Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Правильное направление
На материк
20 мая 2009 года, 13:05
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ
Основная черта Петра ПАРФЕНЮКА – умение выбирать правильное направление. И в жизни, и в работе. Именно это качество и привело его в Норильск из зеленого южного города Бердичева в далеком 1977 году.
Дело всей жизни
Теперь, оставляя Норильск навсегда, Петр Павлович впервые сомневается в правильности сделанного им шага. Впрочем, решение уезжать на материк для многих людей, отдавших Крайнему Северу несколько десятилетий жизни, честно отработавших здесь и оставивших о себе добрую память, становилось непростым. Понимаешь, что все главное на этой холодной, но ставшей родной земле уже сделано, что пора на заслуженный покой, но как нелегко сделать этот шаг, оторваться от того, что стало твоей неотъемлемой частью. Петр Парфенюк, бывший директор завода «Стройкомплект», сделал для Норильска немало. И уезжает с чистой совестью и чувством выполненного долга. С ощущением, что тридцать с лишним лет занимался своим делом.
 
Дипломатом стать не захотел
А ведь мог Парфенюк стать дипломатом. В 1973 году, после демобилизации со срочной службы, старшину ракетной батареи, комсорга и редактора стенной печати командование рекомендовало к поступлению в Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (ныне РУДН), один из престижнейших вузов СССР. В то время такая рекомендация давала гарантию поступления. В вузы, готовившие кадры для дипломатических корпусов, людей с улицы не брали. Поступить можно было только по направлению обкомов партии или командования войсковых округов, поставлявших «штучный товар». Принимали самых проверенных и способных. Экзамены не были решающим фактором – после собеседования абитуриент автоматически становился студентом. Готовился приказ и о зачислении Петра Парфенюка. Только паренек из Бердичева, не привыкший сидеть на чужом хребте, сделал шаг, удививший многих. Он отказался от зачисления.
– Содержать меня, стань я студентом, было некому – отец болел, мама зарабатывала копейки, – вспоминает Петр Павлович. – Не мне – им нужно было помогать. Я решил, что буду со своей семьей. Да и девушка ждала меня из армии.
 
За запахом тундры
Свадьбу сыграли сразу же. А уже в следующем году родилась дочь, которую отец назвал так же, как зовут жену – Еленой. Прошло три года. Жили дружно, но небогато. Супруга первой заговорила о том, что надо что-то менять. Ее подруга пару лет назад уехала на Крайний Север и присылала восторженные письма. В те времена полстраны было в разъездах. Комсомольско-молодежные стройки ждали рабочих рук. И не обманывали ожидания тех, кто решил круто поменять судьбу. Хорошая зарплата, возможность быстро получить от государства квартиру. Да и романтику не будем сбрасывать со счетов, и то, что комсомольцы-добровольцы пользовались заслуженным уважением. «А я еду за туманом и за запахом тайги» – пела тогда вся страна. А Парфенюк поехал за запахом тундры, что было не менее почетно.
Собрав чемодан, Петр отправился в Норильск на разведку. В отделе кадров медного завода выпускнику машиностроительного техникума предложили место в производственном отделе. Но в те времена рабочий человек гарантированно получал больше кабинетного. «Только плавильщиком!» – настаивал Парфенюк. «Юноша, вы не знаете, что такое плавильный цех», – возражали ему в отделе кадров. Но все же определили на отражательную печь. «Если есть ад, то он здесь», – подумал Петр после первой рабочей смены. Тридцать лет назад плавильный цех серьезно отличался от того, что есть теперь.
– Пыль, огонь, жар, холод, газ – все смешалось тут, – вспоминает Парфенюк. – Но давать обратный ход не в моих правилах.
Однако первая зарплата порадовала. А через семь месяцев он привез в Норильск семью. Три года жили в комнате, выделенной молодой семье в мужском общежитии. Приходилось и дружинить, и рисовать стенные газеты, чтобы заслужить свою комнату в гостинке. С медного, правда, вскоре пришлось уйти – заработал пылевой бронхит. Трудился слесарем по ремонту котельного оборудования на ТЭЦ-1, потом мастером. Заочно учился в Норильском индустриальном институте на факультете строительных и дорожных машин. И уже с начала восьмидесятых начал работать по строительной специальности. На заводе – тогда тресте – «Стройкомплект» Петр Парфенюк трудится с 1985 года.  
 
Школа жизни и мастерства
Прораб, старший прораб, заместитель главного инженера, начальник управления треста, директор завода… Карьера была не быстрой. Все давалось трудом, бессонными ночами, упорством в достижении целей. А цели тогда были масштабными.
– Строили Оганер, Дудинку, – рассказывает Петр Павлович. – В столицу Таймыра отправляли целые составы с панелями для домостроения. Все это изготавливалось в «Стройкомплекте».
Особенно сложным периодом считает Парфенюк годы реструктуризации.
– Предприятия сливали, разъединяли, переводили из одних структур в другие, – рассказывает он. – При этом надо было не уронить производство. Был период, когда численность треста «Стройкомплект» доходила до четырех с половиной тысяч человек. И всех надо было обеспечить работой и зарплатой.
Норильск всегда считался школой высокопрофессиональных кадров. Согласен с этим мнением и Парфенюк.
– Всегда с благодарностью буду вспоминать управляющего трестом «Стройкомплект» Владимира Юзовича Пескина, который принимал меня на работу прорабом. После его ухода трест возглавил Владимир Васильевич Андреев – строитель от Бога. Управляющий трестом, он знал каждый объект, лично облазил все здания в строящемся тогда Оганере. Это был наглядный пример, как надо работать. Для меня то время – лучшая пора жизни.
 
Еще один важный шаг
Не только на производстве, но и в личной жизни все у Петра Парфенюка удалось. Любимая жена Елена Борисовна, с которой прожили 36 лет, работает в ЗАО «Алыкель» начальником службы бортового питания. Дочь, подарившая Петру Павловичу двоих внуков – Петра и Лену, живет сейчас в Москве. А сын Петр (это уже жена назвала, в честь отца) учится в… Российском университете дружбы народов на факультете международной экономики. И если отец не стал дипломатом, – о чем, как мы уже говорили, совсем не жалеет – то, может быть, это поприще ожидает в будущем Петра Парфенюка-младшего?
Присвоены Петру Павловичу звания «Ветеран труда комбината» и «Ветеран труда». Награжден он за добросовестный труд медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.  
Всю жизнь Петр Парфенюк был книгочеем. Но часто на чтение не хватало времени, хотя библиотеку он собрал солидную.
– Буду на пенсии книги читать, – говорит он. – Ведь чем дольше живешь, тем больше хочется разобраться во всех тонкостях мироустройства. Особенно я люблю историческую и научную литературу.
Отправлен уже на материк и снегоход «Линкс», на котором любил Парфенюк прокатиться по просторам тундры. Теперь будет осваивать на нем умеренные широты – подмосковные. И вспоминать о Норильске – городе, в котором всегда шел в правильном направлении.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск