Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Отличительная черта профессионалов
ШТРИХИ К КОЛЛЕКТИВНОМУ ПОРТРЕТУ
22 сентября 2011 года, 14:09
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
Когда в июле 1938 года заместитель начальника Норильского комбината младший лейтенант Госбезопасности Бусыгин подписывал приказ о слиянии опытной станции стройматериалов и строительной лаборатории, он вряд ли догадывался, что создание центральной строительной лаборатории (ЦСЛ) случилось как нельзя вовремя. Как показал опыт последующих лет, третий квартал, самые теплые месяцы года, на большой норильской стройке особенно напряженный период. Это время, когда нужно многое успеть.
Не знаю, насколько корректно мое умозаключение применительно к сегодняшним условиям,  в которых работают Заполярная строительная компания и одно из ее старейших подразделений, но берусь утверждать, что в последние годы строители в Норильске становятся все более и более востребованы. Значит, прибавляется дел у экспертов из ЦСЛ.
“Центральная строительная лаборатория по видам выполняемых работ и качеству предоставляемых услуг является монополистом не только среди подразделений Заполярного филиала компании, но и во всем Норильском промышленном районе, – говорится в официальном документе. – Основные задачи специалистов лаборатории – осуществлять входной, операционный и приемочный контроль строительно-монтажных работ, проводить освидетельствование несущих конструкций зданий в соответствие с действующим законодательством, требованиями стандартов, технических условий, вести разработку составов бетонов и растворов”.
Такая шуба не нужна
На столе у лаборанта химического анализа Галины Сивенковой, как на домашней кухне, много разноцветных баночек из-под кофе, варенья, солений. Только надписи на баночках говорят, что их содержимое вовсе не для желудка предназначено.
– Что вы сейчас будете делать? – спрашиваю Галину Юрьевну.
– Испытывать антикоррозионные краски, – отвечает Сивенкова и показывает, как это делается в лабораторных условиях.
Стараясь не мешать серьезному процессу, я все-таки задаю лаборанту химического анализа “коварный” вопрос:
– А если вы установите, что материал непригоден для окраски металлоконструкций, что подрядчики делают?
– Ищут новую краску, – улыбается Галина Юрьевна. – Если эксперты дают заключение, что образец не выдержал испытаний в кислоте или на воздухе, краска вздулась, “шубой” покрылась, такой строительный материал приходится списывать. И никаких компромиссов!  
Лирическое отступление. 1 октября Заполярной строительной компании исполняется пять лет. А на следующий день Галина Сивенкова отметит личный юбилей – 30 лет работы в ЦСЛ. Неофициально же со строительством Галина Юрьевна  связана гораздо дольше: дочь знаменитого бригадира отделочников домостроительного комбината, лауреата и делегата Зинаиды Нечаевой с детства слышала про мамину работу, про ее замечательных коллег, и, кажется, выбор будущей профессии был предопределен. И работать дочь одного из лучших в Норильске бригадиров могла только так, как мама, чтобы не посрамить фамилию. Зинаида Андреевна Нечаева, сейчас псковская жительница, и в свои 75 трудится по мере сил и об отдыхе не мечтает. Разве что ненадолго к морю съездить.
Размер имеет значение
…В прессовой, так называется помещение из двух смежных комнат на первом этаже ЦСЛ, испытывают контрольные образцы бетона, например со взлетно-посадочной полосы Алыкеля, кирпича, раствора, определяют крепость горных пород.
Сколько заключений о качестве и прочности сделала за 32 года Татьяна Гаджиева – не сосчитать. Зато можно увидеть, как работает лаборант физико-химических испытаний пятого разряда. Татьяна Борисовна берет прямоугольник средней величины, замеряет его и взвешивает, затем помещает бетонную “вырезку” под гидравлический пресс.
– Вес и размер образца нужно знать, чтобы определить прочность бетона, – поясняет коллега Гаджиевой Ирина Вавжикова. – Так, 37 500 плюс 21, – лаборант что-то записывает в журнале, делает несколько манипуляций на калькуляторе и произносит: – Очень хорошая прочность. Образец соответствует заявленной марке бетона.
В данном случае М-350. Строители понимают. Результаты испытаний, проводимых в ЦСЛ, попадут в исполнительскую документацию при сдаче объекта. Заказчик без этого работу не примет.
Лирическое отступление. В прессовой весьма прохладно: середина сентября, но здесь пока не топят. Лаборанты, конечно, зябнут, но вида не подают. Шутят, что при такой температуре работа особенно спорится. И для растений такой климат очень подходит. На подоконнике приветливо кивают головками желтые бутоны, похожие на хризантемы, “колосятся” фиолетовые цветки, которые здесь называют бархатцами. Рядом с ними растут помидоры. Семь плодов радуют глаз и вселяют надежду. Может быть, на хороший салат. Испытания этих образцов не проводились, а вот огурцы, посеянные Светланой Пануриной, дали отличный урожай. Шесть плодов уже съели, и ведь еще растут. Настоящие: нежно-зеленые, пупырчатые…
Леди качества
Лаборант по физико-механическим испытаниям на строительной площадке Евгения Палухина знает все галереи на Надеждинском металлургическом заводе: СУС НГМК – специальное управление строительства комбината – не без ее участия возводило цеха “Надежды”. Опыт той масштабной стройки сегодня во многом помогает ветерану ЦСЛ Палухиной. Не только на НМЗ или медном заводе, где подразделения Заполярной строительной компании реконструируют производственные мощности, но и на социальных объектах, таких как стадион “Заполярник”. За 32 года работы в отрасли Евгения Ивановна безошибочно научилась определять качество укладки бетона и монтажа металлоконструкций, легко найдет ошибки при отделке помещений и выполнении кровельных работ. Если найдет, исполнителю придется устранять замечания, а Евгения Ивановна обязательно проверит, как у него это получится.
– В управлении строительства адекватно реагируют на замечания, – рассказывает о смежниках Евгения Палухина.
А как иначе: опыт и знания на ее стороне. Знаниями Евгения Ивановна, как и ее коллеги из группы по контролю качества производства строительно-монтажных работ, подпитывается постоянно: книги, инструкции по применению строительных материалов, технологии производства работ едва ли не самое любимое чтение этих леди качества. Хорошо, пусть не любимое – необходимое, но  команда инженера Елены Беловой изучает все это с интересом! И с пользой для дела. Не зря же молодая коллега Палухиной Елена Прудникова считает: чтобы работать в центральной стройлаборатории, надо быть настойчивой и умной.
– Нужны знания и желание работать. Должна быть внутренняя ответственность за дело, – добавит позднее начальник ЦСЛ Наталья Плеханова.
Лирическое отступление. Отвечать за все, что делаешь, Наталья Николаевна научилась от родителей. Рассудительного, преданного работе первопечатника норильской городской газеты и замечательного фотокора “Заполярного вестника”, осторожного в общении, но добрейшей души человека Николая Васильевича Плеханова и великой труженицы, гостеприимной и веселой Евгении Ивановны. Родители привили обеим своим дочерям вкус к работе и чувство благодарности к людям, рядом с которыми трудишься. “Да они у меня умницы, цепкие” – это о Марине Будылиной, Ирине Вавжиковой, Ольге Оточиной, Ирине Соловьевой и других молодых сотрудниках.  “Мужиков научит, как бетон уплотнять” – штрих к портрету Ирины Алексеевой. “Умницы, универсалы” – это о ветеранах центральной строительной лаборатории. О себе руководитель лаборатории предпочитает не говорить: “Лучше посмотрите, какие уникальные издания у нас есть!”
Смотрим. “Отчет о результатах электропрогрева опытной кирпичной кладки на БМЗ”, технический документ за 1944 год. “Инструкция по устройству рулонных кровель”… Мы с фотокором Николаем Щипко оценили раритеты с исторической точки зрения, а Наталья Плеханова – с практической.
Это – “Заполярник”
– Самый надежный ориентир в работе – это сократовское “Я знаю только то, что ничего не знаю”.
Не сомневаюсь, Наталье Николаевне известен смысл изречения великого философа: чем глубже, обширнее знания человека, чем он мудрее и образованнее, тем яснее сознает, сколь малы и условны все его познания. И это, по Льву Толстому, высшая степень человеческой премудрости.  
За премудрость Наталья Николаевна наверняка мне отдельно выговорит. Но я сейчас не о ее личных достоинствах – о премудростях, которыми делилась с нами лаборант Евгения Палухина на стадионе “Заполярник”. На этом объекте ей приходится бывать чуть ли не ежедневно, поэтому Евгения Ивановна хорошо знает, как подрядчики делали послойную укладку щебня, были или нет проблемы с устройством дренажа, правильно ли бетонируются водоотводные лотки, насколько качественно работают штукатуры-маляры в здании АБК.
Обновленное спортивное сооружение норильчане ждут с нетерпением, строители понимают свою ответственность перед горожанами и заказчиком, стараются не ударить в грязь лицом. Как и планировалось, первые результаты реконструкции “Заполярника” норильчане увидели в третьем квартале. Футбольное поле уже почти полностью укрыли искусственной травой. Смонтирована дренажная система с подогревом трубы, чтобы в межсезонье вода на поле не застаивалась. На беговых дорожках “Заполярника” яркими терракотовыми пятнами лежит “Эластур-2” – покрытие, которое применяют на лучших стадионах европейского класса. Красота!
Хожу за Евгенией Ивановной по полю, по этажам административно-бытового комплекса, пытаюсь представить, как он будет выглядеть в четвертом квартале: реконструкцию АБК стадиона планируется провести к исходу нынешнего года, а в 2012-м на территории “Заполярника” обустроят малые спортивные площадки и парковую зону. Словом, и у строителей, и у специалистов из центральной стройлаборатории на этом ключевом объекте еще много дел.
Мужская работа
У дефектоскописта рентгено-гаммаграфирования лаборатории технического контроля качества Владимира Марущука, одного из десяти представителей мужской части специалистов ЦСЛ, в октябре начнется 35-й трудовой год в системе управления строительства. В семидесятые годы Владимир Антонович в составе “Сибтехмонтажа-1” участвовал в сооружении металлургического гиганта, за что награжден знаком “Строитель “Надежды”. В нынешнем августе в честь Дня строителя Марущуку вручили Почетную грамоту Министерства регионального развития РФ – как свидетельство его высокого профессионализма и признание компанией “Норильский никель” сегодняшних заслуг ветерана.
По образованию он инженер-механик, в советское время окончил курсы дефектоскопистов в учебном комбинате Минмонтажспецстроя – было такое учреждение “всесоюзного образца”, с тех пор совершенствует мастерство на практике. И каждый год, как все его коллеги по отделу, аттестуется в Москве. В старые добрые времена о таких людях сказали бы, что они работают с личным клеймом качества. Грамотно и ответственно.
Чтобы мне, дилетанту, легче было представить, как ведут “досмотр” дефектоскописты, наш герой сравнивает свою работу с системой безопасности в аэропортах.  
– Мы просвечиваем металл, контролируем сварные швы. Если монтажники меняют, например, нитки пульпопровода, контролируем стыки труб. Берем любое сварное соединение и в зависимости от среды, в которой проходит труба, проверяем сто процентов выполненных работ либо контролируем отдельные участки трубопроводов.
В работе дефектоскопистов рентгено-гаммаграфирования лаборатории технического контроля качества, по утверждению Владимира Марущука, физика замешана на высшей математике и электронике. Насколько важна в этом деле точность, компетентность и чем может обернуться малейшая невнимательность экспертов, Марущук не говорит, это само собой разумеется. Еще, как я понимаю, важна хорошая физическая подготовка: работа у коллектива, которым руководит Виктор Саломатов, достаточно тяжелая, должно быть, поэтому лаборатория состоит только из мужчин.
– Переносные аппараты весят до двадцати килограммов, – рассказывает Владимир Антонович. – Когда выезжаем на объект, берем с собой аккумуляторы, рентген-аппараты, кабели, кассеты…
Женщинам и вправду тяжело, у них и без этого нагрузки немаленькие. И ответственности хватает. В том числе за подрастающее поколение, возможно, будущих коллег, которых специалисты ЦСЛ заинтересовали своей работой. Как это произошло с учениками третьей норильской школы. Вместе с ребятами коллектив центральной строительной лаборатории включился в национальную систему развития научной, творческой и инновационной деятельности “Интеграция”. И по итогам всероссийской конференции “Национальное достояние России” удостоился благодарности организаторов за развитие молодых талантов.
Лирическое отступление. В центральной строительной лаборатории мы провели несколько часов и остались под впечатлением от доброжелательности коллектива, уважительного отношения этих людей к своему и чужому труду. Мне кажется, это отличительная черта профессионалов.
А что же нужно, чтобы успешно работать в ЦСЛ? Знания и еще раз знания, уверяет начальник лаборатории Наталья Плеханова. Умение принимать решения. И любить жизнь. Это зачем? Чтобы жить.
Сколько заключений о прочности сделала Татьяна Гаджиева...
Здесь кровлю обновили, а Евгения Палухина контролирует
Наталья Плеханова хранит сборник конференции “Национальное достояние России”
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск