Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Жизнь собачья
Тема
18 февраля 2011 года, 13:57
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Елена ПОПОВА
Странная все-таки штука жизнь. Одни, ни о чем не сожалея, выкидывают на улицу ставших ненужными домашних питомцев. Другие пытаются их спасти. Уже несколько месяцев в Норильске действует волонтерское движение в защиту бездомных животных “Белый Бим”.
=…Я увидела ее, когда приехала на репортаж в аэропорт. Черная небольшая собака с грустными глазами лежала у входа в здание. Пассажиров, обычно наводняющих здание утром, не было, и я сначала подумала, что эта собака – кого-то из служащих. Хотя все-таки было странно… Разве допускается присутствие здесь животного строгими правилами аэропорта? Чья все-таки это собака? “Ничья”, – пожали плечами в ответ на мой вопрос сотрудники аэропорта. Скорее всего, кто-то из пассажиров оставил. Таких случаев, когда по какой-то причине человека не пускают с животным в самолет, бывает по пять-шесть в год.
Я не знаю, как можно спокойно улететь на материк, зная, что в другом городе осталось доверявшее тебе животное. Не знаю, что чувствует такой человек. И, если честно, даже знать не хочу. Меня гораздо больше волновал вопрос: что с этими собаками происходит потом? В аэропорту никто мне ответить на него не мог.
На следующее утро коллега дала мне телефон активистки волонтерского движения “Белый Бим” Ольги Суховой.
 
Как объяснить предательство?
Я встретилась с ней через несколько дней. В двухкомнатной квартире помимо хозяйки Насти Леонтьевой и Ольги оказалось еще несколько волонтеров. Все были заняты тем, что устраивали в коробке рыжего щенка. Настя согласилась взять его на передержку, пока собаке не подыщут хозяина. Кто-то принес щенку корму, кто-то – плошку воды. Истощенное животное наблюдало за людьми испуганно-тревожным взглядом.
Мы  с Ольгой отправились на кухню.
– Вообще, это большая проблема – найти людей, которые могли бы взять собаку на передержку, – принялась объяснять мне Ольга. – Животных мы находим на улице сами, либо кто-то звонит нам, говорит, что видел бездомную кошку или собаку. Мы подбираем, лечим. Животное до того, как мы найдем ему хозяина, должно пройти социализацию. Вы даже не представляете себе, с какими случаями “заботы” людей о своих питомцах нам приходится сталкиваться!  Дома сейчас у каждого из нас живут  такие найденыши. Каждый взял, кто сколько мог.
По иронии судьбы по одному из телеканалов в этот момент показывали “Хатико” – американскую версию истории про собаку, которая умерла на вокзале, ожидая хозяина.
– В России тоже есть такой фильм… – оторвавшись от экрана, сказала Ольга. – Может быть, знаете? Он был снят на основе реальной истории, случившейся в 70-х годах прошлого века в Москве. Слезы наворачиваются на глаза, когда вспоминаешь о том случае… Во внуковском аэропорту мужчину, вылетавшего в Норильск, не пропустили на борт с собакой. Он улетел, а это верное существо осталось его ждать. День за днем, месяц за месяцем собака приходила встречать самолеты… Потом эта история попала на страницы газеты. Люди заваливали редакцию письмами и денежными переводами. Многие хотели забрать собаку себе, но умный пес никого к себе не подпускал. Вся страна надеялась, что этот норильчанин вернется за своей собакой. Но он не вернулся… Вот как, по-вашему, объяснить это свойство человеческой души – предавать тех, кто тебе доверился? – и, не дожидаясь ответа на вопрос, Ольга добавила: – А ту собаку, про которую вы нам по телефону рассказывали, наши ребята в Алыкеле так и не нашли. Мы на всякий случай оставили там свои телефоны. Даже попросили разрешения расклеить плакаты о нашем волонтерском движении. Нам сказали, что рассмотрят наше предложение.
Требование – гуманность
Ольга, Катя, Настя, Ира, Елена и Александр… Трудно представить, но еще каких-то три месяца назад эти люди не были знакомы друг с другом. Все началось со статьи в газете: Ирина Коваленко и Екатерина Запорожец тогда пытались найти хозяев для найденных в районе промзоны щенков. Ольга, несмотря на то что у нее у самой дома настоящий зверинец: собака, кот и даже ворона, – не могла не позвонить девушкам.
– Первое, что нам предлагали, – вспоминают они, – отвезти щенков в “Бытовик”. Но вы же понимаете, что это означает! Примерно в то же самое время в местной газете мы прочитали информацию о том, что по условиям ежегодного аукциона, в котором побеждает эта организация, она должна отлавливать более 900 собак в год. Приблизительно 750 из них должны подвергнуться эвтаназии. У остальных есть шанс спастись, только если сердобольные горожане заберут их себе. Но что еще более поразительно – по условиям аукциона одним из непременных требований для победителя должно было стать понятие “гуманность”. Можете вы себе такое представить?
Я не могла. Но в то же время не могла не признать того факта, что по закону к “Бытовику” не может быть никаких претензий. Речь идет не о приюте для животных, а всего-навсего о пункте временной передержки собак. Согласно статусу предприятия животные через десять дней могут быть усыплены. С другой стороны, гуманность наверняка все-таки присутствует, если учесть, что многие кошки и собаки живут в “Бытовике” по году и более. И у некоторых из них действительно находятся хозяева.
– Надо строить настоящий приют! – затронув больную тему, заговорили все разом. – Если бы администрация города пошла нам навстречу и выделила место! К примеру, в Старом городе. Мы бы сами все построили. Во многих крупных российских городах есть такие приюты, и мы даже обратились в известные организации по защите животных, чтобы с нами поделились опытом.  
Слушая волонтеров, я вспомнила бурные обсуждения на форумах Красноярска прошлой осенью: нужен краевой столице приют для бездомных животных или нет? Как и следовало ожидать, власти поставили в этом деле точку: приюта не будет. Слишком дорого: он будет обходиться бюджету в 40 миллионов рублей ежегодно. Свет, тепло, коммуникации, зарплата работникам – это только часть расходов. Неудивительно, что у нас вообще ни в одном городе страны до сих пор нет муниципального приюта. Все они существуют на благотворительной основе. Что уж говорить про Норильск? И можно ли при этом надеяться, что волонтерам по силам поднять такую глыбу? Хотя даже то, что эти молодые люди делают сейчас, достойно уважения и поддержки.
 
“Не можете – не беритесь!”
За первые две недели они пристроили около десяти бездомных животных. Сейчас этих счастливчиков несколько десятков. Как и следовало ожидать, проблем не возникает с маленькими собаками. С “крупногабаритными”, как невесело шутят девушки, ситуация иная. Хотя даже в этом случае они не теряют надежды  пристроить их в добрые руки. Разве не нужны в Норильске хорошие охранники?
– Мы фотографируем найденышей, даем объявления в газетах, пишем на форуме. У нас даже появилась небольшая база данных людей, которые хотят завести котенка или собаку. Причем некоторые высказывают пожелания – чтобы животное было определенного размера, породы или пола.
В качестве примера девушки приводят историю пожилой норильчанки. У нее когда-то был спаниель. Собака умерла при родах. Надо ли объяснять, что испытывает одинокий человек, внезапно лишившийся единственного друга? Женщина обратилась к волонтерам с просьбой – не могут ли они подыскать ей спаниеля? Желательно мальчика – чтобы больше не было таких проблем. Они нашли ей собаку! И теперь все счастливы. Хотя истории со счастливым концом бывают не всегда.
– Ситуации бывают всякие, – соглашается Ольга. – Несмотря на то что мы сразу предупреждаем человека обо всех проблемах. Говорим: если вы не можете – не беритесь! К сожалению, некоторые переоценивают свои возможности.
– Знаете, какой стресс испытывает животное? – присоединяется Екатерина. – Я не могу описать словами свои чувства, когда однажды поздно вечером услышала звонок от женщины из Талнаха: “Забирайте собаку обратно”. Трехмесячный щенок пробыл у нее всего несколько дней! И все это время женщина уверяла нас, что “все нормально”. Думаете, эти “хозяева” догадались хотя бы сами привезти нам собаку? Нет. Помню, я тогда испугалась, что они ее вообще могут “потерять”. На улице был мороз за сорок. Я приехала к ним, вызвала такси и привезла животное к себе в Норильск. После этого случая я сделала для себя вывод: чем богаче люди, тем безответственнее они относятся к приемышу.  
 
Требуется помощь
Думали ли они, с какими трудностями столкнутся? Наверняка. Хотя действительность превзошла все их ожидания. Почти все бездомные животные требуют квалифицированной медицинской помощи. Среди них немало инвалидов. Есть те, кому требуются операции. Отдельная тема для разговоров – стерилизация бездомных животных. Неудивительно, что денежный вопрос для волонтеров стоит очень остро.
– Люди откликаются на призыв о помощи, – говорит Ольга. – В ветеринарной клинике “Диавет” нашим найденышам согласились оказывать услуги в рассрочку. Крупный норильский предприниматель привез собакам мяса. В зоомагазинах согласились поставить ящички для сбора средств – на лекарства для бездомных собак и кошек. Нам даже пообещали  на благотворительной основе напечатать плакаты с указанием контактных телефонов нашей волонтерской организации. Мы в который раз убедились в том, что народ в Норильске неравнодушный.
Нашу беседу прервал звонок на мобильный телефон Ольги. Наверное, уже десятый за последние полчаса. “Лекарства? Было бы здорово!” Закончив разговор, Ольга объясняет присутствующим:
– Звонила норильчанка, ветеринар, говорит, что готова ставить уколы нашим несчастным и оказывать другую необходимую медицинскую помощь.
Волонтеры оживлены. И даже сдержанный в обычное время Александр Митрофанов, ставший участником движения благодаря жене, не может скрыть радости. По поводу него девушки говорят:
– Мало кто из мужчин так легко разрешил бы перевозить в своей машине собак и кошек. При том что все наши животные, как правило, больные и грязные… А Александр помог нам не только с транспортом, но и с разработкой сайта. Для того чтобы у нас была возможность размещать фотографии наших “беспризорников” и всю информацию о них. В Норильске не так много черствых людей, как это может кому-то показаться. Мы надеемся, что у этих не видевших до сих пор ничего хорошего в своей жизни животных когда-нибудь все же появится настоящий дом!
0

Читайте также в этом номере:

Разумно освоить (Вера КАЛАБЕКОВА)
“Весна” идет (Валентина ВАЧАЕВА)
Гений с Севера (Валентина ВАЧАЕВА)
Прививка против гриппа (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск