Perpetuum Robbins
11 ноября 2008 года, 14:55 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Елена ПОПОВА
|
В горно-геологическом управлении отметили 30 лет с того дня, как в компании «Норильский никель» появилась первая буровая установка Robbins.
Вряд ли кто-то из работающих на Robbins задумывается о том, что всемирно известное шведское оборудование когда-то было «прописано» в Америке. Машину для работы на угольных шахтах в прошлом веке сконструировал в США Джеймс Роббинс. Он же открыл и семейную фирму, а его сын дело продолжил, создав революционную по тем временам машину для бурения восстающих – вертикальных или наклонных выработок для рудоспусков, вентиляции, деривации и различных стволов. Фирму с известным брендом, причем именно ту часть компании, которая занимается проходкой восстающих, позднее перекупила «Атлас Копко», и с 2000-х производство машин было перенесено в Швецию. Об этом и многом другом рассказал приглашенным на презентацию Robbins в юбилейный день представитель московского офиса компании «Атлас Копко» Денис Солодов.
73 RH и 91-я серия Кто сказал, что вечный двигатель человечество еще не придумало? – До сих пор у нас в эксплуатации станок, купленный еще в 1978 году, – ошарашил непосвященных генеральный директор ООО «Норильскгеология» Аркадий Храмцов. Сколько машине еще суждено проработать, не может сказать никто. Даже представители самой фирмы-изготовителя. – На Robbins сроков эксплуатации и амортизации, как, например, на другое наше оборудование – проходческие Boomer или добычные Simba – не существует, – объяснил «ЗВ» Денис Солодов. – Как показывает практика, замене в основном подлежат мелкие детали, а основная часть машины может работать очень и очень долго. Непосвященных на юбилее Robbins – раз, два и обчелся. Только мы с фотографом. Остальные все «в теме» – руководители и рабочие, непосредственно связанные с уникальной техникой. Они знают, о чем спросить представителя московского офиса «Атлас Копко». – Пять метров 73 RH Robbins выбуривает? – Нет, машина рассчитана на диаметр семь футов, – Солодов переводит цифры в более привычную для всех систему измерения: – Это около 2,1 метра. Но при применении в идеальных условиях максимальный диаметр достигает 2,8 метра. – Есть ли в каких-нибудь странах буровые станки 91-й серии? – В Австралию поставили три месяца назад. А в России пока нет ни у кого. – Новая техника нам понадобится, – объясняют свой интерес производственники, – года через три-четыре придется бурить два ствола. Цена и качество Самый большой парк Robbins (более 50 машин) сегодня находится в США и Канаде. Впрочем, уверяют специалисты, машины там не самой последней модификации. Более современную технику используют в ЮАР, Австралии и России. Основной парк Robbins в нашей стране сосредоточен на предприятиях «Норильского никеля». Что неудивительно –стоимость машин довольно высока, позволить себе такое количество Robbins может не всякая компания. В мире гораздо более распространена практика, когда фирма-контрактник приобретает всего одну машину и осуществляет подрядные работы для компаний-заказчиков. Говорить навскидку о стоимости машины специалисты отказываются. «Все зависит от конкретной модели, множества параметров, – поясняют они. – Но отталкиваться надо минимум от миллиона евро». Мечтам о новых Robbins по вполне понятным причинам в Норильске сбыться пока не суждено – мировой финансовый кризис сделал свое дело. Гораздо реальнее решать проблемы с уже имеющейся техникой. По словам производственников, больше всего хлопот сейчас доставляет замена запчастей. – Если вовремя обслуживать машину, следить за состоянием деталей – еще 30 лет наш старенький Robbins 61 RH проработает, – объясняет машинист буровой установки Ильдар Шайдуллин. На этой технике он двадцать лет. – Понравился станок сразу, как увидел, – признается рабочий. – С тех пор на этой машине и работаю. Ни разу она не подвела. Простая в управлении и надежная. – Станок уникальный, – вторит ему замглавного инженера по эксплуатации оборудования ГГУ Сергей Гудко. – Я вспоминаю время, когда ребята принимали машину, у них слов не находилось от восторга. Какая мощь! Какой пульт управления! Нынешний замглавного инженера по ОТиТБ Геннадий Романов, отработавший начальником участка Robbins десять лет, вспоминает случай, когда на спор с еще одним начальником участка сел за Robbins – рабочие уверяли, что на выполнение некоторых операций требуется 2–3 смены. – И что вы думаете? Мы все сделали за одну смену, – смеется Романов. – Бурильщики с тех пор больше с нами не спорят. Специалисты еще долго обсуждали преимущества Robbins перед другими машинами: высокую скорость проходки, безопасность при проведении буровзрывных операций и многое другое. Совершенству нет предела За годы сменилось не одно поколение машин. Сегодня основную сложность, по мнению представителей «Атлас Копко», представляет переход на современные способы управления – электронная система управления, компьютеризированные машины. Проблемы возникают в основном из-за человеческого фактора. – Управление машиной становится проще, а обслуживание – наоборот, – говорит Денис Солодов. – В связи с этим требуются высококвалифицированные наладчики, компьютерщики, электронщики. Производственники высказывают свою точку зрения: обучиться работе на новых моделях на самом деле не так сложно. – Современная машина Robbins с автоматическим управлением довольна сложная, – соглашаются они, – но народ у нас квалифицированный, независимо от возраста. Для нас в работе главное, чтобы электроника не подводила. Все критические замечания представители шведской фирмы пообещали учесть. Во взаимовыгодном сотрудничестве заинтересованы обе компании. |
0 | Твитнуть |