Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Арктическое путешествие
Подробности
25 марта 2013 года, 13:23
Текст: Записала Ольга ПОЛЯНСКАЯ
Путешествие на ледоходе по двум северным морям – такой подарок получили от “Норильского никеля” геолог из Перми Станислав Соловьев и его племянница Дарья Жигалова.
Недавно 28-летний Станислав и 15-летняя Дарья стали участниками экономической викторины на радио “Маяк”. Случайно, ради забавы. И – победили. “Норильский никель” в качестве приза предоставил им возможность совершить экзотическое путешествие по северу Европейской России – пройти из Мурманска до Архангельска на одном из своих дизельэлектроходов.
Маршрут пролегал  через два моря Северного Ледовитого океана – Баренцево и Белое. Сегодня впечатлениями от поездки Станислав делится с читателями “Вестника”.
– Я отправился в поездку, будучи убежденным, что на просторах Родины можно получить не меньше новых впечатлений, чем в далеких заморских странах. Сейчас можно с уверенностью сказать, что мои ожидания оправдались полностью. Произошло столько событий со словом “впервые”, сколько не выпадало на другие мои поездки. Я впервые побывал в городе Мурманске, впервые совершил переход на судне ледового класса по морю, впервые увидел Баренцево и Белое моря, впервые познакомился с работой телевидения. Были и другие “впервые”, масштабом поменьше.
А теперь обо всем по порядку.
Город-герой Мурманск
– В одном из крупнейших городов мира, расположенных за Полярным кругом, мы провели почти трое суток. Прилетели сюда из Москвы рейсом авиакомпании “Нордавиа”.
Бывая в разных городах страны, невольно сравниваешь их со своим родным городом. Могу сказать, что очень трудно найти столь непохожие друг на друга места, как Пермь и Мурманск. Чем же он так необычен?
Во-первых, рельефом. Здесь очень сильные перепады высот. Самая высокая точка города находится на окраине на высоте 306 метров. Самая низкая расположена на берегу залива и совпадает с уровнем моря.
Гуляя по городу, постоянно приходится подниматься вверх и спускаться вниз. Если Пермь можно увидеть сверху, только поднявшись в воздух на вертолете или самолете, то, чтобы окинуть взглядом Мурманск, достаточно подняться вверх по улицам. В черте города есть  много прекрасных точек для обзора.
Хочу отметить преимущество жителей типовых мурманских многоэтажек: редко у кого из окна открывается такой шикарный вид – городские кварталы, Кольский залив с кораблями и сопки на дальнем плане.
Еще одна достопримечательность – морской порт. У многих городов, расположенных на берегах крупных водоемов, имеется излюбленное место отдыха горожан – городская набережная. В Мурманске, стоящем на берегу Кольского залива Баренцева моря, роль набережной играет порт. Но по нему прогуливаются разве что моряки и сотрудники порта. Он имеет очень большие размеры и протягивается от городских окраин к самому центру. В его акваторию входят 16 причалов общей протяженностью три километра. Порт занимает четвертое место среди российских портов по объему перерабатываемых грузов.
Третье, что обращает на себя внимание, – озера. В городской черте имеется несколько озер, причем из-за богатого рельефа к ним из центра приходится подниматься вверх. На озере Семеновском расположен дельфинарий и Мемориальный комплекс морякам, погибшим в мирное время.
Четвертое – погода. Когда в Перми стояли морозы ниже минус 30, в Мурманске, за Полярным кругом, была очень комфортная для прогулок температура – минус 5–8. В то же время отмечу большую изменчивость погодных условий: в течение нескольких часов мог начаться сильный снегопад, выглянуть солнце и опять начаться вьюга. Хотя не исключено, что на такую погоду повезло только нам, и в остальное время она не так сильно меняется. Судя по статьям из Интернета, сильное влияние на мурманскую погоду оказывает близость моря и теплого течения Гольфстрим.
А еще зимой здесь можно стать свидетелем таких необычных для жителей средней полосы природных явлений, как полярная ночь и северное сияние.
Стоит над горою Алеша
Из других достопримечательностей – только в Мурманске можно увидеть памятник защитникам Советского Заполярья, в народе называемый “Алеша”. По масштабам он может соперничать разве что с волгоградским монументом “Родина-мать”: высота постамента памятника – семь метров, высота самого монумента – 35,5, и весит он больше пяти тысяч тонн.
Еще в Мурманске возведен Мемориальный комплекс морякам, погибшим в мирное время. Комплекс включает в себя храм Спас На Водах, башню-маяк и поднятую со дна моря рубку атомной подводной лодки “Курск”.
В городе работают замечательный краеведческий музей, художественный музей и Музей освоения Арктики, расположенный на борту атомного ледокола “Ленин”.
Через Кольский залив протягивается мост – второй по протяженности среди мостов за Полярным кругом.
Благодаря содействию организаторов нам устроили и экскурсию по мурманской телекомпании “ТВ-21”. Знакомиться с людьми творческих профессий очень интересно. Несмотря на строгий график работы, на “ТВ-21” нас очень доброжелательно встретили. Мы познакомились с руководителем и сотрудниками компании, а корреспонденты телеканала сделали репортаж о нашей поездке.
Ледовый маршрут
ГМК “Норильский никель” имеет собственный флот судов усиленного ледового класса, способных ходить во льдах без сопровождения ледокола. В состав флота входит дизель-электроход “Норильский никель” – первое судно, введенное в эксплуатацию и названное по имени компании. Именно на нем мы с Дарьей совершили переход из Мурманска в Архангельск.
Меня, жителя города, расположенного далеко в глубине континента, и бороздившего водные просторы разве что на речных трамвайчиках, конечно, поразили размеры судна. Разместить на палубе футбольное поле, думаю, не получится, но  хоккейная площадка поместится вполне. Ледоход имеет 170 метров в длину, 23 метра в ширину, высота от киля до клотика – 49 метров. Плавучий гигант водоизмещением 15 тысяч тонн. Судно в постоянном режиме возит грузы по Северному морскому пути, курсируя между портами Дудинки, Мурманска и Архангельска.
На судне созданы очень достойные для работы и досуга условия: столовая, комната отдыха, сауна и бассейн, в который набирают соленую воду прямо из-за борта.
Кормили нас замечательно. Кухней заведовал настоящий мастер своего дела, который из стандартного набора продуктов готовил прекрасные завтраки, обеды и ужины.
За два с половиной дня путешествия мы познакомились с командой, капитаном, побывали в машинном отделении и на капитанском мостике.
Все это было очень увлекательно, но самое интересное нас ожидало на палубе. Это совершенно потрясающие виды бескрайних морей Северного Ледовитого океана.
В синем море, в белой пене
Баренцево море согревается теплыми водами Гольфстрима и поэтому в южной своей части не замерзает. В Баренцевом море мы шли по чистой воде. Серая морская вода от винтов двигателя бурлит, образует пену и, расходясь в стороны от судна, приобретает синий и зеленый оттенки.
Отсутствие льда сказалось на самочувствии моей племянницы: у Дарьи проявились симптомы морской болезни. Несмотря на огромные размеры, судно ощутимо качает. И это при том, что мы шли в относительно спокойную погоду. Бывалые моряки из команды говорили, что попадали в шторма, когда корпус дизель-электрохода водило в обе стороны с наклоном в 30 градусов.
Из представителей животного мира мы видели только чаек.
В акваторию Белого моря пришли ночью. Белое море покрыто льдами. Во льдах качка прекратилась вместе с морской болезнью. Скорость хода судна уменьшилась.
Море здесь напоминает бескрайнюю ледяную пустыню. Вид расходящихся под судном льдов завораживает сильнее, чем горящий огонь, текущая вода, ну и далее по списку. Одевшись потеплее, можно часами смотреть на льды с палубы. Лед ломается с громким треском, во все стороны разбегаются трещины, образуются полыньи. Толщина льда не более одного метра.
Животный мир и здесь скромно прятался от нашего взгляда. В команде говорили, что на пути следования часто видят морских котиков, но мы никого не увидели. Наверное, не сезон.
К сожалению, не увидели мы и Архангельска – проехали только по окраинам от морского порта до аэропорта. Дальше была дорога домой.
Рекомендую
В мое отсутствие новость о поездке за Полярный круг широко разошлась среди коллег-геологов. В первые дни после возвращения на работу я ходил по разным подразделениям и рассказывал о своем путешествии. Интерес все проявляли самый оживленный: спрашивали о Мурманске, о ледоколе, о море, о льдах. Самые популярные вопросы: “Как попасть в такое же путешествие?” и “А белых медведей видел?”
Даст бог, и до белых медведей однажды получится добраться.
В целом от этого вояжа остались только самые благоприятные воспоминания. Незабываемый отпуск, тонны новых впечатлений.
Меня и раньше тянуло к Северу больше, чем к югу. После этой поездки желание путешествовать по северным регионам только усилилось.
Очень рекомендую!
 

Вид на один из 16 причалов Мурманского морского порта
Станислав и Дарья у Мемориального комплекса морякам, погибшим в мирное время. За ними – судовой якорь и 17-метровый маяк
0

Читайте также в этом номере:

Справились в пять смен (Андрей СОЛДАКОВ)
Непрошеные гости (Екатерина БАРКОВА)
Будут играть по-взрослому (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск