Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Утилизация в законе
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС
20 августа 2012 года, 14:05
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Три года назад я купила две энергосберегающие лампы.  Одна горит до сих пор, а вторая приказала долго жить через пять месяцев. Что с ней делать? Вроде опасная, вроде куда-то сдавать нужно. А куда – неизвестно. Повертела в руках и, хоть совесть грызла, выбросила в мусоропровод. Между тем есть в НПР единственная в своем роде организация – ОАО “Северовостокэлектромонтаж”, занимающаяся утилизацией ртутьсодержащих ламп: и нового поколения, энергосберегающих, и тех, которые в народе называют дневными. Предприятия НПР сдают сюда до 500 тысяч ламп в год.  И каждый год в специальном контейнере из города вывозится  16–18 кг ртути. Система сдачи в СВЭМ вредных для здоровья ламп частными лицами еще только формируется.
Недавно после одного интервью в НЖЭКе увидела там же объявление: “Сдача ртутьсодержащих ламп в кабинете 212 по вторникам с 10.00 до 13.00”. Значит, можно уже не выбрасывать  на помойку!
Коллега при таком известии тоже обрадовалась. Говорит, выбрасывать куда не надо не хочет. И несет свежий номер “Комсомольской правды”, где сказано: в 2011 году в Красноярском крае разработана долгосрочная программа по обращению с отходами, в частности, идет речь об утилизации ртутьсодержащих отходов. Согласно этой программе теперь каждый житель Красноярска может сдать сгоревшую энергосберегающую лампу бесплатно. А внизу – список из дюжины приемных пунктов, правда, в двух из них просят за утилизацию 10 рублей за лампочку.
Примут в управляющей компании
Ртуть для человека кошмар, сообщил “Яндекс”. Если вы вдруг разбили ртутный градусник, соберите шарики в банку (не руками!) и сдайте ее в МЧС. Если выкинуть разбившийся градусник в мусорник или спустить в канализацию, зараза распространится по всему дому, отравит весь водопровод. Ртуть – чрезвычайно опасное для человека вещество, может привести к неврозу и поражению почек.
А мы эти лампочки – в мусоропровод… Эх! К счастью, ситуация начинает улучшаться.
Главный энергетик НЖЭК Вадим Любезных сообщил, что в их компании сбор ртутьсодержащих ламп (в том числе так называемых дневных) ведется по двум направлениям. Первое – собственные, второе – начали принимать и сдавать куда следует лампы квартиросъемщиков.
– В соответствии с федеральными законами администрацией Норильска принято распоряжение №5344 от 16.11.2011 “Об организации сбора у жителей муниципального образования “Город Норильск” отработанных ртутьсодержащих ламп”. Согласно этому документу при управляющих компаниях должна быть организована работа по сбору этих ламп и назначены ответственные лица. Дальнейшая утилизация при наличии у компании лицензии может производиться на месте, или заключается договор со специализированной организацией. У нас лицензии нет, мы ртутьсодержащие лампы накапливаем, делаем заявку в ОАО “СВЭМ”, они приезжают и забирают их для дальнейшей утилизации.
– Народ активно приносит опасные лампочки?
– Очень неактивно. Правда, и работа начата недавно, месяца два-три назад, вдобавок сейчас отпускной период. Случаи единичные.
– Может, люди просто не знают?
– У нас велась разъяснительная работа через СМИ, доски объявлений. Предстоит ее продолжить, чтобы у населения было понятие сути проблемы. Того, как нужно действовать, что делать, куда приходить.
С НЖЭКом все ясно: сгоревшую энергосберегающую лампу можно принести во вторник с 10.00 до 13.00 по адресу: ул. Завенягина, 7а, кабинет 212.
Оттуда их отправляют в ОАО “СВЭМ”.
Дорогое удовольствие
– Наше предприятие принимает на утилизацию до 500 тысяч ртутьсодержащих ламп в год, – озвучивает интересные цифры директор ОАО “СВЭМ” Сергей Русляков. – За год извлекаем из них 16–18 килограммов ртути. Приезжает представитель Томского горно-химического комбината, мы им платим, причем достаточно много, чтобы они в навигацию увезли контейнер с ртутью, упакованный по всем правилам.
– Утилизация лампочки в среднем стоит 30 рублей 50 копеек, одного ртутного градусника – 33 рубля. Плюс НДС. То есть это достаточно дорогое удовольствие, – сообщила “Заполярному вестнику” менеджер по утилизации ОАО “СВЭМ” Людмила Трунова.
– Человек и сам может прийти к вам со своей сгоревшей энергосберегающей лампой?
– С частными лицами мы не работаем, работаем с организациями, хотя иногда делаем исключение для какой-нибудь бабушки, которая приезжает с разбитым градусником.
У бабушки градусник берут бесплатно, но в случае с лампами этот номер не пройдет. Да и навряд ли найдутся желающие. Энергосберегающая лампа эконом-класса в магазинах стоит от 99 до 229 рублей, содержащая ртуть лампа дневного освещения – 49–59 рублей. Если к 30 рублям 50 копейкам за утилизацию прибавить дорогу в Старый город до ОАО “СВЭМ” на автобусе (это 44 рубля), то стоимость утилизации превысит цену лампы. Плюс время, потраченное на доставку.
Удобнее и надежнее, чтобы лампочки собирались в пунктах приема и без затрат со стороны людей. Как в Красноярске.
– Видимо, там было принято решение на уровне города, – предполагает Людмила Трунова.
В НЖЭКе за принесенные лампы денег пока тоже не берут.
– Законодательство есть, чтобы собирать лампы и утилизировать, но источник финансирования не определен. Вопрос остается открытым, – говорит по этому поводу Вадим Любезных.
Выбрасывать нельзя
– Людмила Алексеевна, в управляющие компании, в частности в НЖЭК, люди сдают ртутьсодержащие лампы в единичном количестве.
– А что делать? Придется привыкать. Энергосберегающие лампы, сто процентов, выбрасывать нельзя. Отходы на нашей свалке не перерабатываются. Ртуть никуда не уходит, она накапливается. Можно приподнять пласт земли и увидеть там озерцо ртути из тех ламп, которые мы выбрасываем на помойку. Что такое ртуть? Это выпавшие зубы, ломкие кости, плохое самочувствие. Она, конечно, со временем испаряется, но куда? В воздух. Этим воздухом мы дышим. Превышение ПДК, и пожалуйста – получите плохое самочувствие.
– Что происходит с отработавшими свой век ртутьсодержащими лампами после того, как предприятия города сдали их на утилизацию?
– Поступает заявка, допустим, от НЖЭК. Туда едут наши ребята. В специальные емкости мы собираем битые лампы, все остальные перевозим просто в коробках или ящиках. У нас они не лежат, работаем с колес, каждые 40 минут загружаем их в установку для утилизации.
– Трудно получить лицензию на такой вид деятельности?
– Достаточно сложно. Когда первый раз в 2007-м ее получали, на это ушло полтора года. Сначала мы должны были доказать Ростехнадзору, что действительно можем купить машину для утилизации. После того как ее купили, должны были доказать, что у нас обученный персонал, что есть нужное помещение, что не вредим экологии, не нарушаем никакие правила. Нас и санэпидстанция проверяет, и Ростехнадзор, и ГОиЧС – все.
– Каковы итоговые продукты переработки?
– Из машины выходит бой – абсолютно чистое стекло и алюминиевые колпачки, на которых нет никакой ртути. Это отходы первого класса, уже не вредные, они уходят на горотвал. Ртуть остается в машине в специальном контейнере. Из каждой энергосберегающей лампочки выходит одна тысячная грамма ртути, за год ее набирается несколько килограммов.
Требует особого отношения
Посторонним присутствовать при процессе утилизации нельзя, но заглянуть во встроенное помещение, где все происходит, нам разрешают.
На полу здесь влажно, лужи.
– Это не просто вода, а мыльный раствор с добавлением йода, он нейтрализует ртуть. И канализация у нас отдельная, – поясняет Людмила Трунова.
– А машинка стиральная зачем?
– Рабочие не могут стирать свою одежду дома.
Евгений Змеев, оператор ртутной установки, подходит к машине для утилизации, изготовленной в Дубне, в белом комбинезоне фирмы Tyvek.
– А эти костюмы, в которых они работают на машине, вообще не стираются, их выбрасывают, – добавляет Людмила Трунова.
У машины в емкостях лежат уже неопасные для людей битые лампы и алюминиевые кончики от них, запаянная емкость с накапливающейся ртутью спрятана внутри машины.
– Для того чтобы ее открыть, нужно всю машину разобрать, делаем это раз в год, – продолжает свой рассказ менеджер по утилизации. – Каждую неделю мы обязательно проводим мониторинг окружающей среды вокруг при помощи ртутеметрического комплекса. Хоть у нас и вакуумное производство и ртуть наружу не выходит, все равно проверяем и в цехе, и на улице возле бака. Превышения ПДК не допускаем.
В помещении также ежегодно обдирается старая и наносится новая краска, специальная, также купленная в Дубне.
Да, ртуть требует особого обращения.
Недостатка в клиентах нет
Конечно, стрелочка в электросчетчике при наличии дома энергосберегающих ламп крутится медленнее.
– Смотрела передачу по питерскому телевидению. Рассказывали про экономический эффект от применения энергосберегающих ламп. Если брать в целом по стране, цифра огромная. И для квартиросъемщиков есть разница: либо 100 рублей заплатить, либо 20, – говорит Людмила Трунова.
– Энергосберегающих лампочек будет становиться все больше?
– Надеюсь, их будет становиться меньше. Сейчас многие организации переходят на светодиодные лампы, в них нет ртути, – отвечает на вопрос Людмила Трунова. – Но мы без работы не останемся. Работаем с 2007 года, и ламп так называемого дневного освещения, содержащих ртуть, меньше не становится. Сейчас Ростехнадзор обязал абсолютно все организации, даже частных предпринимателей, ртутные лампы сдавать.
– Прокуратура это отслеживает. Поэтому у нас недостатка в клиентах нет, – замечает по этому поводу директор СВЭМ Сергей Русляков.
В магазинах покупатели одинаково охотно покупают ртутьсодержащие лампы: дневные и более дорогие энергосберегающие, совсем дешевые лампочки Ильича и светодиодные. Эти самые дорогие, стоят от 290 до 450 рублей.
– Сергей Николаевич, а вам какие лампы больше нравятся?
– Светодиодные – это действительно вещь, и сейчас они подешевели. Светильник раньше стоил 12 тысяч, сегодня – около пяти. Они дают реальную экономию по энергопотреблению, производители  обещают 50 тысяч часов работы. Будущее за светодиодными лампами. Считаю, проектировать новые здания надо с ними.
– Светодиодную можно без опасения выбросить в мусорку?
– Просто я еще не видел сгоревших светодиодов. Наверное, можно. Ртути там нет.
О вкусах не спорят. Электроэнергию давно экономят во всем мире. Задуматься о бережливости рано или поздно придется и всем россиянам, заключает разговор директор СВЭМ.
Так же как об экологии.
Эти еще опасны для человека
Отходы первого класса ртути не содержат
С помощью ртутеметрического комплекса проводится мониторинг окружающей среды
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск