Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Эффект сбережения
Актуальное интервью
22 июня 2011 года, 19:23
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Беседовала Вера КАЛАБЕКОВА
Россия, огромная страна с богатыми ресурсами, оказалась одной из самых расточительных  в мире. Как заявляют эксперты, здесь впустую тратится почти половина потребляемой энергии. А от такой расточительности и до жесткого энергодефицита рукой подать. Впрочем, подсчитали те же эксперты,дело поправимо: за счет одной только экономии количество потребляемой энергии можно сократить на 40%. О том, почему сегодня тема энергосбережения, а с ней и энергоэффективности вышла на первый план и не сгущают ли краски эксперты, мы беседуем с заместителем начальника управления совершенствования производственной деятельности ЗФ Кириллом МЕТИОГЛОВЫМ.
– В чем актуальность темы энергосбережения? Почему о ней заговорили столь активно на всех уровнях?
– Тема энергосбережения возникла не сегодня. Однако в последнее время она приобрела дополнительную актуальность в связи с тем, что ежегодно в стране происходит значительный рост тарифов на энергетические ресурсы. К тому же, не будем забывать, в России уже многие годы идет реформа энергетики. Энергетика, в свою очередь, не может развиваться изолированно, без прочих сфер экономики, потому как является системой, удовлетворяющей потребности. Таким образом, обозначилась идея комплексного подхода к решению задач с учетом интересов и потребностей каждого участника рынка потребления и производства энергоресурсов в рамках регулирующего законодательства и с использованием всего спектра финансовых инструментов и новых технологий. Есть еще одна причина, повысившая актуальность темы энергосбережения: ресурсы небезграничны. Особенно когда мы говорим про НПР, энергосистема которого является изолированной и может рассчитывать только на себя – на свои возможности, мощности и ресурсы. Соответственно, здесь нужен особый подход к формированию программ в области энергосбережения  и в целом развития энергетики.
– А в чем может выражаться этот особый подход?
– Суть его в том, что достигнуть максимального эффекта возможно только при участии всех участников рынка потребления и производства энергоресурсов. К ним относятся и энергоемкие производства, в частности Заполярного филиала, и энергопроизводители, и обычные граждане, потому как они также являются активными потребителями энергоресурсов. Как только один из участников процесса оказывается неохваченным, уровень этой эффективности сразу же снижается. Именно поэтому при разработке концепции развития программ в области энергоэффективности мы учитывали роль всех участников рынка. Есть еще один аспект, касающийся всех, – экологический. Небережное и нерациональное использование энергоресурсов крайне негативно влияет на экологическую ситуацию. Это тоже нужно иметь в виду при разработке каких бы то ни было мероприятий.
– Вы говорите о том, что в процессе должны быть задействованы все участники рынка, в том числе население. А насколько тема энергосбережения вообще близка простым гражданам?
– Взаимосвязь легко прослеживается: насколько рационально население использует ресурсы, настолько больше возможностей у энергоснабжающих организаций модернизировать систему, а значит, поставлять более качественные услуги и не выбрасывать энергию на улицу. Это опять же приводит к снижению темпов роста тарифов. А использование, скажем, энергосберегающих ламп в конечном счете приводит к снижению расходов граждан на оплату услуг ЖКХ и повышение собственного бытового комфорта.
– Но граждане зачастую не видят прямой взаимосвязи между потребленными энергоресурсами и тем, сколько они платят.
– Сегодня большинство ресурсов отпускается по нормативам потребления. Они рассчитываются в основном исходя из минимальных потребностей энергопроизводителя, а не из реальных затрат на производство и транспортировку энергоресурсов. Если бы мы говорили о реальных показателях, то эти нормативы были бы гораздо выше. Учитывать реальный объем потребленных ресурсов и, кроме того, управлять этим объемом (регулировать, к примеру, температуру) позволяют приборы учета и системы управления потреблением. Это базовые системы для всех программ энергосбережения и энергоэффективности. Они позволяют видеть количество энергопотерь, места, где они возникают, и своевременно их устранять. Так что процесс оприборивания выгоден всем сторонам. Ресурсоснабжающие организации смогут выявлять потери, своевременно и более эффективно планировать свои затраты на их устранение или изменение технологического процесса. Население сможет управлять своим потреблением и, соответственно, рассчитывать свои возможности в части оплаты. Наверняка граждане станут бережнее относиться к энергоресурсам: не будут отапливать улицу, станут выключать свет, когда он им не нужен, а также будут требовать и получать только качественные энергоресурсы в необходимом им количестве.
– Выходит, все начинается с лампочки?
– Да, но более точно: все когда-то началось с лампочки. Сегодня идет речь о применении ультрасовременных технологий, которые позволяют снижать и управлять потреблением как в общедомовых сетях, так и в квартирах. Наверняка мы придем к тому, что граждане, приобретая в магазине бытовую технику, будут обращать внимание на класс ее энергоэффективности. То есть посмотрят, какое количество энергии прибор потребляет, и выберут тот, который  меньше “ест” и производит меньше выбросов в окружающую среду, а также имеет повышенный срок службы при большей производительности. Вот, кстати, и экономический, и экологический эффект. Государство активно поддерживает этот процесс. В декабре прошлого года Владимир Путин подписал программу по энергосбережению и энергоэффективности, которая предполагает как раз снижение энергопотребления по стране в среднем до 40 процентов к 2020 году. Конкретно по каждому региону уровень возможного снижения может быть разным и зависит от того, какие промышленные предприятия там работают. Наши текущие исследования направлены на определение потенциала снижения энергоемкости. Они дадут ответы на вопросы, какое количество потребляемых энергоресурсов мы могли бы сократить и как увеличить энергоэффективность.
–  Энергосбережение и энергоэффективность не одно и то же?
– Если совсем коротко, в отличие от энергосбережения, главным образом направленного на уменьшение энергопотребления, энергоэффективность – это полезное, рациональное расходование энергии. К примеру, вы можете энергии тратить столько же, но объем продукции на ее единицу увеличится. Кстати, эта тема тянет за собой модернизацию производственных и технологических процессов. Потому что сбережение энергии связано с затратами не только конкретно на энергоресурсы, но и на производство, экологию и так далее. Что, в свою очередь, отражается на себестоимости. К примеру, сейчас доля энергоресурсов в себестоимости продукции компании составляет около 10 процентов. Это достаточно серьезный показатель. При этом Заполярный филиал потребляет до 70 процентов всех вырабатываемых на Таймыре энергоресурсов.
– Вопрос, что называется, назрел?
– Возможности энергосистемы небезграничны, особенно нашей, изолированной. Стоимость ресурсов на всех рынках из года в год увеличивается, хотим мы этого или нет. Это один аспект. Второй: состояние энергосистемы, износ оборудования достаточно высоки. При этом инвестиции в развитие энергосистемы значительны. Но есть временной фактор: даже при больших деньгах одномоментно все взять и поменять невозможно – нельзя прекратить подачу электроэнергии и воды в дома, невозможно остановить производство. Значит, у энергоснабжающей организации должна быть возможность что-то вводить и выводить из резерва. Сегодня резервные мощности нашей энергосистемы зимой вообще отсутствуют, а летом появляется лишь незначительное их количество. Внедряя у потребителей программы энергосбережения и энергоэффективности, мы получаем снижение затрат на энергоресурсы, а также даем возможность энергосистеме обзавестись резервами. Она сможет модернизировать свое оборудование, проводить ремонты. А это в конечном счете рост мощностей, увеличение эффективности производства и повышение качества услуг, что приводит к росту уровня жизни граждан и развитию экономики. Этот эффект, возникающий у производителя энергоресурсов, влияет и на темпы роста тарифов – как для энергоемких производителей, так и для простых граждан.
– Почему роль простых граждан в этом вопросе так велика? Разве можно их сравнивать с промышленным производством?
– Роль населения действительно не меньше. К примеру, в 2010 году на жилой сектор пришлось около 33 процентов теплозатрат. Это значительный объем. Причем потери здесь идут как по дороге тепла к домам, так и внутри них. А внутридомовое хозяйство находится в зоне ответственности собственников жилья. И работа, связанная с модернизацией этих систем, также находится в зоне ответственности собственников.
– А что это за большие теплопотери внутри домов? Незаделанные зимой двери и окна?
–  Значительное количество потерь происходит из-за пренебрежительного отношения к энергии. Через неутепленные окна и двери зданий происходит до 70 процентов теплопотерь. Зачастую мы сами не выключаем свет, из-за чего в городах остаются работать сотни тысяч световых приборов. Всего лишь за один день набегают десятки и сотни тонн напрасно потраченного топлива. Такая же ситуация образуется и из-за незакрытых кранов в системе водоснабжения. Для того чтобы начать решать проблему, нужно определить класс энергоэффективности объекта. Есть такое требование по закону – энергопаспорт, в котором дается подробное описание строения, описан его класс энергоэффективности, а также перечень минимальных энергосберегающих мероприятий. В числе этих мероприятий – утепление окон, замена дверей, заделка межпанельных стыков, установка датчиков движения на внутриподъездное освещение, индивидуальные тепловые пункты и так далее. Технологий существует масса, а возможности их применения повышаются при применении комплексного подхода, учитывающего возможности и потребности участников рынка.
– И кто за все это будет платить?
– Понятно, что затраты должны быть на кого-то возложены. За дом, как мы уже сказали, отвечают собственники. Однако простые граждане порой не в состоянии оплатить даже установку приборов учета. Закон регулирует отношения сторон и позволяет разрабатывать программы и использовать инструменты, применение которых позволит разнести данные затраты на длительный период и будут включены “микроскопическими” долями в тарифы. Хорошо, но ведь изначально кто-то все равно должен за это заплатить. Закон должен выполняться. Такие вопросы и должны решаться на основе сотрудничества между муниципальными образованиями, управляющими и энергопроизводящими компаниями и потребителями. Предлагаемая нами концепция как раз предусматривает участие всех сторон на принципах частно-государственного партнерства и софинансирования. Важный элемент концепции, которая легла в основу протокола о сотрудничестве с муниципалитетом: важно не только поставить некое оборудование, внедрить новую технологию, но и объяснить, как им пользоваться, а кого-то и научить. В общем, целый комплекс вопросов.
– Заполярный филиал явно не новичок в этой теме?
– Заполярный филиал занимается программами энергосбережения достаточно давно. В 2006 году была разработана большая программа на 2007–2011 годы, она практически реализована. За исключением одного мероприятия: закрытия плавильного и агломерационного цехов никелевого завода, это одни из самых больших потребителей электроэнергии с низкой энергоэффективностью. Эту задачу предполагается решить в числе прочих на следующем этапе, который будет реализован в 2011–2015 годах. Снижая затраты на энергоресурсы, мы повышаем конкурентоспособность продукции и предприятия и имеем возможности для более экономически эффективной деятельности. А также нельзя забывать о том, что все это влияет в целом на энергобезопасность в регионе и актуальность данной задачи велика как для Заполярного филиала, так и для простых граждан, проживающих на изолированной территории НПР. Здесь все взаимосвязано.
0

Читайте также в этом номере:

Отдавшим жизни за нас (Юлия КОСТИКОВА)
Проза о российском паспорте (Марина БУШУЕВА, Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Отдых с размахом (Николай ЩИПКО)
Беспокойные сердца (Юлия КОСТИКОВА)
Реальное кино (Елена ПОПОВА)
На краю Европы (Юлия КОХ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск