Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Сначала был взрыв…
Актуальное интервью
20 января 2010 года, 15:04
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Александр СЕМЧЕНКОВ
Заполярный филиал – один из основных потребителей промышленных взрывчатых веществ в России. За год в недрах норильской земли в производственных целях взрывается более 14 тысяч тонн взрывчатки различного типа. Об особенностях оборота взрывчатых веществ в Норильске рассказал «Заполярному вестнику» заместитель главного инженера по буровзрывным работам горно-геологического управления Заполярного филиала Михаил МИХАЛКО.
– Михаил Петрович, каково значение взрывчатых веществ для производства?  
– Основной способ добычи в Заполярном филиале – буровзрывной. Взрывчатые вещества – это незаменимый инструмент, при помощи которого производится первое физическое действие добычи – взрыв. В зависимости от специфики взрывных работ используются ВВ разного типа: водоустойчивые, патронированные, гранулированные и другие. Некоторые виды взрывчатых веществ (около 50 % от потребностей производства) мы производим своими силами. Остальное завозим с материка.
– Где в Норильске производят взрывчатые вещества?
– В 1998 году был запущен первый подземный завод по производству ВВ на руднике «Комсомольский». Позднее такие заводы появились на рудниках «Октябрьский» и «Таймырский». Помимо этого на участках открытых горных работ карьера «Медвежий ручей» и рудника «Кайерканский» работают зарядно-смесительные машины, при помощи которых изготавливают ВВ непосредственно перед заряжанием. Изготовление производится из компонентов, которые по отдельности взрывчатыми свойствами не обладают.
 
Первым делом безопасность…
– Особые свойства взрывчатых веществ вызывают дополнительные хлопоты при транспортировке. Почему бы не производить ВВ на месте в полном объеме, если это имеет экономические обоснования?

– Пока что на месте мы изготавливаем только простейшие вещества, приготовление которых не требует каких-то особых условий. Например, для того чтобы получать водоустойчивые ВВ, а они являются одними из самых востребованных на производстве, необходимо сложное высокотехнологическое оборудование. Руководство компании ведет переговоры с несколькими фирмами, предлагая им построить в Норильске завод по производству таких взрывчатых материалов. Для потенциальной фирмы это очень выгодное предложение. Для нас же в этой ситуации немалую роль играет вопрос безопасности. Чем короче будет транспортный путь готового взрывчатого вещества, тем безопаснее.
– Какова схема поставки ВВ, закупаемых на материке?
– В основном ВВ закупаются на предприятиях Сибири и Урала. Железной дорогой транспортируются до Лесосибирска, где компания содержит специальный причал. Весь навигационный период груз переправляется на теплоходах в Дудинку. По прибытии в порт партия отправляется на склады взрывчатых материалов. И только потом строго обозначенными объемами поступает на подземные рудники и карьеры. Маршрут достаточно сложный, если учитывать специфику груза и необходимость вооруженного сопровождения. Но тема создания новых заводов по производству ВВ в Норильске по-прежнему остается на повестке дня. Если все пойдет согласно планам, то в недалеком будущем в Норильске заработают еще как минимум три завода. По предварительному расчету, общий объем выпускаемой продукции закроет потребности Заполярного филиала на 90%.    
 
Один отказ на десять тысяч
– Какие меры принимает компания для обеспечения безопасности буровзрывных работ?

– Профессия взрывника опасна по определению. В техническом плане делается все возможное, чтобы свести риски к минимуму. На рудниках компании широко применяются системы неэлектрического взрывания, а использование электродетонаторов сведено к минимуму. Это связано с тем, что на рудниках работает масса всевозможной техники и электрооборудования и при использовании электродетонаторов существует вероятность преждевременного их взрыва от блуждающих токов. К сожалению, существует проблема и иного рода. Изготовители средств инициирования не дают стопроцентной гарантии их срабатывания. Согласно статистике, на десять тысяч единиц приходится один отказ как электродетонаторов, так и неэлектрических систем взрывания. А за год горными подразделениями компании расходуется более двух миллионов различных детонаторов.
– Что делать, если заряд не был приведен в действие?
– На такой случай есть специально разработанные инструкции, которые содержат перечень всех мероприятий по ликвидации отказавших зарядов. В первую очередь, делается все, чтобы обезопасить работников. Затем устанавливаются причины отказа, после чего заряд уничтожается. Вариантов может быть несколько, в зависимости от обстоятельств. Штатной ситуацию не назовешь, но технология отработана детально.
– Какие меры по предотвращению хищений взрывоопасных веществ принимаются?
– Основной аспект в данном направлении – человеческий фактор. Все работники рудников, занятые на подземных горных работах, каждое полугодие проходят инструктаж о порядке действий при обнаружении отказавших зарядов взрывчатых материалов. Знакомятся со статьями Уголовного кодекса РФ, касающимися незаконного оборота взрывчатых материалов и оружия. Особое внимание уделяется взрывникам и лицам, допущенным к обращению с взрывчатыми материалами. Они регулярно проходят медицинские комиссии, проверки по линии органов МВД. Все поверхностные склады ВМ круглосуточно находятся под вооруженной охраной, а подземные склады ВМ подключены к охранной сигнализации. За выдачей взрывчатых материалов установлен строжайший контроль. Любая возможность скрытого выноса со складов практически сведена к нулю. При получении ВВ взрывником заводские номера заносятся в специальную книгу. Каждому взрывнику присвоен индивидуальный номер, которым маркируются все полученные им электродетонаторы. В случае обнаружения электродетонатора по этому номеру можно определить регион, предприятие и взрывника, который его получил.
0

Читайте также в этом номере:

Путь моржовый (Денис КОЖЕВНИКОВ)
В кассу, в кассу (Лариса ФЕДИШИНА)
Сила – в молодости (Елена ПОПОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск