Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Спасибо за Норильск!
ПОДРОБНОСТИ
2 сентября 2010 года, 13:04
Фото: Павел СМЕРТИН
Текст: Вера КАЛАБЕКОВА
Премьер-министр России Владимир Путин встретился с работниками Заполярного филиала “Норильского никеля” и ответил на вопросы, важные для норильчан.
Есть движение вперед
Во вторник после официальной части визита –  совещания по вопросам развития Норильска и “Норильского никеля”, а также подписания трех важных соглашений – российский премьер встретился с работниками ЗФ. Общение длилось около полутора часов и, несмотря на наличие камер, получилось неформальным. Люди говорили на важные для них темы, премьер отвечал, спрашивал, дискутировал и даже шутил.
За ту неделю, что прошла с первой попытки преодолеть особенности норильской погоды и приземлиться в аэропорту Норильск, Владимир Путин, по его собственному признанию, успел не только досконально изучить все материалы по Норильску и комбинату, но и подвигнуть заинтересованных лиц “поплотнее поработать над возможным решением этих, достаточно сложных, проблем”.
– И мне кажется, есть определенное движение вперед, – заметил премьер.
Итогом интенсивного взаимодействия правительственных структур, акционеров и менеджмента компании стали соглашения, о которых “ЗВ” вчера сообщил. В документах заложено решение экологической проблемы, переселения жителей из районов Крайнего Севера, модернизации инфраструктуры ЖКХ и жилищного фонда Норильска. Ведущее место в решении этих вопросов отводится градообразующему предприятию – “Норильскому никелю”.
В том, что деньги на претворение в жизнь подписанных соглашений есть, премьер даже не сомневается, о чем заявлял неоднократно. Компания достойно прошла сложный кризисный период, за что Владимир Путин поблагодарил и менеджмент, и всех работников “Норникеля”, и сегодня демонстрирует успешные показатели финансово-хозяйственной деятельности.
Результаты работы компании хорошо иллюстрирует рост стоимости акций “Норникеля”, отметил после совещания генеральный директор ГМК Владимир Стржалковский. Только с начала года они выросли почти на 25%, “Норникель” единственный из 14 мировых промышленных гигантов показал рост, все остальные – в минусе, “включая тех, кто пытался учить нас жить и работать”.
– Мы полностью выполняем и даже перевыполняем производственные планы, – сказал Стржалковский. – К 2015 году планируем сократить выбросы в четыре раза. К сожалению, быстро  это сделать невозможно, проблема копилась годами и приобрела большую остроту. Реализуем масштабные социальные программы. Я считаю, что мы работаем социально ответственно, доходно и рентабельно. И не скрою, приятно, что деятельность компании оценена однозначно позитивно.
Владимир Путин подтверждает слова генерального директора “Норильского никеля”:
– В компании была спокойная, рабочая, стабильная обстановка, которая позволила реально преодолеть кризис. Если экономика в целом еще не вышла окончательно из него, то Норильский комбинат вышел. И это в значительной степени благодаря трудовому коллективу.
“Норникель” способен решать такие масштабные задачи, как строительство собственного ледового флота, отметил премьер. Инвестирует в производство. И в силах направить на выплату дивидендов 50% своей прибыли, что, по мнению премьера, более чем достаточно. Так что на вопрос, что хорошего или плохого ждет нас в будущем, Владимир Путин ответил однозначно: “Хуже точно не должно быть!”
 
С Севера на юг
В продолжение темы переселения один из участников встречи задал Путину “очень большой вопрос для людей моего возраста”.
– На комбинате 18 тысяч работающих пенсионеров, неработающих в городе – 20 тысяч. Если нам не помогут, то что делать?
– Это острая проблема для всех северов, и для Норильска в том числе, – согласился председатель правительства. – Очередь выезжающих, как у вас говорят, на материк практически не двигается. На мой взгляд, попытка, которая сейчас будет предпринята, может повлиять на ситуацию.
Попыткой Владимир Путин назвал подписание соглашения о совместном финансировании программы  переселения: “Мы договорились о дополнительных источниках  финансирования  этой программы”. Плюс улучшение качества жилищно-коммунального  хозяйства, которое находится, “мягко говоря, не в самом лучшем состоянии”. На эти направления в ближайшие годы предполагается выделить дополнительно к тому финансированию, которое уже имеется, около 30 млрд рублей.
Уже продуманы и “денежные” источники. Правительство планирует выделить “Норникелю”, нуждающемуся в расширении сырьевой базы, лицензии стоимостью около 10 млрд рублей. Компания должна будет заплатить эти деньги в федеральный бюджет.
– По общим правилам, – объяснил премьер, – эти средства должны быть погружены в доходную часть бюджета, а потом распределены по всей расходной части. Я думаю, нам не сложно будет договориться с депутатами Госдумы и выделить отдельной строчкой Норильск. Так что те средства, которые будут заплачены за лицензии, мы из федерального бюджета вернем норильчанам на эту программу. Плюс сам “Норникель” выделит порядка 10 млрд, столько же – край. Если таким темпом пойдем, я очень на это надеюсь, то горизонты оптимизма будут расширяться.
 
Хлеб и цены
Надо отдать должное – участников встречи интересовали не только чисто норильские проблемы. К примеру, какая ситуация может сложиться на рынке зерновых культур и как правительство будет реагировать на спекуляции в этой сфере?
Внутреннее потребление страны – 77–78 млн тонн зерна. В прошлые годы собирали значительно больше, и Россия даже смогла превратиться из абсолютного импортера в устойчивого экспортера, продавая около 20 млн тонн в год. Нынче удастся собрать всего 60 млн тонн. Как мы видим, излишков нет, самим бы прокормиться, но это не повод для повышения цен.
– Кроме урожая текущего года мы накопили зерновые резервы объемом 9,5 млн тонн, из них 3,5 млн тонн фуражного зерна,  которое должно пойти на корм скоту. А это очень важно, потому что от этого зависит сохранение животноводства, а значит, цены на мясо и мясные продукты. Кроме того, у сельхозпредприятий есть так называемый переходящий остаток – 21 млн тонн.
В принципе, заметил Путин, остается даже небольшой экспортный потенциал, но кто знает, как сложится ситуация в следующем году. А потому следует подстраховаться и оставить излишек при себе. Хотя и жаль уходить с позиции ответственного экспортера.
А что касается спекулянтов, то за ними присмотрит Федеральная антимонопольная служба, пообещал премьер.
–  Есть еще одно правило, которое было введено не так давно: если в каком-то регионе продолжается стабильный рост цен на жизненно необходимые продукты питания в течение 30 суток на 30%, могут и должны быть введены ограничения на дальнейший рост цен. Вот из этого будем исходить, я Федеральную антимонопольную службу настраиваю на жесткую работу. Посмотрим, что будет происходить на рынке. Пока никаких объективных причин  для скачков цен нет.
 
И все-таки Норильск – не Пикалево
Будем надеяться, что правительство и антимонопольщики сумеют сдержать спекулянтов всех мастей, мы же вернемся к вопросу, который в последнее время звучал все чаще и громче. Причиной тому стал конфликт между основными акционерами “Норникеля”. Как далеко он может зайти и не пострадают ли при этом простые работники компании, повторив судьбу жителей Пикалево, а главное – можно ли в случае чего рассчитывать на поддержку правительства – об этом также спросили премьер-министра.
– Да, конечно, – ответил Владимир Путин. – Как вы видели, мы и Пикалево поддержали, прежде всего трудовых людей. Но ситуация в Норильске и Пикалево совершенно разная. В Пикалево единый промышленный комплекс в ходе приватизации разрезали по-живому на три части, которые  отдельно существовать не могут. И заложили изначально этот конфликт, который вылез на поверхность. Каждая из этих частей хочет получше жить за счет другой. Но в Норильске такого нет. Норильск сохраняется как единый производственный комплекс.
Что же касается конфликта, то мы видим, что он есть, подтвердил премьер: “В соответствии с законом мы не должны туда вмешиваться, но я на что-то обратил внимание. На то, как были распределены дивиденды”. Для сравнения:  конкуренты “Норникеля” – компания Xstrata направила на дивиденды 7,6% от прибыли, Rio Tinto – 18%, BНР – 38,2%, “Казахмыс” – 6,6%.
– А акционеры “Норильского никеля” распределили в качестве дивидендов 50% от прибыли – самое большое распределение, – подчеркнул премьер. – Я думаю, этого достаточно. На порядок больше, чем все остальные.
Может даже случиться, что споры вокруг распределения дивидендов и необходимости направлять средства на развитие в конечном итоге пойдут на пользу компании, предположил Владимир Путин. Так и вырабатывается наиболее оптимальное решение развития.
– Мы говорили сегодня и по поводу программы переселения, и по поводу экологических проблем. Надо сказать, акционеры не жадничали, не скупердяйничали, не спорили, все сразу согласились.
В таком случае, согласились участники встречи, пусть спорят, но и решения принимают адекватные, не во вред рабочему человеку. А то ведь то, что “происходило в Пикалево, было вопреки здравому смыслу, абсолютно черт знает что. В Норильске, конечно, такое вряд ли возможно. Надо, чтобы здравый смысл присутствовал. 50% – да, но не 115%”, – высказал общую точку зрения мастер с медного завода Михаил Шиловский.
– Конечно. Надеюсь, этим они ограничатся. Тем более что я акцентировал на этом внимание, – поставил точку Владимир Путин.  – Повторю, в Пикалево конфликт был заложен в ходе приватизации. Я знаю этих приватизаторов. Знаю их лично. Я просто не знал, что они натворили в Пикалево, но с удивлением увидел там знакомые лица. С некоторыми из них работал в мэрии Петербурга. А увидел – а, здрасьте. Но, слава богу, там пока удается ситуацию удерживать, хотя она тоже до конца не урегулирована, есть еще проблемы. Но, надеюсь, здравого смысла у всех хватит не доводить ситуацию до того, чтобы работало правительство.
 
О насущном
Получив от премьер-министра обнадеживающий ответ на “акционерную” тему, участники встречи перешли к более насущным для них сегодня вопросам. Народ, в частности, интересовался дальнейшими перспективами программы субсидирования авиаперевозок. Очень бы хотелось, чтобы она была расширена и в списке городов кроме Москвы появились Красноярск, Новосибирск, Самара, Санкт-Петербург.
Ввиду бюджетных ограничений вряд ли получится сейчас распространить программу и на другие категории граждан, но то, что она сохранится, Владимир Путин обещал однозначно.
– Мы приняли решение сохранить программу на уровне текущего года. В 2010-м выделили 2,5 млрд. В следующем году тоже выделим 2,5 млрд рублей, и программа будет сохранена. Что касается расширения количества городов, есть предложение от губернатора края взять, скажем, Сочи, Санкт-Петербург, но оставить в рамках прежнего финансирования. Норильску на эти цели выделяется 80 млн рублей.
Положительный для себя ответ получили участники встречи и на вопрос об “угрозе” повышения пенсионного возраста, который в последнее время стал часто подниматься в СМИ. Подобных планов в правительстве нет, ответил премьер, хотя постановка проблемы, в общем-то, понятна. Демографическая ситуация в стране такова, что уменьшается количество тех, кто работает, но растет число людей пенсионного возраста. “Отчисления в социальные фонды делают работающие, их становится все меньше и меньше, а тех, кто получает оттуда, – все больше и больше”, – в который раз объяснил премьер.
– Но я все равно считаю, что сейчас у нас нет такой необходимости даже ставить в повестку дня вопрос о повышении пенсионного возраста. Есть дефицит по пенсионному фонду, но федеральный бюджет в состоянии покрывать этот дефицит. Доходы позволяют. И мы пока вопрос о повышении пенсионного возраста даже не рассматриваем.
А чтобы и у пенсионеров, и у работающих граждан все было в порядке, необходимо тщательнее поработать над другими социальными вопросами. Скажем, больше внимания уделить медицине: “Мы сегодня договорились о том, что из федерального бюджета поможем оснастить ваши лечебные заведения. Но и компания могла бы поучаствовать более активно”. К тому же маловато в Норильске, по мнению премьера, спортивных объектов – тоже стоит обратить внимание. Кстати, на вопрос, когда же город вновь обретет стадион “Заполярник”, Владимир Путин компетентно заявил: “Отвечу: в конце 2011 – начале 2012 года обещают закончить”.
Кстати, вопрос финансирования всех этих нужных объектов, можно сказать, ключевой и для предприятия, даже самого социально ответственного, не риторический. Владимир Путин постарался дать на него ответ.
– По большому счету “социалку” нельзя вешать на предприятия, потому как она тянет их экономику вниз. Поэтому  мы стараемся везде передавать ее муниципалитету. Но все-таки Норильск – особое место. Во-первых, это очень северный город, во-вторых, моногород. И здесь муниципалитету не справиться одному – это очевидный факт.
Будем надеяться, что совместные усилия, подкрепленные подписанными соглашениями, помогут придать значительное ускорение решению проблем. А в целом, считает Владимир Путин, всегда есть над чем поработать. Взять ту же заработную плату: “Ее уровень всегда маленький для тех, кто получает зарплату, и всегда слишком большой для тех, кто ее платит. Но здесь должна быть золотая середина. Уровень заработной платы не должен подрывать экономику предприятия, но должен соответствовать той отдаче, которая требуется от работника. А отдача здесь большая”.
– Экскаваторщик 6-го разряда получает 60 с лишним тысяч, но есть и такие, которые получают 35, – проявил конкретное знание предмета разговора Владимир Путин, – так что есть над чем работать. Хотя в целом нельзя сказать, что на это не обращают внимания. Это было бы несправедливо, и внимание обращают, и работают, и инвестпрограмма хорошая, и инвестиции в социальную сферу идут. Сейчас начали программу “Наш дом”, это хорошо. Так что, повторю еще раз, нельзя сказать, что ничего не делается. Делается, и деньги вкладывают, но есть над чем работать.
 
Каждый на своем месте
За полтора часа разговора норильчане успели о многом спросить премьера: о Фонде национального благосостояния и Олимпиаде в Сочи, о квартплате и лесных пожарах, о детско-юношеском спорте и оплате больничных. Конечно же, спросили Владимира Путина и о том, собирается ли он баллотироваться на выборах 2012 года.
– Рано об этом говорить, – ответил бывший президент России и нынешний председатель правительства. – По-моему, мы стараемся, работаем, на мой взгляд, как минимум удовлетворительно. И Дмитрий Анатольевич эффективно работает на своем месте. Я на своем месте буду заниматься своей работой, она мне нравится, и, знаете, я чувствую, что у меня получается и получается хорошо. Мне часто говорят: вы в ручном режиме многое делаете. На самом деле в условиях кризиса по-другому нельзя. Многие вещи мы не “забюрокрачиваем”, а достаточно быстро принимаем решения, прямо и с ходу. А что будет в 2012 году, посмотрим.
Прощаясь со своими собеседниками, Владимир Путин сказал: “Спасибо вам за все, что вы делаете в Норильске”.
 
Нужный подход
О том, что у норильчан должна присутствовать уверенность в стабильности и хороших перспективах “кормильца” – “Норильского никеля”, заявил и глава “Интерроса” Владимир Потанин. Главное, что обсуждалось на масштабном совещании во вторник, отметил Потанин, – это вопросы развития Норильска и “Норильского никеля”.
– Обсуждались вопросы инвестиций, по которым “Норильский никель” является очевидным лидером среди предприятий отрасли. “Норильский никель” является предприятием, которое составляет основу бюджетной сферы Красноярского края. В этом смысле Владимир Владимирович дал высокую оценку работе комбината. В то же время он обратил внимание на то, что при всем внешнем благополучии назревает ряд проблем, для решения которых и были расставлены определенные акценты.
В частности, отметил глава “Интерроса”, сейчас весьма актуальна проблема обеднения руды. И для того чтобы сохранять прежние объемы производства, необходимо больший объем руды вовлекать в переработку. В том числе такого рода проблемы могут быть решены за счет вовлечения в производство медного концентрата, находящегося в госрезерве. Об этой возможности также говорил и премьер-министр.
Кроме того, стоит больше внимания уделить геологоразведке. “Сейчас “Норильский никель” пересматривает ситуацию в этой сфере, объемы геологоразведки будут увеличены”, – заявил Владимир Потанин, подчеркнув при этом, что в настоящее время вовлечение новых запасов идет в три раза быстрее, чем их выбытие в процессе добычи. И, конечно, главной, стержневой является проблема экологии: “Премьер поставил задачу скорейшего ее решения”.
Владимир Потанин счел нужным акцентировать внимание не на дискуссии между акционерами, а на вопросах, чрезвычайно важных для всех нас.
– Компания всегда вела себя по отношению к работникам и остальным жителям Норильского промышленного района очень ответственно и лояльно, – заметил Владимир Потанин. – Социальная стабильность в регионе – один из важных элементов, который мы сохраним. Несмотря на наличие конфликта или его отсутствие, никто из акционеров не решится посягнуть на это. Покусывать друг друга – один вопрос, а посягнуть на некоторые вещи, которые для НПР важны и привычны, – я думаю, что это вряд ли”.
Дальнейшие пояснения главы “Интерроса”, в общем-то, дают ответы на многие вопросы: “Для меня конфликта как такового не существует, несмотря на то что его внешнее проявление ярко освещается в СМИ. Есть разные подходы к тому, как предприятие должно развиваться и как оно должно управляться. Мне не хотелось бы необоснованно критиковать кого-либо из своих коллег, поэтому скажу лишь, что разница этих подходов в том числе в том, что мы не считаем вмешательство в оперативную деятельность компании правильным методом”. Столь конструктивный подход, думается, найдет адекватную оценку в правительственных кругах, сохраняющих приличествующий нейтралитет.
Соглашение устанавливает четкие правила игры
Владимир Путин возложил цветы на Голгофе
В центре внимания – развитие Норильска и “Норникеля”
0

Читайте также в этом номере:

Везде первые (Денис КОЖЕВНИКОВ)
И весь зал улыбался (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Первый урок тепла и света (Варвара СОСНОВСКАЯ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск