Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
ТРАНСПОРТНАЯ АВИАБЕЗОПАСНОСТЬ
ТЕНДЕНЦИИ
3 апреля 2008 года, 13:51
Текст: Владислав ТОЛСТОВ
Это уже стало традицией: каждый раз, когда приближается очередная отпускная кампания, количество новостей на эту тему начинает увеличиваться в арифметической прогрессии. Недавно премьер-министр Виктор Зубков посетовал на дороговизну авиабилетов для жителей дальневосточных регионов – шутка ли, билет на самолет Владивосток – Москва стоит 30 тысяч рублей!
На прошлой неделе краевой департамент экономического планирования установил предельные тарифы на услуги перевозки пассажиров в районы Крайнего Севера. В Байкит и Туру теперь можно будет улететь не более чем за 10 703 рубля, а дороже всего обойдется рейс из Ванавары в Туру – 23 тысячи рублей.
Оживились и авиакомпании. То проводят акции по предварительной продаже дешевых билетов, и счастливые пассажиры дежурят возле касс всю ночь. То, наоборот, сурово объявляют, что авиатарифы на рейсы «второго эшелона» (читай – не самые популярные) вырастут не менее чем на треть.
Вдобавок еще федеральная тарифная служба утвердила новые тарифы на услуги норильского аэропорта. Тарифная ставка сбора за безопасность выросла вроде бы незначительно – с 490 до 500 рублей (руководство аэропорта просило поднять тариф до 717 рублей), но взимается он с каждой тонны максимальной взлетной массы. То есть рано или поздно авиакомпании покроют свои расходы на безопасность, увеличив цены на билеты.
Дело даже не в том, что Норильск в силу известных причин «самый летающий город» России. 220 тысяч авиабилетов реализуются здесь ежегодно. За право войти на такой рынок идет борьба между авиакомпаниями. Но проблемы роста авиатарифов, как замечают эксперты и специалисты, все чаще становятся проблемами не столько населения, сколько государства. Речь идет ни много ни мало о национальной безопасности.
Россия – страна большая. Настолько большая, что западные экономисты при расчетах рентабельности нашего отечественного производства используют понятие «инфляции связности» (еще ее называют транзитивной инфляцией): транспортные тарифы при доставке сырья или товаров в отдаленные регионы съедают немалую часть прибыли. А если доставлять приходится воздушным транспортом, то каждый килограмм груза получается буквально на вес золота.
Высокие нефтяные цены «возвращаются» ростом цен на авиатопливо, авиакомпании повышают тарифы, чтобы снизить свои издержки, цены на билеты растут, экономические и хозяйственные связи с дальними регионами слабеют – в точном соответствии с поговоркой «За морем телушка-полушка, да рубль перевоз».
Это приводит еще к одной тенденции: жители отдаленных регионов вынуждены тратить «на дорогу» каждый год все большие суммы. Поэтому многие предпочитают решить проблему, купив билет в один конец. Каждый год из Сибири и Дальнего Востока в западную часть страны на постоянное местожительство переезжает около 600 тысяч человек. То есть каждый год восточные регионы, и так не очень заселенные, теряют примерно по одному Кемерово. Или по одному Братску.
А вот это уже и есть вопрос национальной безопасности. Наступит время, когда количество людей, которые могут себе позволить летать по заоблачным тарифам, сократится до минимума. Бюджет будет тратить огромные средства на оплату дороги. Те, кто не смог поехать в отпуск, будут завидовать тем, кто поехал. Вот вам и почва для социальных конфликтов. Вдобавок вряд ли власти сумеют обуздать аппетиты авиакомпаний: как коммерческие предприятия, авиакомпании интересует прибыль, но не социальная стабильность в «регионах хозяйствования».
Что можно сделать в этой ситуации? Рецепты известны: государство должно больше инвестировать в создание инфраструктуры. Строительство и реконструкция аэропортов, создание новых терминалов. Развивать малую авиацию – возможно, и даже скорее всего, через частные компании. Жестко регулировать предельные тарифы на авиабилеты. Возможно, включать расходы (или компенсировать часть из них) на проезд к месту отдыха и обратно в социальный пакет, который предоставляется каждому жителю дальних регионов. Что-то в этих направлениях делается. Есть отдельные инициативы, но еще незаметно, чтобы решение «транспортной проблемы национальной безопасности» стало системным. А пока – только слова. О том, как власти решают проблемы авиатарифов.  
0

Читайте также в этом номере:

Дело врачей (Валентина ВАЧАЕВА)
“Гвардейцы” внесли позитив (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск