Все дело в деталях
АЗБУКА ПРОФЕССИЙ
18 сентября 2014 года, 15:10 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Екатерина БАРКОВА
|
В Норильске есть мастера, которые могут изготовить запчасти на любые российские или иностранные машины, используемые на производстве. Порой железные внутренности, изготовленные ими вручную, лучше заводских образцов. “Это наша работа”, – говорят сотрудники участка изготовления запасных частей авторемонтного цеха №1 ПО “Норильсктрансремонт” ООО “Норильскникельремонт”.
Участок состоит из плавильного, кузнечного, термического, шлифовального, фрезерного, гальванического, слесарного и двух токарных отделений. Все эти помещения содержатся в идеально чистом состоянии, что для производства удивительно. Строгий порядок поддерживается всегда и во всем. Без этого слаженной и стабильной работы не бывает, говорит начальник участка Ильшат Идиятшин. Он провел нас по всем отделениям и рассказал, чем занимаются его сотрудники и как порой приходится ломать голову, чтобы усовершенствовать детали. Подумали, усовершенствовали – В основном мы производим запасные части для карьерных самосвалов БелАЗ, автомобилей МАЗ, КамАЗ, КрАЗ, для дорожно-строительной техники, такой как фронтальные погрузчики Komatsu, Volvo, а также для тяжелых бульдозеров Caterpillar. Сейчас переходим на изготовление деталей для самосвалов Caterpillar 773 E. Это последние модели карьерных самосвалов, которые пришли на смену БелАЗам по программе Заполярного филиала, – объясняет Ильшат Идиятшин. – Нашими заказчиками являются почти все подразделения Заполярного филиала и дочерние предприятия. В месяц наш участок изготавливает более 1500 деталей. Первый пункт остановки – склад готовой продукции. Чего здесь только нет! Некоторые запчасти легко помещаются в миниатюрной женской ладони, некоторые может поднять только крепкий мужчина. Мечта любого автомеханика: крепежные болты, гайки, шпильки, фланцы, втулки, пальцы, ходовые части. Детали предназначены для ремонта карьерных самосвалов, тракторов, бульдозеров, погрузчиков. Наш гид уточняет, что это небольшая часть продукции. – Мы начали изготовление моторно-осевых подшипников для тепловозов ТЭМ-2 Предприятия технологического железнодорожного транспорта. По просьбе рудника “Октябрьский” мы сделали пробную партию колесных пар для шахтных вагонеток. Заказчик предоставляет рабочие чертежи. Наш техотдел их перерабатывает под требуемые параметры. Все согласуется с заказчиком. После его одобрения начинается работа, – говорит начальник участка. – Иногда приходилось применять весь рационализаторский опыт, чтобы справиться с задачей заказчика. К примеру, нужно было изготовить центральный палец самосвала Caterpillar 777Е. Специалисты нашего техотдела и техотдела заказчика несколько дней потратили, чтобы найти решение, как можно изготовить деталь с другими техническими параметрами, соответствующими российским ГОСТам. Через неделю мы подготовили первую партию запчастей. Позже деталь усовершенствовали. “Родной” палец для Caterpillar цилиндрической формы. Сотрудники участка видоизменили ее и сделали конусным с двух сторон. Благодаря такой конструкции втулка насаживается на палец, стягивается стяжным болтом, и по мере износа только болты подтягивают, а не меняют деталь. Соответственно, износ деталей уменьшается раза в два-три, машине реже требуется ремонт. Идея пришла не просто так. Подобные конструкции изначально были на БелАЗах, только пальцы по диаметру и высоте чуть меньше. По словам Ильшата Идиятшина, у заказчиков новая разработка пользуется спросом. Оперативность и качество К замещению отдельных импортных деталей продукцией собственного изготовления норильские мастера приступили более двух лет назад по потребности заказчиков. Сыграли свою роль оперативность и качество. Допустим, у Caterpillar сломался штуцер гидропривода. Если его заказывать по американским каталогам, с учетом доставки в Норильск ремонт техники затянется на несколько недель. Мастер участка изготовления запасных частей может сделать штуцер в течение часа. Машину могут выпустить на линию в этот же день. Время простоя техники уменьшается в разы. Плюс ко всему на деле оказалось, что запчасти, изготовленные норильскими ремонтниками, по качеству не уступают заводским. Мастера делают запчасти для ходовой части всех видов большегрузной техники. Износ деталей связывают с климатическими и дорожными условиями. К примеру, для самосвалов Caterpillar чаще других запчастей изготовляют пальцы крепления кузова, цилиндра опрокидывающего механизма, подвески, реактивной штанги. Все делают с запасом на случай срочной потребности. Такие заявки поступают ежедневно. Помимо изготовления деталей участок занимается восстановлением цилиндров гидроподвесок. Процесс происходит в гальваническом отделении. Раньше здесь реанимировали цилиндры рулевого управления и гидроподвески БелАЗов. Теперь восстанавливают гидроподвески Caterpillar путем хромирования. Для этого детали опускают в ванны с хромангидритом и серной кислотой с необходимым температурным режимом. Время выдержки зависит от размеров детали. Порой процесс длится несколько суток. После процедур их шлифуют и собирают гидроподвеску. Качество работы зависит не только от золотых рук мастеров, но и от инструмента, с которым они работают. Постепенно обновляется технический парк участка. На смену устаревшим токарным станкам пришли новые. Недавно получили несколько новых агрегатов, обновление продолжится и в следующем году. Ильшат Идиятшин говорит, что благодаря автоматизации увеличится объем изготовления при меньших затратах. Всеми сложными механизмами управляет молодой коллектив. Большинство опытных работников уехали на материк, только в прошлом году уволились четыре сотрудника пенсионного возраста. Тем не менее смену подготовить успели. – Сейчас работают в основном молодые ребята. У всех имеется квалификация по специальности. Они обучаются, развиваются, работают не хуже предыдущего поколения, – объясняет Ильшат Идиятшин. – Ребята есть и приезжие, и из наших училищ. Они работают наравне. Наши сотрудники с материка, как и норильчане, высококвалифицированные кадры: специалисты пятого и шестого разрядов. Некоторые из этих ребят работали на военных заводах материка, на больших промышленных предприятиях. У них гораздо больше опыта, чем у норильчан. Тем не менее разногласий в коллективе нет. Бывает и так, что друг друга мы понимаем с полуслова. |
0 | Твитнуть |