Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
О койка, бубнах, шайтан-санках
КНИГА НЕДЕЛИ
18 февраля 2009 года, 12:14
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
Каталог «Нганасаны. Коллекция шаманской атрибутики», выпущенный издательством «Апекс» в содружестве с коллекционером, создателем великолепной музейной экспозиции на озере Лама Олегом Крашевским, появился в Норильске.
В этой работе норильчан счастливо совпали интересы исследователей Таймыра Ларисы и Станислава Стрючковых и «русского белого шамана» Олега Крашевского, издателей Стрючковых и  собирателя этнографической коллекции Крашевского.  В книге Олег рассказывает, как создавался музей на природе, в 150 километрах от Норильска. Это район – один из самых красивых на плато Путорана. Озеро Лама окружено обрывистыми горами с многочисленными водопадами. Уникальное место – так называемое «место силы» – по преданиям, издревле населяли эвенкийские шаманы, а последняя шаманка доживала здесь свой век в тридцатые-сороковые годы прошлого века.
За эту версию говорят и находки – старые деревянные идолы. Первого идола – у западного склона Шайтан-горы – в 1998 году нашел норильский путешественник Станислав Стрючков. Позже недалеко от этого места Олег Крашевский обнаружил следы старого стойбища, а у юго-восточного склона горы – еще двух идолов. Возможно, это были остатки шаманских ворот.
Как пишет во вступительной статье Олег Крашевский, сегодня его коллекция насчитывает более четырех тысяч экспонатов, связанных с жизнью коренных народов Таймыра, в основном нганасан. Интересны культовые предметы: семейные койка (идолы), обереги, шаманские короны, бубны, курительные трубки из металла и бивня мамонта. А также одежда, подвески к шаманским костюмам, уникальная оленья упряжь.
Читателей привлекут истории о силе и слабости шаманов,  им будет интересно узнать, как попал в коллекцию Крашевского тот или иной атрибут нганасан, получить информацию о ритуалах, связанных, например, с обращением и кормлением койка. Любопытно читать о том, что «нганасаны легко воспринимают новые сверхъестественные образы, образы чужих религий. Русские иконы нганасаны считали воплощением материального духа и называли русскими койка, и часто из них делали себе новых идолов, иногда переделывая их на свой лад, например вставляя глаза». Уникальна складная иконка Никулуска-нгоу (Николай Чудотворец) из этнографической коллекции на озере Лама. Иконка представлена в каталоге.
Издание, к слову, очень хорошо иллюстрировано – книга содержит более 250 фотографий, сопровождающихся пояснениями. Каталог «Нганасаны. Коллекция шаманской атрибутики» поступит в библиотеки и книжные магазины Норильска.
      
0

Читайте также в этом номере:

Обещанному верить (Лариса ФЕДИШИНА)
Вовремя успели! (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Массовое ДТП (Иван ЗОТОВ)
Футбольное побоище (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Человек-остров (Валентина ВАЧАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск