Гений с Севера
Достойно внимания
18 февраля 2011 года, 13:58 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Валентина ВАЧАЕВА
|
В перечне талантов русского ученого-энциклопедиста Михаила Ломоносова значится и дар художника. Правда, эта область его деятельности потомкам известна меньше, чем все остальные. Может быть, именно поэтому Норильской художественной галерее выпала честь подготовить выставку, посвященную 300-летию русского гения.
Экспозиционный отдел галереи, с недавнего времени возглавляемый Еленой Бровковой, вместо выставки в экспресс-зале занял под экспозицию все правое крыло НХГ, проиллюстрировав крылатую фразу Михаила Васильевича о том, что российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном. Для этой цели из фондохранилищ было извлечено более пятидесяти живописных и акварельных работ, написанных в разное время лучшими художниками Сибири и Севера, в том числе и норильчанами.
Стоит увидеть Замечательно выстроенная экспозиция, практически без случайных работ, воссоздает не только красоту и мощь Сибири и северных территорий второй половины ХХ столетия. Организаторы выставки наряду с пейзажами, в том числе и индустриальными, в понятие “российское могущество” включили и великих наших современников. Портреты Виктора Петровича Астафьева работы красноярских живописцев Анатолия Знака и Степана Орлова, аллегорическое изображение в трех ипостасях норильского онколога Серафима Знаменского Нины Кизиловой очень органично вписались в портреты природы. Мощное впечатление производят полотна российско-финского художника Тойво Ряннеля. Кстати, у Тойво Васильевича, как и Михаила Васильевича, этот год тоже юбилейный. В октябре народному художнику России, живущему и работающему в Красноярске и на исторической родине в Финляндии, исполнится 90 лет. Манские пейзажи, написанные Ряннелем три десятилетия назад, передают очарование нетронутой природы, а рядом – пейзажи эпохи освоения Севера – “Хантайская ГЭС”, “Идет норильская руда”. И в них нет противоречия. Но выставки устраиваются не только для того, чтобы о них писали в газетах, а для того, чтобы их смотрели. Эта стоит вылазки в галерею. Если вы захватите с собой детей, а они пока равнодушны к живописи, им тоже будет, чем увлечься. Кроме собственных фондов галеристы привлекли к участию Музей природы Арктики “Большого Арктического” заповедника. Находки по следам полярных экспедиций из его собрания, заполнившие не одну витрину в галерее, способны заинтересовать не только взрослых. Только расскажут Что касается Ломоносова-художника, то наверняка экскурсоводы расскажут, что рисованию тот учился в юношеские годы в Германии и талант его особенно проявился в мозаичном искусстве. В свое время Ломоносов поставил перед собой цель возродить в России забытое умение изготовления мозаик из стеклянных сплавов – смальт. Он заново разработал рецептуру, методы отливки и шлифовки смальты, используя свои знания химии и физики. К середине 50-х годов XVIII века в его мастерской были созданы великолепные мозаичные портреты Петра I, Елизаветы Петровны и другие. Им был разработан проект грандиозного мозаичного монумента в честь Петра, который предлагалось воздвигнуть в Петропавловском соборе, но из задуманного из-за, в общем-то, ранней смерти была закончена только “Полтавская баталия”. Любопытно, что при жизни Ломоносова ходили разговоры о том, что он внебрачный сын Петра. Кому-то никак не хотелось верить, что архангельский мужик способен достичь таких высот. Остается добавить, что выставка в Норильской художественной галерее, посвященная юбилею русского Леонардо, продлится до 1 марта. |
0 | Твитнуть |