Последний из АНТов
ИСТОРИЯ
2 апреля 2008 года, 13:04 Фото: Виктор ФИЛИППОВ Текст: Виктор ФИЛИППОВ
|
В Ульяновске, в Музее гражданской авиации, один из самых знаменитых экспонатов – АНТ-4 «Авиаарктика» с бортовым номером Н-317. Четверть века назад он был вывезен из тундры норильскими вертолетчиками.
Пропавший самолет Утром 12 января 1944 года самолет АНТ-4 с одиннадцатью пассажирами на борту вылетел из Туруханска в Игарку. Экипажу из четырех человек во главе с командиром Григорием Науменко предстоял двухчасовой перелет. Воздушная трасса проходила вдоль берега Енисея, и при хорошей видимости проблем с ориентированием не возникало. Но в тот день самолет попал в низкую облачность и отклонился от курса. В разрыве облаков летчики увидели под собой незнакомую заснеженную местность. Определить свое местоположение экипажу не удалось, к тому же началось обледенение самолета. Командир принял решение пойти на вынужденную посадку. Наиболее подходящим для этого местом показалось замерзшее озеро. Приземлились удачно, но уже в самом конце пробега машина врезалась в крутой берег. В результате носовая часть кабины разбилась, подломились стойки лыж, вышла из строя радиостанция. К счастью, экипаж и пассажиры не пострадали, но при таких серьезных повреждениях Н-317 взлететь уже не мог, а отсутствие связи не позволило сообщить о случившемся. Оставалось одно – ждать помощи… Пропавший самолет начали искать через два дня. В воздух поднялись три АНТ-4. Поисковая операция продолжалась недолго – через сутки разбитый Н-317 был замечен экипажем самолета Н-315. Все люди были спасены, по некоторым данным, их эвакуировали в Игарку. В порт назначения через десятилетия О лежащем в енисейской тундре АНТ-4 вспомнили спустя много лет: совершенно случайно его увидели с пролетающего самолета. Летом 1983 года газетой «Воздушный транспорт» была снаряжена экспедиция, которой удалось добраться до уникальной машины и обследовать ее. К тому времени не сохранилось ни одного АНТ-4, поэтому Н-317 решили восстановить и передать в музей. Для выполнения ремонтных работ самолет предстояло доставить в Выборгское авиационно-техническое училище гражданской авиации. Но как вывезти его из тундры? Достаточно сказать, что размах крыльев у ветерана полярных авиатрасс такой же, как у реактивного ТУ-134. За помощью обратились к вертолетчикам Норильского объединенного авиаотряда. Экипаж МИ-6 под командованием Александра Окуня блестяще справился с трудным заданием. 27 августа 1983 года АНТ-4 подняли в воздух на внешней подвеске вертолета. Полет был очень сложным. Несмотря на то что предварительно для уменьшения веса и габаритов с самолета сняли все мелкие детали, хвостовое оперение и часть крыльев, его все равно раскачивало и закручивало встречным потоком воздуха. Но благодаря высокому мастерству норильских авиаторов Н-317 был благополучно доставлен в Игарку. Через 39 лет после своего вылета… В Игарке его перегрузили в транспортный ИЛ-76 и спецрейсом отправили в Выборг. Сохранить для истории При внешнем осмотре АНТ-4 возникает впечатление, что самолет обшит профнастилом. На самом деле это «фишка» авиационных конструкторов 20-х годов – кольчугалюминий, новейший материал того времени. Промышленность давно его не выпускает, а на Н-317 не хватало несколько листов такой обшивки. Ремонтники нашли выход. Был изготовлен специальный штамп, с помощью которого можно было получать аналог кольчугалюминия с таким же шагом гофра, что и на самолете. Но были и более тяжелые проблемы. На АНТ-4 отсутствовали двигатели, и до сих пор, кстати, неизвестно, кто и когда снял их с аварийной машины. Не подлежала ремонту смятая кабина, утрачены некоторые детали. Работы по восстановлению самолета приостановились. Дальнейшие события – из области невероятного везения. В районе Диксона был найден еще один потерпевший катастрофу АНТ-4. Самолет с бортовым номером Н-227 разбился зимой 1938 года: из-за густого тумана он врезался в складку местности. Командиром экипажа был Борис Агров. И в этой аварии человеческих жертв не было, но экипаж и пассажиров нашли только через девять дней. Летом 1985 года с Н-227 сняли двигатели, кабину и доставили самолетом в Выборг. Это позволило завершить реставрационные работы Н-317, после чего его погрузили на баржу и отправили в Ульяновск. Несмотря на солидный возраст (более 80 лет) и аварию, самолет, по словам сотрудников музея, еще может взлететь. Мне разрешили подняться на крыло, чтобы осмотреть кабину пилотов. Поразила ее невероятная теснота, бедность приборной доски и отсутствие обогрева. И в таких условиях экипажи летали на Севере… Послесловие. Норильск, готовящийся отметить свое 55-летие в статусе города, многим обязан полярной авиации. Но ее вклад в нашу историю на территории никак не отмечен. Ни улицы, ни памятника… Все забыто. Даже ИЛ-14, установленный на месте старого аэропорта, демонтирован... Так почему бы не исправить ситуацию, воспользовавшись очередным юбилеем? Думаю, что совсем несложно организовать в новом здании аэропорта Норильск несколько стендов с архивными фотографиями. Наверное, не только гостям, но и самим норильчанам будет интересно увидеть первых пилотов, проложивших сюда трассу с материка, старые самолеты на Часовне, Вальке, Стрихнинном (ныне озеро Долгое), аэродромы Нежданная и Надежда… |
0 | Твитнуть |