Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Антикризисный флагман.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
2 марта 2009 года, 12:20
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ
Окончание. Начало в №33, 34
Плавучие холодильники
В промхозе шесть двухсоттонных барж с морозильными установками, три самоходные баржи и восемь буксировщиков – «Костромичи» и «Ярославцы». На промысле в каждой отстрельной точке держат по шесть-семь малых катеров. Количество достаточное. Качество уже не то. Флот морально и физически устарел. Он из 60–70-х годов прошлого столетия. Или даже из 50-х. Конечно, новая техника нужна. Но только один новый буксировщик подходящего типа стоит сейчас 22–24 миллиона рублей. И чтобы перевооружиться, предприятию нужны долгосрочные льготные кредиты.
Ищут в «Таймырском» и альтернативу старым моторным лодкам. Несколько десятилетий в качестве маломерных судов использовались алюминиевые «Казанки». Но и их сейчас не купишь. «Казанка» без мотора и доставки обойдется при покупке на заводе-производителе в 150 тысяч рублей. А лодок штук 50 надо. Сейчас рассматривают варианты перехода на лодки с пластиковыми корпусами или резиновые.
Скоро собирается Виталий Голобородько в Москву на Международную выставку «Охота и рыбалка». Будет пытаться решить еще одну проблему с техникой – искать альтернативу стареньким промхозовским колесным вездеходам «Урал».
– Они и топлива «едят» изрядно, да и по проходимости в тундре есть нарекания, – говорит он. – Тяжеловаты. До декабря, пока не встал на озерах и реках крепкий лед, никуда их не пошлешь.
Присмотрел главный охотовед для хозяйства «Мамонтенки» – новые колесные вездеходы. Но и у них цена подскочила. Пару лет назад стоили 1 миллион 300 тысяч рублей, а сейчас уже три с половиной миллиона.
– Во многих сферах надо модернизироваться, – говорит Виталий, – внедрять новые технологии. Например, шоковую заморозку. Применять на промысловых точках сборно-разборные морозильные камеры. Надо учиться работать по-современному.
 
Люди с золотыми руками
В отделении по переработке продукции промысла работают настоящие профессионалы. Здесь два цеха – мясной и рыбный. Технолог рыбного Лариса Русанова в специальности уже 20 лет. В копчении, солении и вялении северной рыбы для нее нет тайн. А для Надежды Ленивцевой, технолога мясного цеха, раскрыла все свои секреты северная оленина.
– Вся наша продукция – всего 18 видов – изготавливается из оленьего мяса. Это экологически чистое диетическое сырье, – говорит Надежда. – Мы стараемся сохранить его полезные свойства. При изготовлении колбас добавляем к оленине шпиг и свинину в небольших количествах. Так положено по технологии. Но оленина в чистом виде – юкола, копчено-вареный окорок – это праздник вкуса. Пищевая ценность оленьего мяса гораздо выше говядины, оно содержит витамины, микро- и макроэлементы, даже селен, который выводит тяжелые металлы. В Скандинавии, например, оленина продается по цене в пять раз дороже говядины.
В цехе товаров народного потребления два отделения. В одном шьют обувь из оленьего камуса, в другом изготавливают сувениры. Начальник цеха Вера Березовская тоже работает здесь почти с основания госпромхоза – 34 года. Количество работников за эти годы сократилось раз в пятнадцать. Когда-то только в сувенирном цехе работало 150 человек. Сувениры контейнерами отправляли на материк. Даже олимпийского Мишку и Чебурашку здесь изготавливали из оленьих шкур. Сейчас выпускается 56 наименований сувенирной продукции. «Синильга», «Полет совы», чехол на бутылку из оленьей шкуры, маленькие унтайки, тапки и так далее. Не делают, к сожалению, пользовавшийся огромным спросом, хотя и довольно дорогостоящий, сувенир «Шаман».
В отделении пошива обуви склонилась над унтайками Ольга Привалихина. Она работает обувщиком 40 лет, с семнадцати.
– Обувь из камуса теплая и качественная, – говорит она. – Зимний камус особенно хорош: ему сносу нет.
Изготовление унтаек – полностью ручная работа. Для каждой пары обуви используются отдельные колодки. Экзотическую северную обувь разбирают хорошо. Но довольно часто женщин не устраивает подошва, на которую крепят унтайки. Не «кутюр». Однако решить эту проблему пока не получается. Камус нельзя приклеивать к модельным подошвам. Его можно только пришивать. Говорят, что в Финляндии существует модная подошва для унтаек и технология ее крепления, но до Норильска новшества пока не дошли.
 
Потенциал
О вкусах не спорят. И, наверное, одной олениной человек сыт не будет. Как и нашей великолепной северной рыбой. Современный житель Крайнего Севера стремится к большей вариативности. Хочется цивилизованного разнообразия. Но и не использовать северный потенциал, который заключен не только в подземных кладовых НПР, но и в наземных богатствах Таймыра – олене, рыбе, пушнине – неправильно. А уж в условиях мирового кризиса эти богатства превращаются в мощнейший антикризисный запас, позволяющий пережить взлет цен на импортное мясо и рыбу. И кое-где в России этот потенциал уже планомерно используется. Достаточно посмотреть на полуостров Ямал. В Салехарде создан и действует завод по переработке оленины (до 100 тысяч туш в год), производящий около 50 наименований продукции, в том числе и на экспорт. Мясной цех промхоза «Таймырский» способен перерабатывать до 80 туш оленя ежедневно (чуть более 20 тысяч в год). Но даже этот потенциал в силу разных причин используется от силы процентов на двадцать.
Может быть, стоит рассматривать промысловое хозяйство «Таймырское», хотя уже и не носящее приставку «гос», как наше общее достояние? Помогать ему становиться на ноги, чтобы впоследствии использовать его мощности эффективно, с максимальной пользой для территории и всех ее жителей. Ведь чем больше разнообразной и недорогой продукции хозяйство выпускает и чем больше создает рабочих мест, тем лучше всем жителям таймырского Крайнего Севера. От оленевода до металлурга.
Северные сувениры не выходят из моды
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск