Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Северные волки могут всё
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО
29 августа 2012 года, 15:21
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Интересные подарки иногда делают друг другу горняки.  Например, горный мастер Альберт Туркин с рудника “Комсомольский” подарил слесарю-ремонтнику Леониду Мирановичу скульптуру  из запчастей. Арт-объект носит название “Северный волк” и дополнен  гитарой и гаечным ключом. Концепция подразумевает, что любой механик –  человек творческий. Но почему волк? Потому что Леонид  действительно волк, то есть дока в своем деле, правда, не морской,  а с рудника “Комсомольский”. Работает там уже 30 лет.
Леонид, как и многие пацаны, стал понемногу играть на гитаре еще учась в школе, с тех пор она появляется в его руках, например, на домашних праздниках. Что касается гаечного ключа, то этот предмет он не выпускает из рук вот уже 30 лет. В скульптуре ключ олицетворяет трудовую деятельность.
Леонид пришел на рудник, когда “Комсомольскому” исполнилось 10 лет, а ему – 20. Сейчас руднику 40, Леониду Мирановичу 50. Работает на участке технологического комплекса шахтной поверхности полтора года, 29 провел под землей.
В Норильске Леонид оказался после службы в воинской части, которая базировалась на озере Пясино. Там и узнал: в шахте зимы нет, тепло, не то что в деревянных казармах, где солдатам было совсем не жарко. Солдат-маркшейдер из Кемеровской области также просветил, что рудные шахты гораздо безопаснее, чем угольные:
– Когда увольнялись, четверо из нас написали: “Норильский военкомат”. Двое пришли на рудник.
На руднике в его руках и появился гаечный ключ в качестве постоянного атрибута. Много чего успел им покрутить. Во многих интересных проектах советской эпохи участвовал.
Это сейчас на “Комсомольский” стали поступать машины “Паусс” для очистки канавок от грязи. В 80-е Леонид принимал участие в конструировании подобных самодельных агрегатов, на базе которых и сделаны “Пауссы”.
– Канавокопательные машины придумал наш механик Владимир Михайлович Башко, его уже нет. Старший рабочий Сергей Цюман ему помогал, я был его учеником. Мы их назвали “Олимп” в честь наших спортсменов – победителей Олимпиады-80. Делали машины на базе электровоза, ставили дизельные двигатели, коробку, кардан, она получалась самоходная, гидравлическая. До этого канавки копали лопатами, а один ковш заменил 40 лопат.
Самодельные машины еще живы, на балансе, только ремонтировать их стало затруднительно, – проблемы с запчастями советской эпохи.
Легче, удобнее, быстрее
Первые “Олимпы” сделали в 1980-м, Леонид пришел на “Комсомольский” в 1981-м, лет  шесть-семь принимал участие в их создании, а потом придумал свое ноу-хау – механизированный подъем грузов с помощью, опять же, самодельного крана.
– Мы написали на первом кране “Монтаж-1”, а потом давать названия перестали. Кран был нужен для того, чтобы рельсы менять, когда они приходят в негодность. Их режут на куски примерно по четыре метра, кран одним захватом цепляет такой кусок и выдергивает. А раньше кайлом кайлили между шпалами щебенку, очень трудно было: руда твердая и вязкая, кайло тупится и не берет, потом ломиками поддевали, тяжелая была работа. А так проще стало: старые рельсы выдернули, новые на шпалы положили.
Основой для рацпредложения послужили “Олимпы”, говорит Леонид:
– Я просто немного компоновку изменил: двигатель, коробка остается, ставится стрела помощнее от кровлеоборочной машины “Сикома” (которая с телескопом, людей поднимает). Эти пришедшие в негодность машины резали на металлолом, а нам отдавали стрелы и гидравлику. Мы их использовали. И сейчас эти краны стоят в гараже на участке ВШТ. Надо стрелку вырвать – только краном. Это называется механизированной откаткой.
Там, под землей, в частности на “Комсомольском”, просто раздолье для изобретателей и рационализаторов.
Из крупных предложений, облегчивших труд горняков, Леонид называет внедрение железобетонных канавок. Было это при директоре “Комсомольского” Богданове. Речь идет о канавках, спасающих рудники от обводнения. Канавки засоряются, их нужно чистить. На помощь пришли не только “Олимпы”, рудничные инженеры предложили заменить обычные забетонированные канавки на железобетонные, армированные. Эти крошиться перестали, крепкие, практически вечные.
– Их заказали на ДСК, – рассказывает Леонид. – Много пришло, каждая более двух тонн весом. Не нужно бетон возить, опалубки строить, краном поставили – легче, удобнее, быстрее.
К забору под старину, который сейчас окружает “Комсомольский”, Леонид тоже приложил руку. Ставила его бригада. А года три-четыре назад, за две недели до Дня шахтера, они построили горняцкий стадион. Северные волки с гаечными ключами в руках могут практически все.
Нашим механикам кризис не страшен
Наступила эпоха модернизации, “Комсомольский” почти в два раза больше стал давать руды, притом что раньше на участке было 60 человек, сейчас 30, говорит Леонид. Людей меньше, а техники и новых технологий больше. Раньше снизу вверх проходили ленты, заливали бетоном, сейчас сверху вниз. Верх закрепили, заколы уже не падают, машины не ломают. А раньше на машину “чемодан” (закол весом тонн 50), бывало, упадет – машине конец. Сверху вниз проходка удобнее и  безопаснее.
С модернизацией на “Комсомольском” порядок. Всю передовую технику – буровые, пэдээмки – покупают за границей. Но невозможно все купить, так же как заново перестроить рудник, говорит Леонид. Часто приходится подстраиваться под старое.
– Ваша работа творческая?
– Любая механическая работа творческая. Ты же не по чертежу делаешь. Приходишь куда-нибудь – техника сломалась, а запчастей нужных с собой нет, возвращаться на километры назад нет смысла. Рудник же действующий, он ждать не может, всем участкам нужны постоянно воздух, вода. Или возвращайся, или выкручивайся, что-то придумывай на ходу.
Выкручиваться приходилось часто, чуть ли не каждый день, вспоминает Леонид. У нас не Европа, чтобы все точно по проектам работало.
– Вдруг кризис начнется, все страны на дно лягут, а мы не пропадем, – уверен обладатель интересного подарка, – потому что из ничего можем сделать все.
Волк тоже сделан из ничего – очищенных и отмытых бэушных запчастей. А ведь креатив, как и другие работы Альберта Туркина, украшающие рудничную турбазу “Мечта”.
Все же со временем дают о себе знать постоянные перепады между наземным и горным давлением. Поправить здоровье помогают длинные отпуска. Кроме “Северного волка” и подарков от друзей и родственников на свой 50-летний юбилей Леонид получил круглую сумму от руководства рудника, а от товарищей по работе палатку и газовую печку. На Хараелашку с палаткой ездил на велосипеде с ночевкой, брал в отпуск, чтобы можно было устроить привал во время путешествия на машине. Есть у него и домик в Краснодарском крае. Оттуда Леонид и его жена Вика отправляются в автопутешествия по свету.
Северный волк с гаечным ключом стоит в прихожей в компании с крольчихой Манюней, которая жует в клетке сено, и черной кошкой Дашкой.
– Веселит Манюню, – шутит Леонид. – Вместо охраны ей.
Гаечный ключ олицетворяет трудовую деятельность, гитара – творческий подход к делу
0

Читайте также в этом номере:

Заряда хватит надолго (Марина БУШУЕВА)
У каждого своя школа (Евгения СИДОРУК, главный специалист Норильского городского архива)
Тихо переступила порог (Татьяна РЫЧКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск