Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Проверено на себе
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
30 ноября 2011 года, 13:14
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Над Норильском опустилась полярная ночь. Судя по опросу, опубликованному “ЗВ” в ее канун, норильчане в большинстве своем народ подготовленный, и грядущие 45 суток темноты мало кого пугают.
Самые отважные полярную ночь вообще не замечают, другие стараются соблюдать режим, употреблять витамины и больше времени проводить в окружении приятных людей. С последними солидарны и медики, в том числе заместитель главного врача Красноярского краевого психоневрологического диспансера №5 Павел ПОГОЖЕВ.
Восемь с половиной
– Так как же грамотно пережить полярную ночь в Норильске?
– Поможет яркий белый свет. В некоторых источниках звучит, что теплый дневной, но проверено на себе: лучше воздействует именно белый свет. Сейчас можно приобрести лампы дневного света, можно заменить энергосберегающими  лампами белого света, но лучше всего иметь дома светильник с рассеянным ярким белым светом. Полчаса утром после пробуждения при свете в течение двух недель как минимум – и “полярная” депрессия вам уже не грозит. Ее механизм очень простой. В нашем организме, в головном мозге, вырабатывается множество активных веществ, два из которых регулируют суточный ритм сна и бодрствования. Это серотонин и мелатонин. Если через сетчатку глаза  поступает достаточно света, вырабатывается серотонин, так называемый гормон счастья. Если интенсивность света снижается – мелатонин, естественное, физиологичное снотворное. Если мы в полярную ночь лишены дневного света, то пусть будет искусственное яркое освещение в помещениях и разноцветное на улице, которого сейчас стало больше в нашем городе, например на Ленинском проспекте.
Дома, если это возможно, должны быть комнатные растения, домашние животные. Все это запускает в нашем организме механизм эмоциональной защиты от синдрома полярного напряжения.
Обязателен нормальный сон. Если мы треть своей жизни тратим на него, значит это зачем-то нужно.  Принято считать, что спать нужно восемь часов, но это не совсем верно. В зависимости от возраста продолжительность сна меняется. Младенец спит целыми днями, и это нормально, а вот после 60 лет достаточно и пяти часов. Чтобы высыпаться, постарайтесь спать нечетное количество часов: пять, семь, девять или хотя бы восемь с половиной…
– А если дольше, предположим, одиннадцать часов?
– Если человеку комфортно, то пусть спит, но не стоит уподобляться одному очень известному животному, ведь можно и жизнь проспать. В этот период мы и так сонные, вялые, менее работоспособные. Разумные физические нагрузки, активный образ жизни, встречи с друзьями, яркие впечатления, хождения на выставки, в театр и кино – все это позволяет пережить полярную ночь, не впадая в спячку.
Десять лет назад, когда я приехал в Норильск, во время медосмотра один врач обронила фразу, что в городе очень не хватает психиатров: “У нас так много пожилых людей, страдающих расстройством памяти”.
По последним данным, интенсивный свет увеличивает интеллектуальный потенциал, а его отсутствие может привести к слабоумию. При  искусственном электрическом освещении, приравненном к солнечному, в домах престарелых Швеции и Финляндии отмечено повышение интеллектуального уровня его обитателей на пять процентов.  Свет стимулирует активность, повышает жизненный тонус, препятствует развитию  старческого слабоумия. Думаю, что немолодым людям, чтобы отдалить сумерки жизни, надо знать об этом.
Думать о хорошем
– Многие берут на время полярной ночи отпуск и улетают куда-нибудь в южные широты, туда, где в это время года достаточно много света и ярких красок.
– Это неплохо, если есть такая возможность. Только не стоит забывать, что пересечение часовых поясов тоже неблагоприятно влияет на человека. Норма для адаптации при пересечении  с востока на запад (рассчитывается в часах) – количество часовых поясов, умноженное на 24 и деленное на шесть. А вот с запада на восток количество дней для адаптации соответствует количеству пересеченных поясов. Для жителей Крайнего Севера существенно адаптироваться и к разности температур – это не менее 10 дней. Вот и получается: вроде приехал из отпуска, должен быть отдохнувшим, а недели полторы чувствуешь себя как-то неважно. Это и есть адаптация.
– Тогда, может, полезнее сидеть на одном месте и никуда не ездить, особенно в полярную ночь?
– Отпуск необходим человеку для того, чтобы получить заряд положительной энергии. Мы вообще очень энергоемкие, но не всегда умеем  правильно использовать свои ресурсы. Если я живу и постоянно думаю о плохом, то мне некогда подумать о хорошем, а нужно наоборот – жить, получая от жизни удовольствие, испытывать радость достижений, а все плохое, если оно появляется в жизни, философски сопровождать изречением царя Соломона: “Все проходит, и это пройдет!”.
Когда на душе хорошо, мы подзаряжаемся энергией. Старайтесь смотреть больше комедий и меньше страшилок и ужастиков. Есть такая психотерапевтическая методика – “альбом воспоминаний”. В полярную ночь советую чаще рассматривать альбомы с яркими фотографиями, с приятными жизненными  моментами. У себя дома я повесил панно из любимых семейных фотографий, и это работает.  
– Наука считает, что приехавшим на Крайний Север без вреда для здоровья можно жить здесь от восьми до 15 лет.
– По одним источникам, сбои в организме начинаются после восьми лет жизни на Севере. По другим – после 10–15. Но это относится к мигрантам. Для коренных, то есть родившихся на Севере, все несколько иначе. Не секрет, что многие, уехав на материк, возвращаются. Они не могут без тундры, им снится пурга… Исследований на эту тему, насколько мне известно, не проводилось, но случаев в практике немало. Если организм привык к постоянным геомагнитным колебаниям, то в спокойной обстановке сосудистая система часто дает сбой. Не всем удается пройти период адаптации на материке, но если получается, то живут долго.
– Вы приехали  в Норильск десять лет назад, у вас уже накопилась “полярная” усталость?
– 22 января 2001 года Норильск встретил меня морозом под 50 градусов, и я словно вернулся в свои 18 лет. Дело в том, что я из Тульской области, но службу в армии проходил на 67-й параллели – в Воркуте.  Еще тогда понял, что Север – мое. И все десять лет я получаю удовольствие от жизни в этом городе, и организм мой в порядке. Возможно, мне помогают профессиональные знания, которыми я делюсь и со своими пациентами.
– Как часто в психоневрологический диспансер обращаются пациенты с депрессией?
– Именно с синдромом полярного напряжения к нам приходят редко. Если заглянуть в окна норильчан, то практически в каждом увидишь  лампы дневного света, множество комнатных растений. Большинство жителей северного города интуитивно выходят на правильный путь. Но если появились симптомы депрессии, следует обратиться к психиатру или к психотерапевту. Сниженное настроение, подавленность, душевная тоска,  повышенный аппетит или его отсутствие, сопровождающиеся расстройством сна, – все это признаки депрессии. Самое неприятное, что при этом снижается, а иногда полностью исчезает чувство удовольствия. Жизнь становится серой и скучной.  Депрессию нужно и можно лечить.
0

Читайте также в этом номере:

Счастливый человек (Елена ПОПОВА)
Этот северный ноябрь (Лариса ФЕДИШИНА)
На елке можно рисовать (Марина БУШУЕВА)
Поставь свою подпись (Марина БУШУЕВА)
Снежность (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск