Все дети талантливы
Образование
23 апреля 2008 года, 13:50 Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ Текст: Марина БУШУЕВА
|
На прошлой неделе в Норильске побывал Николай Зайцев – учитель с большой буквы, вырастивший не одно поколение талантливых людей, автор уникальной методики, популярной не только в России, но и за рубежом.
В Норильск Николай Зайцев прилетел по приглашению организации «Лидер». На протяжении четырех дней он читал лекции для педагогов – действующих и будущих, а также для неравнодушных родителей. Спеть алфавит На курсах у Зайцева не заскучаешь. Вот он достает странную свистульку и начинает крякать, как утка. «Это охотничий манок, очень рекомендую педагогам! Дети настолько привыкли к крикам взрослых, что это уже не приковывает их внимание». Или раскладывает на столе картинки с транскрипцией английских букв и вызывает «к доске» тех, кто никогда не изучал английский. Он обещает, что через полчаса они научатся читать. И правда, уже вскоре ученицы показывают первые успехи. При изучении фонетики просит выполнить упражнение и рассказывает о том, что «некоторые на курсах так стараются, что одну тетеньку даже стошнило». Напряжение снято. Всем весело. Плюс к этому Николай Александрович поет алфавит – как в обычном, так и в обратном порядке – на мелодии известных песен, и при этом еще пританцовывает. Слушатели курсов подобного повторить не смогли. Только одной девушке, учащейся педагогического лицея и члена литературного клуба «Водолей», удалось правильно прочесть алфавит, не сделав ни одной ошибки. Не все будущие педагоги восприняли приезд Зайцева как подарок. Для некоторых корочка о прохождении курсов оказалась гораздо важнее знаний. «Вот спросит вас ученик, почему здесь пишется «и», а не «е»? Что вы ему ответите?», – спрашивает Зайцев одну из курсанток. «А я не хочу быть учителем», – отвечает девушка. «Тогда как вы объясните это своему ребенку?», – не отступает лектор. «А это должны сделать в школе!», – уверенно отвечает она. Лжеученые У Зайцева свой взгляд и на детей-индиго. «Раньше им просто ставили диагноз – минимальная мозговая дисфункция (МСД). Но так говорить не политкорректно, обидятся мамаши. Дети-индиго – это звучит загадочно. Якобы эти дети спасут мир, у них невероятно развито чувство собственного достоинства и прочее. При работе по нашему материалу у них все приходит в норму. Но прежде всего, не надо по этому поводу рассказывать сказки. Что вокруг их аура цвета индиго. Чуть колесико на приборе, определяющем излучение, поверни, она и у вас станет такая же», – говорит Зайцев. А популярность темы объясняет тем, что в России стало гораздо больше лжеученых, защитивших или купивших никчемные диссертации. Впрочем, Николай Зайцев не считает себя единственным и неповторимым. Он ценит систему Монтесори. Среди россиян – Шаталова, Цукермана, Шорину, Струве и многие других. Только многим из них так и не удалось претворить свои методики в жизнь. И вот уже физика Ольги Михайловны Шориной нет в живых, и забыты ее наработки. Вместо поддержки и изучения опыта – забвение. «В системе образования сидят липовые ученые, которые сами не могут, но им очень обидно, что могут другие, – грустно говорит Николай Зайцев. – И, как правило, чтобы дать своим наработкам жизнь, приходится помучиться. Многим не удается. Мне удалось, но не так много, как хотелось бы, ведь первое свое открытие я сделал в 1963 году». Представители ООО «Лидер», пригласившие Николая Зайцева в Норильск, не собираются прекращать сотрудничество с ним. Есть у них идея – открыть в нашем городе частный детский сад, работающий по методике Зайцева. В Норильске на курсы к Николаю Александровичу приводили второклассников. Они решали примеры за шестой класс. Все сказали: какие чудные и умные дети. Зайцев утверждает, что «все дети такие, только, к сожалению, современная педагогика не дает им развиваться». |
0 | Твитнуть |