Цементовозы на марше
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
31 марта 2011 года, 12:31 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ
|
Водители автоколонны №6 ООО “Норильский промышленный транспорт” работают без актировок. Мороз, гололед, штормовой ветер – никакая непогода не может ограничить выход машин на линию. Автоколонна специализируется на перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов и цемента. А цемент – это основной компонент закладочных смесей, которые подаются в горные выработки. “Нет закладки, нет и выработки”, – говорят здесь водители, демонстрируя понимание труда горняков и солидарность с ними.
Бригадир водителей цементовозов Станко Касич – один из опытнейших в коллективе. Работает на цементовозе в одном и том же гараже уже 29 лет. В 1982 году, приехав в Норильск из Западной Украины, устроился на работу на автотранспортный комбинат управления строительства – АТКУС.
Имя из Трансильвании С тех пор автопарк цементовозов переподчиняли не единожды. Не раз в ходе реструктуризаций переименовывали предприятие. А человек, несмотря на изменение записей в трудовой книжке, как работал в одном гараже, так и работает. – На таких, как Станко Станкович, у нас все держится, – характеризует подчиненного начальник автоколонны №6 Евгений Ломовцев. – Водитель с огромным опытом и авторитетом. Всегда выдержан, спокоен, никогда голос не повысит, но выполняют его указания водители беспрекословно. Именем и фамилией, непривычными для слуха, Станко Касич обязан деду, который родился в Австро-Венгрии. Город Ужгород в Закарпатье то входил в Трансильванию, то в Австрийскую империю, то в Чехию, то в Венгрию. А после Второй мировой войны Закарпатье стало советским. Из этого благодатного и живописного края, отслужив срочную службу, Станко Касич и приехал в Норильск по комсомольской путевке. – Собрались как-то с ребятами, моими ровесниками, и решили покорить Крайний Север или Сибирь, – рассказывает Касич. – Скучной и размеренной казалась нам жизнь в Закарпатье. Выбирали между БАМом и Норильском. Ткнули пальцем в карту – и попали в Норильск. А в райкоме комсомола путевки на Север нам выдали незамедлительно. На людей, едущих работать на комсомольско-молодежные стройки, тогда смотрели уважительно. Асы на дорогах В Норильске приняли хорошо. Обеспечили общежитием. Дали направление на работу. Вот с тех пор и работает Станко Касич водителем цементовоза. И вот уже семнадцать лет он бригадир. С Норильском у него связана теперь практически вся сознательная жизнь. Здесь женился, приглядев супругу на аглофабрике, куда привозил цемент. Сейчас у Станко Станковича и Валентины Николаевны две взрослые дочери, Алина и Юлия, и внучка Алиса. На материк пока не собирается. – Пока человек в силах, он должен работать, – говорит Станко. – На материке, конечно, хорошо, но кто нас там ждет? А без работы сидеть мне еще рано. Главными качествами, нужными водителю, Станко Касич считает доброжелательность, сдержанность и благоразумие на дороге. И совершенно не в восторге от дорожной ситуации в Норильске. – Столько асов в городе развелось! – сетует он. – Подрезают, обгоняют при приближающемся по встречной транспорте, создавая аварийные ситуации. Очень много неуступчивости и откровенного хамства. – А сами нарушаете? Касич задумывается. – Было однажды, в 1983 году. Сделали прокол в правах за превышение скорости. Много ли найдете водителей с одним нарушением почти за тридцать лет? Недаром еще в 2000 году ему присвоено звание заслуженного работника автотранспорта Российской Федерации. Нужна категория Е Недостаток опытных водителей начальник автоколонны №6 Евгений Ломовцев считает одной из основных производственных проблем. – Водители, работающие у нас, должны иметь права с категорией E, правом управлять грузовой машиной с прицепом, – говорит он. – А готовят ли сейчас в Норильске таких специалистов? Так что наши лучшие водители уже почти все предпенсионного возраста. В 2010 году в автоколонну поступила новая техника – пять седельных тягачей СуперМАЗ, один КамАЗ и десять полуприцепов-бочек для перевозки цемента. – Раньше водителей было больше, чем машин, – говорит Станко Касич, – а сейчас может такое получиться, что машины будут, а работать на них некому. Качеством белорусских тягачей водители в автоколонне не очень довольны. – Очень много электроники напичкано, – говорят они. – Практически иномарка. А если электроника отказывает, что на МАЗах случается чаще, чем на иномарках, оперативно поломку, как, например, на КамАЗе, не исправить. Нужно перегонять машину к ремонтникам в “Норильск- трансремонт” и ждать, когда починят. Мелкий ремонт водители автоколонны выполняют сами. Вот и сейчас водитель цементовоза Сергей Герасимчик, отбросив вперед кабину, занят ремонтом своего автомобиля. – Генератор меняем с напарником, – говорит он журналистам. – Если из-за каждой поломки машину к ремонтникам гонять, много не наработаешь. А для водителей цементовозов “наработать много” очень важно, так как оплата у них сдельная. Поэтому и передают машину сменщику только в исправном состоянии. Если случилась мелкая поломка, лучше раньше вернись с линии в гараж, но исправь все на совесть. Водители цементовозов работают в три смены. Нет у них и десятидневных новогодних каникул. График работы автоколонны №6 максимально соответствует рабочему графику горняков. Хотя доставлять цемент приходится не только на рудники, но и на все предприятия Норильского промрайона, даже в Дудинку. Помимо водительских удостоверений с открытой категорией Е водители проходят обучение на обслуживание сосудов, работающих под давлением, так как цемент выгружается из цистерн под действием сжатого воздуха. Всего в автоколонне №6 работает сейчас более 110 водителей, обслуживающих 75 грузовых автомобилей. В автоколонне работает столовая, созданы хорошие условия в душевых и бытовках. Это важно. Ведь от того, в насколько хорошем настроении выезжают водители грузовых автомобилей на линию, зависит не только выполнение плана, но и безопасность на норильских дорогах. |
0 | Твитнуть |