Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Человек-остров
ИСТОРИЧЕСКИЙ КЛУБ
18 февраля 2009 года, 12:14
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
19 февраля 1874 года родился Никифор БЕГИЧЕВ, русский мореплаватель, полярный исследователь, именем которого названы острова в Хатангском заливе, озеро и река. Улицы Бегичева есть на Диксоне, в Красноярске, Енисейске, Дудинке, Норильске, Вологде и Астрахани.
Никифор Бегичев вошел бы в историю государства Российского, даже если бы в 1906 году не уехал жить на Север. К тому времени ему исполнилось 28 лет, 11 из которых потомок волжских рыбаков из Астраханской губернии провел на морях-океанах. Три из них он бороздил Атлантический, Индийский и Тихий океаны на учебном паруснике.
 
Крещение Колчаком
Окончание службы Бегичева во флоте совпало с началом полярной экспедиции под руководством барона Толля. Вместе с ним на парусно-моторной шхуне «Заря» боцман Бегичев искал в Северном Ледовитом океане гипотетическую Землю Санникова, а потом с будущим адмиралом Колчаком самого Эдуарда Толля, пропавшего во льдах острова Беннетта. Толля найти не удалось, зато в этом походе Бегичев спас жизнь лейтенанту Колчаку, нырнув за ним в полынью.
С началом русско-японской войны оба полярных путешественника отправились на Желтое море. Во время обороны Порт-Артура Бегичев вместе  с командой миноносца «Бесшумный» был интернирован в Циндао, куда корабль прорвался в августе 1904 года из японской блокады.
После войны георгиевский кавалер (Бегичев был награжден Георгиевским крестом за оборону Порт-Артура) вернулся  на родину  в Царев, женился, но летом 1906-го снова уехал на Север, как оказалось потом, на 20 лет. Здесь Никифор Бегичев превратился в Улахан Анцифора, то есть Большого Никифора, легенду Севера.
Когда-то, желая увековечить заслуги Александра Колчака в Русской полярной экспедиции, Эдуард Толль назвал  его именем один из островов у берегов Таймыра. Советская власть его переименовала, назвав островом Расторгуева.
Открытые Бегичевым в 1908 году острова в устье Хатанги и Анабары, названные впоследствии Большой Бегичев  и Малый Бегичев,  никто не переименовывал, хотя в свое время их существование ставилось под сомнение.
 
В поисках песцов и пропавших экспедиций
Обосновавшийся в Дудинке Улахан Анцифор занимался пушным промыслом и, по определению Николая Урванцева, познакомившегося с Бегичевым во время первой экспедиции в Норильск в 1919 году,  был и промышленником, и купцом. И торговал не хуже Пуссе (Сотниковы и Пуссе – самые известные купцы на Таймыре. – Авт.).
Параллельно Бегичев принимал участие в различных спасательных операциях. В 1912-м, например, его попросили оказать помощь экипажам ледоколов «Вайгач», «Таймыр» и «Эклипс».  Спасатели, направленные на поиски пропавших экспедиций Георгия Брусилова и Владимира Русанова, оказались в ледяном плену, из которого их освободил легендарный моряк. На оленьих упряжках Бегичеву удалось вывезти экипажи ледоколов на материк.
Поиск норвежских моряков Тессема и Кнутсена, посланных с затертой во льдах шхуны «Мод» с донесением на Диксон, стал для Бегичева очередным подвигом. Правда, совершил его он не в одиночку, хотя советское (к тому времени) правительство обратилось с просьбой об организации поисковых работ к Никифору Алексеевичу.
Во время второй экспедиции в Норильск (июль 1921-го – май 1922-го) Николай Урванцев обследовал Пясину  между устьем и Енисейской губой. Вместе с Урванцевым в экспедицию отправились еще четыре человека и Никифор Бегичев. Последний – чтобы найти исчезнувших моряков экспедиции Амундсена.
Бегичев еще в 1921 году  нашел труп одного из норвежцев к востоку от устья Пясины. Второй был найден на Диксоне во время охоты. Пакет с донесением и путевой дневник погибшего были в металлической коробке, а потому почти не пострадали.Останки норвежца, обглоданные песцами, были похоронены на этом месте.
Норвежское правительство высоко оценило отвагу и труды экспедиции. Бегичеву была выдана большая денежная премия, а Урванцев получил золотые часы с благодарственной надписью от норвежского правительства. Надо сказать, что позднее такие же часы получил и Никифор Алексеевич, после того как опротестовал решение норвежской стороны.
 
Последнее дело
Виктор Корешков, участник первых экспедиций в Норильск, познакомился с Большим Никифором в 1923 году, как только прибыл в Дудинку. Корешков описывает 49-летнего Бегичева так: «У него была крупная, немного сутулая фигура, походка вразвалку и красно-коричневый цвет лица, свидетельствовавший о том, что он бывший моряк. Вокруг почти всегда прищуренных, глубоко посаженных глаз Бегичева было много мелких белых морщинок, которые иногда неожиданно резко выделялись на его загорелом и обветренном лице. Случалось это в минуты гнева и частенько…»
Он же связывает смерть Бегичева через три года после их знакомства с пушным промыслом. Организовывая свое последнее дело, промысловую артель, Бегичев предложил Виктору Корешкову и старому жителю Дудинки Михаилу Горкину стать ее членами. Все промысловики, кроме Корешкова, были людьми малограмотными. Виктор, которому тогда было 25 лет, с энтузиазмом включился в работу, но в последний момент отказался из-за разногласий в артели. Одновременно отказался и Горкин. Бегичев быстро нашел других желающих.
В 1926 году артельщики отправились на мыс Входной. Через год, 18 мая 1927 года, последний землепроходец умер от цинги. Правда, 30 лет считалось, что Никифор Бегичев был убит своим другом, бывшим колчаковским офицером. Василий Натальченко, женившийся после смерти Бегичева на его вдове и взявший заботу о семье друга, жил все эти годы в атмосфере подозрений. В 1958 году эксгумация подтвердила смерть Никифора Бегичева от цинги.  
Его прах летом 1955 года был перенесен с Входного  на Диксон, а в 1964 году в поселке поставили памятник. Бегичев был изображен в рост, шагающим по камням и по льду...
Автор памятника в Диксоне красноярский скульптор Адель Абдрахимов
0

Читайте также в этом номере:

Обещанному верить (Лариса ФЕДИШИНА)
Вовремя успели! (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Массовое ДТП (Иван ЗОТОВ)
Футбольное побоище (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск