Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
13:35 В Норильске празднуют День шахтера
09:30 В Мончегорске проходит Международный литературный фестиваль «Табуретка»
18:05 Торжественный вечер для горняков прошел в Норильске
14:20 400 миллионов тонн руды дали стране норильские горняки
13:55 Дмитрий Свиридов: «Успехи «Норникеля» напрямую влияют на качество жизни в регионе»
Все новости
Полным ходом
Актуально
17 апреля 2014 года, 18:00
Фото: Денис Кожевников
Текст: Екатерина БАРКОВА
Ледоход на Енисее в Дудинке ожидают, как и в прошлом году, в конце мая. Это немного раньше по сравнению со средними многолетними значениями. Также раньше обычного, 15–19 мая, произойдет подтопление причалов Дудинского морского порта. Все службы к этому начали готовиться уже сейчас.
Без шика
– Мощного ледохода, которого все так ждут, с высокими глыбами голубого льда, с шумом и треском двигающегося по реке, у нас не было с 2007 года. Интересные моменты теперь можно поймать только во время подвижек, а ледоход на Енисее впору называть недоношенным ребенком, – на простом примере объясняет “Заполярному вестнику” ведущий специалист бюро гидрологии гидротехнической службы центра диагностики Заполярного филиала “Норильского никеля” Тамара Матвиенко, уже в 31-й раз за свою жизнь встречающая ледоход. – В этом году с 1 марта по 1 апреля кромка льда продвинулась на приличное расстояние. Такого у нас не бывало. Сейчас кромка льда находится почти на 200 км ближе к Дудинке, чем в этот же период прошлого года. Она расположилась в 15 км выше Назимово (данные на 14 часов 16 апреля. – Авт.), это 1428 км от Дудинки. Река разогналась: за день лед продвигался вперед на 22 км, 15 км, 9 км. Последние дни лед преодолевает за день около 20 км.
Скорому и раннему продвижению льда по Енисею способствует небывалая оттепель на юге и севере Красноярского края. Из-за нее намного раньше открылись реки  Енисейского бассейна и бассейна реки Обь. К примеру, на прошлой неделе из-за высокого давления льда на 17 дней раньше средних многолетних значений открылась река Мана. Она уже чистая. На сегодня в районе Подкаменной Тунгуски, это на 100 км ниже Осиновского порога, уже появились закраины.
Однако неожиданная оттепель не повлияла на таяние льда на Енисее в Дудинке. Днем лед, покрытый снегом, сопротивляется солнцу. Он начинает подтаивать ночью, когда держится положительная температура воздуха. На данный момент толщина льда меньше нормы, она составляет 118–147 см. Толщина льда больше на тех участках, где образуется наледь. Это происходит, если вышедшая на лед вода замерзает. Одна из причин меньшей толщины льда в том, что при ледоставе долго шла перекристаллизация. В идеале для созревания льду необходимо некоторое время претерпеть холод, тогда он приобретет плотную кристаллическую структуру.
– Мы прогнозируем ледоход на 29 мая. В прошлом году он начался 28 мая, после четвертой подвижки при уровне 15,18 м. Пик паводка составил 15,51 м. Затопление речных и морских причалов низкой воды с отметкой восемь метров ожидаем 15 мая. При этом ранним срок не назовешь: в 1997 году вода пришла на демонстрацию 1 мая, в 2011 году восьмиметровую отметку затопило 4 мая. Уровень воды во время ледохода не должен быть критическим. Ожидаем минимум – примерно до 17 м. Самый низкий уровень за наблюдаемый период был в 1968 году – 11,13 м. Уровень 11,17 м зафиксирован в 1987-м. И конечно, многие северяне помнят 1999 год, когда вода поднялась выше критической отметки 20 м – 21,49 м. Это был самый высокий уровень из истории наблюдений. Тогда затопило часть прибрежных улиц, – рассказывает Тамара Матвиенко. – Сейчас подтопления поселков мы не ожидаем. Единственное, если в Левинских Песках пойдут ледяные поля, то лед может подпереть первые дома, находящиеся у берега. Поселок иногда с тыла подтапливается ручьем. Но, думаю, в нынешнем году такая ситуация маловероятна. Что касается прогнозов погоды, апрель будет с дождями, в мае температура воздуха поднимется выше средних многолетних значений на один-два градуса.
Всегда готовы
История по подготовке к паводку и восстановительная работа на причалах Дудинского морского порта повторяются из года в год. Исходя из прогноза по затоплению восьмиметровой отметки, уже изданы приказы о подготовке к паводку. Процедура стандартная, к ней давно привыкли сотрудники всех служб.
– Для нас подготовка никакой неожиданности не представляет. Порт на этом существует. Единственное, ежегодно в ситуацию вносит нервозность то, что мы четко не знаем, когда произойдет затопление причалов. Нет методик, которые бы однозначно и с точностью до дня все это спрогнозировали. Поэтому мы всегда ориентируемся на прогнозы гидротехнической службы. Естественно, сроки могут корректироваться, но мы к этому готовы всегда, – говорит главный инженер порта Заполярного транспортного филиала ГМК “Норильский никель” Сергей Касаркин. – Средняя дата затопления причалов – 24 мая. 15 мая, конечно, ранний срок. В соответствии с ним мы проходим весь комплекс мероприятий по подготовке к подтоплению причалов. Он включает в себя эвакуацию всего того, что есть на причалах: энергохозяйства, в их числе линии электропередачи, подстанции, сооружений, техники, включая портальные, портовые краны на колесном ходу. Всегда в подготовке к паводку небольшую сложность представляет то, что мы поднимаем портальные краны. Это связано с тем, что надо подготовить спусковую дорожку, опустить подъемные устройства, загнать на них краны и поднять оборудование на незатопляемую отметку 20 метров. Издан ряд приказов, которые обязывают руководителей подразделений зачистить хозяйственную территорию причалов. Это делается для того, чтобы во время затопления Енисей не претерпел воздействий от нашей хозяйственной деятельности.
Ежегодно на работу по подготовке к затоплению причалов и их восстановлению после ледохода и спада воды ЗТФ закладывает в свой бюджет около 30 млн рублей. Сумма может меняться в зависимости от степени разрушения причалов. Основная часть денег приходится на восстановление путевого хозяйства – это железнодорожные и подкрановые пути. Плюс ко всему средства тратятся на уборку территории от осадков: около месяца причалы находятся под водой, в это время снижается течение Енисея, и вся грязь начинает оседать на территории. После снижения уровня воды на причалах остается слой грязи до полуметра. Если суммировать общий объем осадков, получается до 20 тысяч тонн, что сравнимо с габаритами загрузки морского корабля.
– Поэтому без посторонней помощи здесь никак нельзя. В частности, нам очень здорово помогают коллеги из Заполярного филиала компании. Руководители подразделений мобилизуют своих работников. Люди на автобусах приезжают в Дудинку и за выходные существенно нам помогают. Потом мы своими силами приступаем к работам по возврату техники на причалы, – продолжает наш собеседник. – Во время паводка мы грузы не принимаем. Скажу больше: предприниматели торопятся, хотят быстрее привезти продукцию и реализовать ее. Они самостоятельно в Архангельске или в Мурманске фрахтуют суда и посылают их в Дудинку. И не понимают, почему суда не обрабатываются, когда причалы стоят под водой. Реально мы этого не можем сделать. Были случаи, когда судно возвращалось, люди терпели большие убытки. Это природа, многое зависит не от нас. Работа с обработкой грузов на морских судах начинается на рейде после небольшого снижения уровня воды. Для этого мы задействуем плавкран и баржи. Причалы начинают работать в полную силу через две недели после выхода из-под воды.
Даже перевыполнят
До затопления причалов в Дудинском порту должны обработать девять морских судов, что предусмотрено программой департамента логистики “Норильского никеля”. Самым напряженным в этом плане оказался апрель, когда порт должен обработать шесть морских судов. Первый, “Мончегорск”, отправился в Архангельск 15 апреля. Следом уйдет “Заполярье”, в это же время под выгрузку и затем под погрузку металлолома встанет теплоход “Павел Вавилов”. Позже придут дизель-электроходы “Надежда” и “Талнах”.
– В мае планируем обработать три судна. Они доставят грузы, необходимые прежде всего Заполярному филиалу, а также сторонним организациям, которые перевозят в том числе продукты. Мы будем заниматься обработкой судов предположительно до 15 мая. Вы обратили внимание, что в этом году на берегу как никогда мало грузов? Это значит, что слаженно работают Дудинский порт и Предприятие технологического железнодорожного транспорта, своевременно доставляют в порт под грузы железнодорожные вагоны. Некоторые грузы размещаются на складах товаро-перевалочного цеха №2 предприятия “Единое складское хозяйство” до их востребования в Норильске, – поясняет начальник производственно-диспетчерского отдела Заполярного транспортного филиала “Норильского никеля” Валерий Захарчук. – С начала года мы обработали 322 332 тонны грузов. В апреле, мае, июне должны обработать еще 295 612 тонн. В апреле прогнозируем перевыполнение плана водного грузооборота на 14 тысяч тонн. Все работники ЗТФ знают свои задачи, которые необходимо выполнить перед затоплением причалов. Мы считаем, все будет сделано и затопление причалов пройдет в штатном режиме.
 
Апрель будет с дождями, в мае температура воздуха поднимется выше средних многолетних значений на один-два градуса.
 
Уже сейчас Дудинский порт готовится к затоплению причалов
0

Читайте также в этом номере:

ЗАВОДное рокабилли (Лариса ФЕДИШИНА)
Нам обещают СОК (Лариса ФЕДИШИНА)
Понять, решить (Лариса ФЕДИШИНА)
На перекрестке двух дорог (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Саша «взяла Россию» (Екатерина БАРКОВА)
Ах, белый теплоход (Екатерина БАРКОВА)
В поисках лучших (Полина ИВАНОВА)
Чем холоднее, тем лучше (Татьяна РЫЧКОВА)
Оценят по достоинствам (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Молодежь на удочке (Екатерина БАРКОВА)
Онлайн-пропажа билетов (Екатерина СТЕПАНОВА)
Быстрее ветра, сильнее бури (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Проверка грамотности (Марина БУШУЕВА)
Свое дело знают мастера (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Баня, прорубь и Луна (Марина БУШУЕВА)
Почетные из почетных (Евгения СИДОРУК, главный специалист Норильского городского архива)
Есть ли в России общественное телевидение? (Выбор зрителя с Еленой КОВАЛЕНКО)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск