Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Жюльетта, где твой последний приют?
26 февраля 2008 года, 9:56
Норильский экспедиционный клуб, созданный два года назад геологами, продолжает подготовку к сезону-2008. Его члены работают над поисковыми версиями сразу для нескольких экспедиций. С наступлением лета по восточному побережью Таймыра (берег Прончищева) пойдет группа путешественников из Москвы. В устье реки Нижней Таймыры собирается спортивная команда из Казани. А сами норильчане отправятся на поиски следов экспедиции Владимира Русанова, пропавшей у берегов Таймыра 95 лет назад.
Как известно, после успешного завершения исследований, закрепивших за Россией право на разработку угольных месторождений Шпицбергена, зверобойная шхуна «Геркулес» взяла курс на Новую Землю. Далее ее следы теряются. О новом маршруте  по следам пропавшей экспедиции рассказывает президент Норильского экспедиционного клуба Юрий ВЕСЕЛЯНСКИЙ.
 
     Неизвестные могилы
– Когда мы начинали знакомство с историей Таймыра, нам казалось, что все давным-давно изучено, исследовано, обозначено и разложено «по полкам». Потом пришли сомнения и мысли, что это не совсем так. Теперь мы точно знаем, что это совсем не так. Как говорил известный полярный исследователь Владилен Троицкий, если на мысе Крестовом не найден знак, или маяк, как называл его  Лаптев, а на берегу бухты Прончищевой – «юрты земляные» экипажа «Якуцка», то только по одной причине: их никто не искал.
По горячим следам на розыски Русанова был отправлен русский пароход «Эклипс» под командованием норвежского полярного исследователя Отто Свердрупа, но в 1914 году он так и не достиг острова Уединения, а через год не нашел там  никаких следов экспедиции...
И только в 1934 году у западного побережья Таймыра, на одном из островков в шхерах Минина были обнаружены обрывки одежды и рюкзака, патроны разных калибров, фотоаппарат, именные часы и документы матросов с «Геркулеса». За месяц до этого на одном из островов в архипелаге Мона видели столб, обложенный камнями, с вырезанной на нем надписью «Геркулесъ, 1913 г.».
Экспедиционный бум по следам русановцев пришелся на 70–80-е годы прошлого века. Восемь попыток что-нибудь найти предприняла полярная экспедиция газеты «Комсомольская правда» под руководством Дмитрия Шпаро. Безуспешно искали следы своего земляка и исследователи из Орла. Двадцать лет назад они двумя группами отправились в поселок Новорыбное Хатангского района, чтобы осмотреть два безымянных захоронения. В одной из могил, как свидетельствовали местные жители, находились какие-то рукописные документы. Орловцы очень надеялись, что найдут женские останки, так как в последней экспедиции с Русановым участвовала его невеста Жюльетта Жан, геолог и врач. Но и их надежды не оправдались.
    
     Судьба не предусмотрела встречу
– Когда «Геркулес» вошел в пролив Шокальского, экипаж не знал, пролив это или залив, как не знали об этом в начале 30-х  годов первые исследователи Северной Земли Ушаков, Урванцев, Журавлев и Ходов. Здесь, в проливе, первопроходцы оставили свое экспедиционное судно на зимовку, поскольку на выходе из пролива море Лаптевых встретило их сплоченным льдом, а времени для обратного маневра уже не было.
Русанов предусмотрел зимовку: запасов провизии на судне было на полтора года. Он не боялся долгой и холодной полярной ночи. Еще отправляясь в плавание на утлой «Полярной», ученый писал, что вынужденная зимовка вовсе не трагедия, а естественное для полярника дело.
Стоянка, обнаруженная в заливе Ахматова, одна из нескольких зимних (или весенних?) периода санных экскурсионных поездок. Уверен, что есть и другие. Их нужно искать на южном берегу острова Октябрьской Революции и северном берегу острова Большевик. Понятная каждому исследователю, работавшему в Арктике, специфика мышления полярника состоит в том, что путешественник старается оставить послание тем, кто будет его искать, и тем, кто придет вслед за ним.
Не дожидаясь вскрытия припая, летом 1913 года экипаж  «Геркулеса» оставил место зимовки, обреченную, раздавленную льдами шхуну и на двух имеющихся шлюпках двинулся на запад. Откуда им было знать, что ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» гидрографической экспедиции Вилькицкого к исходу лета этого же года прорвались с востока и оказались в непосредственной близости от них, у берегов неизвестной земли. Встреча Русанова и Вилькицкого не состоялась, ее не предусмотрела судьба. Их разделяло не расстояние, а время. Не случилось им встретиться так, как встретились на необитаемом таймырском берегу у мыса Лемана Лаптев и Челюскин, на мысе Флора (Земли Франца-Иосифа) – Альбанов (один из двоих выживших со «Св. Анны») и экипаж «Св. Фоки». Не случилось.
 
     Своя версия
Надо заметить, что все исследователи оставляли без внимания зимовку, предшествующую роковому походу русановцев к спасительному Пясинскому или Енисейскому заливу, и находку в заливе Ахматова, преждевременно объявленную мифом. Еще в 1947 году на острове Большевик архипелага Северная Земля топографом Николаем Пьянковым были обнаружены человеческие кости и ржавые консервные банки. На берегу попадались доски с обшивкой корабля, обугленные дрова...
Во время первой экспедиции Норильского экспедиционного клуба летом 2005 года на берегу бухты Мод полуострова Челюскин, в лагуне, образованной устьем реки Эльги, я наткнулся на  фрагмент борта судна. На поверхности досок сохранилась краска сурик. По словам гидрографа Сергея Троицкого, фрагмент принадлежит иностранному судну дореволюционной постройки. Этим судном могла бы быть и зверобойная шхуна «Геркулес».
Там же, в полутора километрах западнее, на берегу безымянной лагуны был найден обломок корабельного фальшборта из трех досок с прогнившими торцами, скрепленными между собой внахлест болтами. Ржавые болты сохранили частички цинка, следовательно, изначально они были оцинкованными.
Как это все попало на восток Таймыра? Такие факты требуют комментариев… Не дождавшись их от научного мира, мы сочли для себя возможным дать волю собственному воображению и подготовили свою поисковую версию, которую намерены проверить будущим летом.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск