеха.
Ильясов пришел на “Надежду” в 1992 году, а после реорганизации производства, в 2006 году, стал работать на участке КИПиА уже в составе МПО “Норильскавтоматика” ООО “Норильскникельремонт”. Работа эта для него хорошо знакома. Так же как и для слесаря КИПиА из бригады №1 Михаила Калиновского, который на время отпуска замещает сейчас бригадира Романа Фая.
 
Есть к чему стремиться
– Ведем постоянный контроль, в случае необходимости ремонтируем оборудование, оно должно работать исправно, – объясняет нам Михаил Калиновский. – С технической точки зрения система автоматизации с каждым годом становится более высокотехнологичной. С одной стороны, легче стало, с другой – сложнее. Подготовка людей требуется серьезная.
– Наверное, бывают курсы повышения квалификации?
– Конечно, – кивает в ответ Михаил. – Это обязательное условие для повышения разряда.
У самого Калиновского сегодня шестой разряд. В бригаде таких, как он, четверо. Двое рабочих имеют пятый разряд, у самого молодого слесаря – четвертый. При всем этом шестой разряд не потолок. Рабочим, оказывается, еще есть к чему стремиться.
– Сейчас у нас седьмые разряды вводят, – просвещает нас Михаил. – Приборы и системы автоматики сложные, и обслуживать их должны грамотные специалисты, знающие как слесарное дело, так и компьютерные технологии. Понятно, что все люди разные. Кто-то умеет хорошо слесарить, а у кого-то больше тяга к электронной составляющей. Задача бригадира – организовать работу так, чтобы каждый был на своем месте. Чтобы работа спорилась. Но и самому человеку, чтобы быть хорошим специалистом, надо постоянно совершенствоваться.
 
За апельсинами
Если не считать Романа Фая, у которого рабочий стаж перевалил за третий десяток, Михаила Калиновского можно отнести к старожилам бригады. Его общий стаж на “Надежде” и в ПО “Норильскавтоматика” более 22 лет. Михаил приехал из украинского Ровно в Норильск тридцать лет назад. Как он сам шутит, “за апельсинами”. Рассказами об изобилии в местных магазинах парня заманил брат, на два года раньше его уехавший в заполярный город. Теперь оба Калиновских работают в ООО “Норильскникельремонт”, но только в разных подразделениях.
– Я сразу как приехал, устроился на “Надежду”, – продолжает Михаил. – Семь месяцев проработал плавильщиком. А потом ушел в цех КИПиА. Это было как раз мое направление – в Ровно я закончил техническое училище по этой специальности.
– А теперь, наверное, и сами учите молодежь, которая к вам приходит?
– Молодым, конечно, нужно все оборудование показать в деле, – соглашается Михаил. – Ребята к нам в подразделение приходят хорошие, но теория – это одно, а практика – совсем другое. Молодые ребята в компьютерных делах сейчас здорово понимают, а вот в слесарном деле слабоваты, многому приходится учиться. Хотя молодежь мне нравится, – кивает рабочий в сторону вернувшегося из цеха Павла Полещука и добавляет: – Хороший коллектив – это очень важный момент, от которого будет зависеть, захочет человек на работу каждое утро ходить или нет. А нам, слава богу, по этому поводу переживать не приходится.
 
Полезный опыт
Слесарь КИПиА Павел Полещук присоединяется к мнению своего наставника Калиновского. Люди в бригаде отзывчивые.
– Я здесь работаю уже три года, – говорит молодой человек. – Специальность “автоматизация технологических процессов и производств” всегда меня привлекала. Во время учебы в политехническом колледже норильского индустриального института я проходил практику на НМЗ, только на другом участке. Поэтому с трудоустройством в МПО “Норильскавтоматика” у меня проблем не было. А сейчас я заочно получаю образование в Санкт-Петербургской академии управления и экономики. В перспективе мне хотелось бы добиться карьерного роста, – признается Павел. – Думаю, опыт работы в МПО “Норильскавтоматика” будет для меня бесценным.
На производстве любая ошибка может обернуться далеко идущими последствиями. Остановкой оборудования. Невыполнением плана. И в этом, по мнению молодого слесаря, заключается главная сложность.
– Бывают ситуации, когда киповцам нужно очень быстро принимать решения и так же быстро действовать, – объясняет Павел. – Поэтому мы, как правило, ходим проверять оборудование вдвоем. Если один чего-то не знает – на помощь придет более опытный работник.
 
Работы много, ответственность огромная
– Вот стоят приборы с исполнительным механизмом SIPOS, которые регулируют расход природного газа, подаваемого в горелку. Они используются на оборудовании печей взвешенной плавки. Вот заслонки… Но лучше все это посмотреть в рабочей зоне, – объясняет нам в мастерской Михаил Калиновский.
Мы соглашаемся и идем в цех. Без респиратора здесь делать нечего. Пыль, газ… Жар от огромной плавильной печи… Спускаемся вниз по металлическим ступеням переходных лестниц. Михаил останавливается около герметически запакованной – чтобы не пылилась – коробки, от которой идут кабели.
– Вторичные приборы, преобразователи, – показывает он. – Там еще один стеллаж. Расходомеры, которые измеряют расходы кислорода, газа и воздуха, подаваемые в ПВП… А это исполнительные механизмы SIPOS, которые регулируют подачу воздуха в горелку…  
Как можно в таких условиях осуществлять обслуживание сложной системы контрольно-измерительных приборов и автоматики? Сильный газ в цехе ПВП заставляет нас отказаться от намерения спуститься на другую отметку. Михаил объясняет: контроль за состоянием и обслуживание действующего оборудования – это еще не все. В конце июля – начале августа этого года их участку предстоят работы по монтажу, запуску и эксплуатации систем автоматизации процесса разогрева обеднительной электропечи №4 производства ЮАР. Когда будут полностью смонтированы основные конструкции агрегата, за дело возьмутся работники СЭМ и МПО “Норильскавтоматика”. Времени на этот этап работ – монтаж и подготовку КИПиА к запуску – обычно выделяют не много, а ответственность на киповцах лежит огромная. После запуска агрегата в работу именно специалисты МПО “Норильскавтоматика” будут отвечать за техническое обслуживание и ремонт систем автоматизации новой печи.
– Только датчиков температуры на новой ОЭП-4 планируется установить более 560, – пытается объяснить нам масштабы работ Михаил Калиновский.
 
Коллектив – это не просто слова
– Для специалистов по КИПиА времени действительно остается мало, – соглашается начальник цеха КИПиА Надеждинского металлургического завода Андрей Семенов. – Поэтому все специализированные по СА и КИПиА монтажно-наладочные и эксплуатирующие организации уже сейчас выполняют свои задачи. Там, где появляется возможность, специалисты монтируют оборудование автоматизации, датчики, кабельную продукцию, но работы непосредственно на печи только предстоит выполнить. Идет проверка и подготовка систем автоматизации и КИПиА к монтажу. Практика показывает: каким бы хорошим ни был изначально  разработанный проект, но во время реализации так или иначе приходится адаптировать его к конкретной ситуации. Документация – это пока хороший инженерный теоретический взгляд на новую систему. Перед всеми работниками, которые сейчас монтируют новую ОЭП №4,   стоит задача создать работоспособный агрегат. И при технической реализации проекта будут задействованы силы всех специализированных по СА и КИПиА организаций. Даже на начальном этапе пробной эксплуатации систем автоматизации новой печи возможны дополнения, которые будут учтены проектной организацией и внесены в проект.
Андрей Семенов – представитель другой стороны, заказчика. Той самой параллельной структуры, в функции которой входят приемка работ, выполняемых подрядными организациями, и оперативный контроль за работой систем автоматизации в цехах “Надежды”. Важно, по его словам, то, что удается сохранять квалифицированные кадры и взаимопонимание обеих сторон.
– И с той стороны, и с другой – очень сильные ребята, – отмечает он. – А самое главное, что даже после разделения нас на две службы мы продолжаем чувствовать себя единым организмом. Связь не теряется. Хороший коллектив – это очень важно. В плохом коллективе разве захочется на работу идти?
Удивительным образом слова начальника цеха КИПиА “Надежды” совпадают с теми, что нам уже довелось услышать от рабочих МПО “Норильскавтоматика”. Понятно, что для людей это не просто красивые слова.
– И новичкам мы пытаемся объяснить: все мы, по сути организационно разделенный коллектив, выполняем одну технически взаимосвязанную задачу, – продолжает Андрей Семенов. – Я благодарен и рабочим, и инженерно-техническим работникам МПО “Норильскавтоматика”, что мы друг друга понимаем и поддерживаем. Совместную работу можно и нужно обеспечить и организовать только взаимными  усилиями и желанием.
Опытный работник всегда поможет новичку
Михаил Калиновский доволен молодежью
0

Читайте также в этом номере:

О дорогах и воде (Ален БУРНАШЕВ)
Гуляй, Норильск! (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Слабым надо помогать (Татьяна РЫЧКОВА)
Первые в учебном рейтинге (Татьяна ТРОПИНА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск